Израненные души по Алексею Арбузову

Лариосик: Господа, кремовые шторы... за ними отдыхаешь душой... забываешь о всех ужасах гражданской войны. А ведь наши израненные души так жаждут покоя...
М. Булгаков. Дни Турбиных. 1925г.

Спектакль «Мой бедный Марат» по одноименной пьесе Алексея Арбузова, безусловно, одна из самых тонких и глубоких постановок Камерного театра п/р Б.И. Голодницкого. Молодой талантливый режиссер Станислав Голодницкий деликатно подошел к великолепному драматургическому материалу и в то же время внес свои изменения, уже можно сказать, характерные для почерка этого постановщика. Но об этом – чуть позже.

В советское время пьесы Арбузова буквально не сходили со сцены. Так,  драма «Мой бедный Марат» в короткий период с 1965 по 1969 год была поставлена более трех тысяч раз! Лаконичный язык, совершенная композиция, образная сеть ключевых слов. Но в то же время некоторая недоговоренность и неоднозначность диалогов дают определенную свободу в трактовке образов.

О любви сказано немало, не хватит всех слов мира, чтобы описать это явление. Но в пьесах Арбузова любовь – трепетная, настоящая, не на словах, а в самой сути героев. Проявляется по-разному, плачет по-разному, но горит и живет. Есть ли сейчас такая любовь? Не знаю. Но очень хотелось бы. И что еще есть у Арбузова – выбор, выбор своего пути, дороги в любви, определение своего предназначения в жизни. А при выборе играют одну из ключевых ролей в пьесе Арбузова – ценности, характеризующие эпоху, культуру, человека. И героев ведут эти ценности, заставляют принимать решение или как раз не дают его принять.

Блокадный Ленинград, комната в полуразрушенном доме. Этим крохотным пространством волею судьбы оказываются объединены два семнадцатилетних мальчика и девочка, которая под аккомпанемент обстрела встречает свое шестнадцатилетие, -  Марат, Леонидик и Лика. Блокада является фоном и своего рода условием зарождения любви и дружбы. Автор делает нас свидетелями нескольких встреч героев – в 1942, в 1946 и в 1956 годах, показывая их личные изменения и эволюцию отношений.

Арбузов создал образ потрясающей глубокой дружбы, в которой друзья из любви друг к другу готовы жертвовать своим личным счастьем, чтобы помочь более обделенному из них. Борьба за женщину заставляет их расставлять свои позиции так, чтобы минимально навредить дружбе, самоуверенно полагая, что любовь вторична.

Несколько изменились отношения мужчин в постановке С. Голодницкого. Более выпукло показана их неуверенность в себе, ревность друзей друг к другу, исчезла арбузовская теплота и нежность встречи в сорок шестом.
Но, несмотря большую жесткость диалогов, «Мой бедный Марат» на сцене Костромского камерного театра погружает зрителей в мемуарно-лирическую атмосферу, созданную инструментальной музыкой направления «new age». Психологично, с истинно художественным чувством стиля артисты – Екатерина Юркова (Лика), Василий Голубев (Марат) и Дмитрий Смирнов (Леонидик) через своих персонажей отразили эпоху. Особенно трогательны сцены, относящиеся к 42му году – перед зрителем предстают подростки с характерными юношеской угловатостью, идеализмом и быстрыми перепадами настроения от радости к печали. Знакомство Марата и Лики, их первые конфликты, робость, деликатная чуткость по отношению друг к другу и первый поцелуй показывают всю внутреннюю чистоту и даже детскость героев. Очаровательна сцена, когда Лика по-детски пытается в благодарность за подарок на день рождения – раздобытый кусочек сахара,  –  поцеловать Марата в щеку, а он отклоняется. В нем уже дало ростки более зрелое чувство к Лике и оно заставляет держать дистанцию. Но оба героя здесь – непосредственные и искренние; подростки, которые видели  чуть больше горя, чем им полагалось по возрасту. Мы наблюдаем зарождение отношений, робкое ощущение счастья на фоне трагедии блокады. Танец, пространство затопляет музыкальная тема и их первый и единственный поцелуй скрывает темнота… Появляется на сцене новый герой – Леонидик.

Содержится ли в имени этого персонажа аллюзия на героя пьесы М. Булгакова, Лариосика? Думаю, что да. Внезапность появления, некоторая инфантильность, потребность в защите и опеке. И – ощущение недолюбленности. И это здесь – ключевое. В первых сценах Леонидик вызывает сочувствие и симпатию своей робостью и кажущейся беззащитностью. В своем монологе он сообщает, что на примере матери видел настоящую любовь, но никогда не поймет эту любовь. Он не поймет ни жертв, ему приносимых из любви, и сам он не способен на жертву. И в обсуждаемой постановке для места этого персонажа в трио предложен характеризующий символ: Леонидик приходит в себя после долгой болезни, Марат садится за фортепиано и начинает наигрывать объединившую ранее его с Ликой музыкальную тему, но Леонидик прерывает его. Мелодия обрывается, а отношения Лики и Марата замораживаются, возвращается дистанция самого начала знакомства. Эта музыкальная тема сопровождает героев на протяжении всего спектакля, и здесь поступок Леонидика выявляет её знаковый смысл.

В костромской постановке жизнь обошлась с Леонидиком жестоко: он потерял не левую руку, согласно пьесе, а правую, что меняет многое. Утрата левой руки – это увечье, вызывающее жалость, но не трагедия, а вот потеря правой – символ дефекта личности. И здесь внутриличностные проблемы,  заявленные в первом монологе, развиваются и резко проявляются в нём. Его чувство ненужности, недолюбленности обостряется, не позволяет воспринимать любовь  друзей к себе. И те, стесняясь своего личного счастья в соответствии с ценностями эпохи, жертвуют собой ради него. Но этот поступок друзей не делает Леонидика счастливым, его продолжают мучить неуверенность в себе и ревность. И эволюция героя в этой постановке пугающая. Он не просто опустился, не просто неудачник или серость. Леон остается в душе глубоко одиноким человеком, поэтом, который так и не спел свою песню. Истерический, практически демонический смех пьяного Леонидика пугает и отталкивает уже во время встречи в 1946 году, позднее его семейные отношения с Ликой вызывающе грубы и провокационны. В его жутком смехе слышно многое. И запрограммированность на неудачу, и ревность. Ревность, преследующая как паранойя, страшная и уничтожающая. Ревность к чужому успеху, ревность к другу.

Получив любовь в детстве, Лика готова заботиться о ближних, она всегда жалеет более слабого, испытывает чувство вины даже за свою радость, когда другим может быть плохо. В начале знакомства – это девочка, которая не всегда задумывается о будущем. Но… Ею, как и Маратом, руководят ценности, характерные для этого необычного времени. Жалость к ближнему, чувство ответственности, в том числе и за чужое счастье. И – правда. Обман, даже в малом, рассматривается как преступление. Поддерживать слабого и никогда не врать – вот жизненное кредо Лики. Она – исключительно положительный персонаж, что является проблемой для воплощения образа. Удивительный глубокий грудной голос актрисы Екатерины Юрковой вызывает ассоциации с советскими киногероинями 40-60х гг. Этот голос заставляет ждать от неё и совестливости, и решительного поступка, действия. И вот, Лика в качестве своей миссии видит «спасение» Леонидика. Марат, как бы там ни было, со всеми проблемами справляется сам. И её больно коробит то, что Марат постоянно по-мальчишески привирает, сочиняет, стараясь казаться лучше в глазах друзей. Для неё не существует лжи во благо…

В данной постановке между Ликой и Маратом с появлением Леонидика появляется дистанция. И даже немного иначе: Марат как будто с приходом  уходит в тень, на второй план, закрывается; поэтому очень непросто определить его образ. Их затягивает игра «Я могу сказать, но не скажу». И Лика, как и Марат, не может сказать напрямую, что любит его. Марат выжидает, когда выбор Лики определится естественным образом. А Леонидик, наоборот, спешит и настаивает, истерически требуя внимания к себе. Не имея иного выбора, Лика выбирает страдающего и нуждающегося в помощи.

И дистанция между двумя любящими героями на сцене костромского театра кажется физически ощутимой, что является характерным для психологических постановок С. Голодницкого. Общаясь друг с другом, Марат и Лика мало жестикулируют, совсем не прикасаются друг к другу. Внешняя статичность в отношениях этих персонажей напоминают чеховские диалоги без взаимопонимания и…даже тяготят зрителя. Так и хочется крикнуть из зала: «Да обними ты её!» Но, как и мост Марата, диалоги остаются недостроенными… И лишь с наступлением зрелости, Марат перестает прятаться за мальчишескими фантазиями и может сказать честно и открыто – он любит Лику и отказавшись от неё, бежав от ответственных решений, он потерял себя. Но Лика и Леонидик меняются иначе: они начинают врать сами себе, стараясь поверить в то, что все их мечты сбылись, что они состоялись и, самое главное, - нашли друг друга… Но, не договорив, не будучи искренними до конца, они стали терять не только друг друга, но и самих себя! Все они - «затухающие вулканы»…

Учитывая глубину деградации Леонидика в данной постановке неожиданна и удивительна его метаморфоза в финале – он решается уйти и отказаться от всего, что разрушало его жизнь или не позволяло взять себя в руки.
Теперь, как и в юные годы, Марату и Лике для того, чтобы прикоснуться друг к другу, нужно преодолеть определенного рода деликатность в отношениях. Дистанция между ними угнетает и в финале постановки, когда Леонидик ушел. И вновь Марат садится за фортепиано как при появлении Леонидика и начинает исполнять мелодию их юности и первого поцелуя. И оба разражаются заразительным смехом, как тогда, в 1942м, будто не было последних нерадостных лет. «Ведь их израненные души так жаждут покоя!» И здесь зритель ждет, что Лика прикоснется к Марату, но постановщик не дает этой тактильной разрядки. Получится ли у них быть вместе, смогут ли они преодолеть расстояние прожитых лет, мог бы нам рассказать один единственный жест, лишь одно прикосновение рук… Но режиссер оставляет их дальнейшую судьбу за кадром, предоставляя зрителю бесконечное поле для размышлений…

И. Пекарская. Февраль, 2013
Камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого.


Рецензии