Пересадка в Дебальцево. 1946 год

Станция Дебальцево запечатлелась в моей детской памяти своим необычным, каким-то не славянским, названием. Вероятно, это было в 1946 году. Моя мам везла меня из Харькова на летние каникулы к бабушке в село Михайловка, Алчевского района, Луганской области. Помню, что в Дебальцево все

обязательно шли через санпропускник. Тогда всё ещё велась борьба с последствиями войны - со вшами и сыпным тифом. В санпропускнике все раздевались догола, сдавали одежду в жарокамеру и проходили в моечное помещение, где мыли всё тело с мылом. Мыло было  большой роскошью. Выйдя

оттуда, мы получили посадочный талон на другой поезд. Однако многочисленные
дяденьки ехали просто на крыше без билетов...К моему удивлению, мам сняла с себя мужскую  майку с дыркой на спине и ушла на 5 минут. Эту майку я никогда прежде не видела. Мам вернулась с кусочком хлеба, который мы тут же съели. На вокзале была "толкучка", где

крутились продавцы и покупатели. Спрос на одежду был такой огромный, что даже майка с дыркой пошла нарасхват...В то время не было никаких магазинов
одежды. Даже если бы я спросила: "Мам! Мам! А где ты это взяла?", она бы ответила мне: "Не мамкай!"- и всё. Теперь же я предполагаю, что она получила

эту списанную майку в военном госпитале № 384, где она работала. Ведь именно там  мне дали маленькую пижамную курточку, которую мы покрасили, перекроили и сделали из неё пальтишко на ватине. Лишь 50 лет спустя я узнала, что эти полосатые "пижамы", в которых ходили все солдаты в госпитале, были взяты в фашистских концлагерях в качестве военного трофея. И я, любимая дочь погибшего в 1941 году советского военного врача, не имела на зиму ничего, кроме концлагерной курточки...

На левой стороне курточки, над сердцем, было пятно,оставшееся немного непрокрашенным. Что за нашивка была там прежде?.. Тогда мы, конечно, не знали, что фашисты заранее шили концлагерную одежду в расчете также и на детей-узников.   
 
У бабушки в Михайловке не было никаких признаков сельской жизни. Бабушка жила
в учительской квартире при временной начальной школе без сада, огорода и  кабанчиков. Прежнюю школу и школьный парк  спалили фашисты. Никогда не забуду вид обугленных деревьев, тянувших свои черные руки к небу как бы в мольбе о пощаде...

Раз в день бабушка варила нам кулиш из пшена и кислой капусты. Других продуктов у неё не было. Но лично я
не испытывала в них потребности, так как я ещё ни разу в жизни не видела яиц,
мяса, масла или пирогов. Мечтой моего детства был кусочек черного хлеба с
жареным луком...

В конце лета по селу разнесся слух, что из Германии вернулись девушки, угнанные в 1941 году на подневольный труд. На девушках было надето по четыре платья! Так им удалось скрыть своё богатство от жадных глаз таможенников...

http://www.proza.ru/2012/09/27/195
"Военное детство. Поиски отца"

Так выглядел вокзал в Дебальцево после освобождения Украины в 1943 г.
Фото военного корреспондента Л.И. Яблонского (1914-1988). Вечная память!

7.7.2016 Опять Дебальцево в огне. Поросенко наступает.


Рецензии
Дебальцево... Звучит как Сталинград.
Спасибо за память.
Здоровья и успехов в творчестве.

Алексей Бойко 3   14.11.2019 11:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей! Мы поняли друг друга. Городу Дебальцево и теперь досталось.
А ещё "Сталинград" - это Великие Луки.
Сейчас дам ссылку.

Жарикова Эмма Семёновна   18.11.2019 02:59   Заявить о нарушении
Когда-то давно я уже читал Вашу статью. Освежил в памяти.
Спасибо за Ваш труд.

Алексей Бойко 3   18.11.2019 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.