Городские нищие

    В любую погоду стоят они при дороге, на церковной паперти, у подземных переходов и униженно просят подаяние. Жалкие старухи, калеки, мамочки с младенцами - они есть в каждом городе, они есть во всех, даже в богатых странах. Они были во все времена. Кто они? Почему оказались на улице?
 
    Подавать или нет - каждый решает для себя сам. Некоторые подают, другие не подают принципиально, а кто-то остановится и поругает - мол, работать надо!
   
    Мне всегда было интересно, кто эти люди? Как они докатились до такой жизни?  Подавать или нет? Ставила опыты на себе. Дам денежку и иду дальше, а вслед слышу - "Спасибо, тебе. Да благословит тебя Господь! Дай Бог тебе здоровья!" - выходит, что за какую-то мелочь получаешь благословение. А не подашь, даже если промолчит - спиной чувствую осуждение, немое или озвученное - "Жлобская морда!" Потому, когда ко мне обращаются, да ещё с именем Божьим, то всегда подаю, даже если сама нуждаюсь в это время.
 
    Муж подруги часто ездит в Китай по бизнесу, даже язык китайский выучил, разговорный. Он рассказал, что в Китае относятся к нищим с уважением, называют их "божьи люди" и подают охотно, считая, что это хорошо для души.

    Откуда мы знаем, чей путь более праведный? В православии есть много святых, живших подаянием. Тут и Матронушка Московская, и Святая Ксения, и Василий Блаженный. Были угодны они Богу, чудеса творили при жизни и после смерти, через иконы и молитву к ним.

    Нищие учат нас милосердию и не наше дело, как они распорядятся собранными деньгами - это их выбор.

    Однажды мне пришлось близко пообщаться с одной представительницей этой древней профессии. Ранней весной 2013 года я попала в больницу с осложнением после пневмонии. В одной палате со мной лежала пожилая женщина. Когда месяц лежишь вместе в одной палате, обо всем расскажешь подруге по несчастью.

    Была она ещё не старая пенсионерка, 62 года. Пневмонию заработала, зимуя в холодном сарае, куда её пустила сердобольная кума. Свой дом у тети Оли сгорел. Кто поджег - история тёмная. Только оказалась она бездомною. Пенсия нищенская, всего 600 леев - угол на неё не снимешь, на хлеб да кашу едва хватает.

    Проработала тетя Оля всю жизнь на фабрике "Букурия". С мужем развелась давно. Единственный сын пятнадцать лет просидел в тюрьме, а потом женился и забыл про мать. Просить помощи она боится - невестка попалась не добрая, тоже сидела в тюрьме. В больнице тёте Оле было хорошо - тепло, кормят и лечат бесплатно, благо что медицинский полис она имела.
 
    Тихая и простая женщина обо всех заботилась, мыла посуду, поправляла кровати, убирала мусор. Благодарила когда её угощали фруктами и другими деликатесами, которые приносили другим женщинам щедрые и заботливые родственники. Саму тетю Олю не навещал никто. Только раз за целый месяц к ней пришла невестка и они долго ругались между собой. Из разговора мы поняли, что тетя Оля дружит с рюмкой и бутылкой. А потом стало ещё интереснее.
 
    Перед Пасхой она резко засобиралась домой. Просила, чтобы её выписали. Увидев мое недоумение, она объяснила - на Пасху хорошо подают! Можно прилично заработать! И рассказала о своем промысле.

    Однажды, за бутылкой вина, она познакомилась с мужчиной, который приобщил пенсионерку к нищенскому промыслу. Он был калекой, инвалидом войны в Афганистане, просил подаяние в военной форме с табличкой на груди: "Подайте ветерану Афганистана на пропитание". Стоял возле подземного перехода. Подавали охотно. В день зарабатывал до пятисот леев (около 40 долларов). На такие деньги в нашей стране можно жить безбедно.

     Когда тётя Оля назвала возраст "афганца" я воскликнула, что он молодой и не мог воевать в Афганистане по возрасту!
 
    - Правда твоя, - ответила она,- не воевал он, в тюрьме сидел, там его и искалечили. На ногу хромал, а руку между ног засунет за пояс брюк и пиджак сверху с пустым рукавом - вот и калека готов.

    - Зарабатывал хорошо, только пил сильно, а после на наркотики подсел. Однажды его нашли в парке мёртвым. Позвали тетю Олю. Только она отказалась хоронить - он не был ей законным мужем, да и бил её частенько, в пьяном угаре. Земля ему пухом.

    Тётя Оля просила подаяние возле храма. Сначала было стыдно, стеснялась встретить знакомых. Потом привыкла. Это стало хорошим подспорьем к пенсии.

    Выписали пенсионерку перед Пасхой. Больше мы не виделись. Если встречу её где-то, просящей милостыню, обязательно подам.

   


Рецензии
Да, вопрос с ложный: подавать или нет, и раздражаешься, когда понимаешь, что попрошайничать уже превратилось в профессию, но Спаситель сказал: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42).
Вы, Нина, правильно написали "Откуда мы знаем, чей путь более праведный? В православии есть много святых, живших подаянием. Тут и Матронушка Московская, и Святая Ксения, и Василий Блаженный. Были угодны они Богу, чудеса творили при жизни и после смерти, через иконы и молитву к ним.
Нищие учат нас милосердию и не наше дело, как они распорядятся собранными деньгами - это их выбор."
Около Храма всегда подаю милостыню и заранее её готовлю. Действительно - не моё дело, на что и как они её потратят. Это надо мне.
Тема интересная.
Спасибо.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   29.10.2020 13:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Людмила за интересный отзыв! Я с настороженностью смотрю на людей, отказывающих в милостыне убогим. Само слово Убогий = у Бога. Значит они зачем-то нужны и не нам их судить.

Нина Джос   29.10.2020 15:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.