Об Иисусовой молитве - как оно есть

Господи Иисусе Христе Сын Божий, помилуй меня грешного.
1.Молитва Иисусова не требует заучивания многих слов. Но в ней внимание отдаётся  тому истинному и достаточно ёмкому образу Божьему, вполне наглядному и пробуждающему образу Бога в Иисусе  Христе.
Что открывает верующему христианину имя Иисуса?
Воспоминание о святости Его и великих Божьих чудесных исцелениях, воскрешениях, о подвиге мученической смерти, о воскресении и вознесении. Это свет Евангелия - Благая Весть.

Чем лучше мы впитали в себя Евангелие, тем полнее и крепче собирательный образ Иисуса проработан в наших частных переживаниях Евангелия и обобщенном чувстве благоговения.
Только так возможно "привести в силу" имя Господа Иисуса. Ибо в пустом обращении можно уподобиться тому, кто говорит «Господи, Господи, а сердце его далеко от него». (Ев.)
«Открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим.1:4).
Откровение Иисуса Христа в Сыне Божьем позволяет нам приблизиться к откровению боговоплощения и исповедовать Иисуса Господом. Всё это, также, является некогда предметом соответствующего переживания, которые приводят к откровению  веры  и поклонению Господу Иисусу.
Имя Иисуса Христа приходит в мир не только со времени евангельских событий. Но предвозвещается в ветхозаветных Пророках и продолжает светить и освещаться в деяниях Апостолов и слове их Посланий.
Всё это ориентирует и даёт представление о высочайшей духовной нравственности, понимании промысла Творца и святости духовного подвига. Это приближает к святому чувству и располагает к встрече со Святым Духом.

2. О прошении «помилуй меня грешного».
Когда искренно исповедуешь свою немощь, опираясь на Божью милость, то это и есть один из видов смирения, в котором приходит мир и покой.
Здесь же, в истине открывается «путь» исповеди. Мир и покой приходят в сердце очищенное исповедью, куда и входит свет надежды.
Исповедание своей греховности – это исповедание в памятовании частных грехов и осознания общего состояния «слепоты, нищеты и наготы».
Иисусова молитва позволяет, ради исповеди и лучшего созерцания Господа, делать отступление на вышеописанные предметы.
В этом деле не главное духовность или добродетель, главное – искренность и вера, способность сбросить лукавое и преходящее.
Но если есть дух жизни и добродетель, то ещё лучше – к тому и стремимся.

То, что Иисусова молитва возможна при воздыханиях, это понятно. Но и в благодушии нужна Божья милость, что бы ни заснуть, ни облениться, ни впасть в другие искушения от хорошей жизни.

Очень распространенно учение, о практиках, способствующих  молитве.
Но роль тех практик не существенна относительно искренности,  желания спасаться и молиться. Напротив, это скорее вредит искренности - поклонению в духе и истине. Однако легкомысленные ученики обычно предпочитают именно вот такие внешние «манипулятивные» действия, уклоняясь в мечтание.
"Дыхание" или "распознание точек блаженного воздействия", или "помещение ума в сердце" – Апостолы в этом не нуждались, и им это было бы не интересно.

Однако часто утверждается,  что Апостолы не только интересовались  умным деланием, но и открыли его как «во Христе тайну» и заповедали ее для нас, с ссылкой на Еф. 3:
"Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - ...открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге...Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, ...да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши".
Как и в «откровенных рассказах странника» Апостол Павел цитировался: «непрестанно пребывать в молитве»…
Всё это, конечно, согласуется и с Иисусовой молитвой, и «умным деланием», и с «внутренним человеком»,  и Духом Христа, вселяющегося в христианине.
Но повторюсь, искренность, желание спасения и молитвы - уже есть решающая сила нашего выбора к памятованию о Боге и приближения к Нему. И насколько это необходимо, настолько «непрестанно богопамятование».

При искренней необходимости спасения души Иисусова молитва является следствием воздыханий духа (страх Господень, покаяние) или радости во Христе (благодарения в духе, когда приходит благо-говение, ответственность - чувство свободы, но и долга: избрание обязывает и необходима милость Бога и Христа всегда).
В итоге, говоря о радости во Христе, по сути, Благой Вести,  мы приходим к Евангелию.
Что такое Евангелие? – Это начало познания Христа. Но это очень богатый и неисчерпаемый источник. Это и есть тот источник и благодать, которую стремятся обрести через Иисусову молитву и «умное делание».
Если теперь представить, что Евангелием для Апостолов был Сам Иисус Христос и Его призвание приходит в откровении и силе Святого Духа,  то уже зачем в молитве «прислушиваться к дыханию»?
А нам Ап. Иоанн говорит: "О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение -- с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1Ин:3).


Рецензии
Михаил!
Это просто золотое толкование Иисусовой молитвы!
Как жаль, что многие верующие просто "долбят" ее про себя или вслух.
Это как попытка проткнуть пальцем небо, чтобы капнула на них сверху капелька благодати...

Ната Гранковская   17.02.2021 11:37     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за твою отзывчивость и понимание.
Да, если бы этим стучались к Богу... Но здесь же уповают на "волшебную молитву". Ещё особую теленую практику к этому присовокупили, и систему дыхания...

Михаил Пушкарский   29.09.2021 23:39   Заявить о нарушении