Рожденный свыше

Остановившись у книжного прилавка перед  универмагом, Тимофей отвлекся на оживленный разговор двух парней, проповедовавших, по видимому, от какой-то из протестантских конфессий.
«Верите ли вы в Иисуса Христа как своего личного Спасителя?» – спрашивал молодой человек.

Тимофей прошел мимо них и, размышляя, направлялся в сторону своего дома.
Ответивший проповедникам, думалось, был искренен: «Я верю в Иисуса как доброго человека, возможно, пришедшего от Бога». Осевшие в памяти слова напомнили день, когда в жизни Тимофея многое изменилось.

До этого он тоже стремился жить справедливо и с особым уважением относился к воспитанным нравственно людям; посещая библиотеку, брал книги из серии «Жизнь замечательных людей». Тимофею вспоминались моменты, в которых приходило недоумение и бессмысленность в утверждении своих моральных принципов. "Зло побеждает..." - приходили искушения. И тогда Тимофей часто вспоминал людей, отдавших жизнь за принципы добра, и часто вспоминал об Иисусе Христе, как о "добром человеке"... И если есть Бог, то Иисус тот человек, который об этом должен что-то знать...

В тот  день, когда перевернулась жизнь Тимофея, он читал книгу о жизни святых «Добротолюбие». 
В то время восприятие жизни 26-летнего человека зрело в какой-то углубляющейся серьезности, поэтому его ищущая душа приобрела эти книги, не обращая внимания на неудобство старорусского языка.
Непонятной особенностью в повествовании авторов было то, что они говорили не о человеке, а о "Господе" Иисусе.  Сама же описываемая жизнь святых была выражением твердости, самоотречения  с необычайной непостижимой глубиной духа. По мере чтения тот Дух, пронизывал сердце и убеждал, что эти  люди «знают куда идут». А прошлый материалистический опыт будто растаял.
С нравственной стороны, приходило понимание: что высоко у людей, то мерзость перед той необъяснимой глубиной духа... и истина – в Иисусе.
В том месте, где описывался внешний образ одного из Старцев, Тимофей очень ясно понимал духовность и совершенство этого святого человека.
Тимофей медленно отодвинул книгу, встал из-за стола, постоял немного, и сказал: «Господь, я хочу быть христианином... и быть ближе к Твоему народу».  Три раза перекрестился справа на лево (о каком обычае давно знал) и уже сразу почувствовал, что внутри него что-то изменилось. Некая  святая атмосфера наполнила комнату, а обычные вокруг предметы будто излучали некое золотое свечение.
Так Тимофей стал новым человеком - христианином.

По недолгому времени, Тимофей, читая Евангелие, приостанавливал чтение в том месте, где Иоанн креститель свидетельствовал об Иисусе. Снова и снова вчитываясь в контекст первой главы (Ев. от Иоанна), он не мог объяснить и преувеличить чудо этих строк и сопровождающие переживания их.
Сегодня-то Тимофей знает, что переживания Духа Святого являются для христианина духовной реальностью, преобразованием и богопознанием. Знает, что Отца и Сына верующие познают через переживания в Духе Святом. Отсюда и обращение: «Господь Иисус».
Также читая псалмы, Тимофей давно уже встретился с другим аспектом того чудного прошлого переживания. «Лучше быть у порога в доме Божьем, нежели жить в шатрах нечестия».

Однако сейчас, по дороге домой, переходя улицы, наш ученик Христа обнаружил для себя что-то странное из разговора тех ребят возле ЦУМа, и что-то новое в понимании «Спаситель».
Разобравшись дома с делами, вечером, по обыкновению, Тимофей вышел в гости к дяде Павлу.
Дядя Павел жил недалеко в трех кварталах. Это был христианин пожилого возраста и человек удивительной внутренней благодати, в обществе которого Тимофей ощущал себя как в некой духовной церкви.
Открыв калитку, старик добродушно улыбнулся и молча, пошел с гостем в дом.
В доме, не спеша, расставив стулья за столом, поставив на плиту чайник и помолчав немного, спросил: «Тима, как дома?»
– «Нормально…  Дядя Павел, о чем я хотел спросить?» – у Тимофея была традиция вопросы духовной жизни оставлять до встречи со своим старшим другом.
Тимофей сказал: «Мне Бог простил грехи и дал новое рождение, значит Он меня спас. И теперь есть исповедание грехов, старание не грешить и становиться лучше... Но мне показалось, что «Спаситель» – это должно быть больше?.. Я верю в Его заботу, в грядущее воскресение, но эта вера и нынешняя жизнь не имеют той силы и реальности, как начало моей христианской жизни».

После некоторой паузы дядя Павел ответил: «Тимофей, «становиться лучше» или «хуже» в этом вопросе не играет главной роли. Но для меня, грешного человека, Бог является Спасителем.
Да, Господь очищает наши грехи, но Он дает нам их видеть. Чем больше мы видим грех и его силу, тем больше мы нуждаемся в спасении. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

В комнате наступила тишина. Тимофей заметил, что последние слова были не только напоминанием о «Послании к римлянам», но обращением перед Господом, и именно это стало изменять его понимание контекстов тех глав: о грехе и спасении. Одновременно в памяти Тимофея восстанавливались некоторые протестантские миссионерские проповеди, которые в своё время можно было слышать в кинотеатрах и домах культуры. Приходило различение духа - эти проповеди основывались больше на моральных стандартах, неглубоких подражающих чувствах, а изложение изобиловало лишь знанием Писания и остротой ума.
Но сейчас Тимофей встретился снова с внутренней жизнью. Он входил в познание святости Божией. На глазах выступили слезы: «Спасибо, дядь Павел, я зайду потом». Он вышел и побрел в сторону дома. Внутри Тимофея бурлила настоящая река Гихон, трудно было сдержать слезы. Но эти слезы были особенные – духовные.  Это было переживанием радости спасения.
Вот такой удивительной благодати был старик.

Впоследствии, читая Библию, Тимофей понимал, что он уже по-другому читает. Духовный опыт Тимофея становился глубже. Возрождение продолжалось, и сопровождающее покаяние носило характер погребения прежнего ветхого человека.
Восприятие становилось тоньше: если раньше исповедовался очевидный грех, то теперь Тимофей смотрел: «свет, который в нем, не есть ли тьма?».
К тому же, Писание все больше становилось живым светильником («всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, выносящему из сокровищницы своей новое – то есть живое откровение и "старое" - слово, согласное пророческому слову писания»). Внутренний свет проливался на внешнюю жизнь, и, «если притупляется топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить» (Еккл. 10:10).

Спустя несколько лет вера и жизнь Тимофея вошли в новое качество. Действительно, уже не приходилось «напрягать силы» в убеждении к вере своей неверующей жены, ибо свидетельство больше утверждалось в жизни, слова знали время и устав.
Проблемы, которые иногда возникали в трудовой жизни, давно перестали решаться через принципиальность характера и импульсивную волю. Когда, похоже, их решал Господь, когда приходила прозорливость.
Тимофей считал, что иногда Бог специально людям создает обстоятельства, чтобы они учились думать и становились тоньше для принятия некоторых истин жизни (как у Соломона – «в дни благополучия пользуйся благом, а в дни несчастия размышляй»).
Да и неслучайно, наверное, когда Тимофей уже сам мог проповедовать, одна из первых проповедей Тимофея начиналась с толкования (с 20-го по 33-й стихи) притч Соломоновых.
Это было время, когда ему уже ясно представлялся путь христианского свидетельства по внутренней жизни.
Из книги «Откровение» он знал, что победа над тьмой приходит через 1 - принятие искупительной крови Иисуса Христа, 2 - через слово свидетельства своего и 3 - самоотречение души своей даже до смерти. Есть христиане, которые еще не сильны в слове свидетельства и духовном подвиге.
Так, обратив еще внимание на то, что Иисус перед крестной смертью говорил об этом как о крещении (от Луки 12:50), и Павел говорил о своей смерти как о «венце» к лучшему воскресению, Тимофей усмотрел для себя внутренний аспект крещения через  силу жизни. Ибо из спасенных: «один малым наречется в Царствии Небесном, а другой большим».

В своих проповедях Тимофей, хоть и имел желание говорить к спасению душ, но никогда не отчаивался от духа неприятия и  противления, а имел утешение, что главный его Учитель и братья по Царству знают, о чём он говорит.
И был Тимофей благодарен Господу больше не за «знание, которое упразднится и пророчество, которое умолкнет».  А  за молитву, которую он всегда начинал со слов:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня; не отвергни меня от лица Твоего и Духа Святого Твоего не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего, и духом владычественным утверди меня...» (пс. 50).
И благодарил Бога за то, что на жизненном пути ему встретился такой человек и духовник, как дядя Павел.


Рецензии
Михаил, Вот уж во истину-
вера - это таинство.
Удивительная история прихода к вере!
И жена приобщилась.
А муж мой, вот, никак!
Но будем уповать на Господа.
С радостью души,

Ната Гранковская   09.02.2021 17:56     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо за твоё внимание. Насчёт жены было написано в надежде. Она до сих пор верит в Бога "по своему". И обращается, насколько мне известно, только к святой Матроне Московской. Она считает, что главное - верить, делать добро и честно жить. Остальное по желанию. Ещё говорит, что может через мужа спастись. Даже не знаю, это её личное мнение или кто из верующих подруг подсказал. Общаться она всеравно не будет.

Духовное Христианство   25.05.2022 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.