Яхта императора

                Церемония закладки яхты состоялась 1 октября 1893 года на верфи «Burmeister & Wein» в Копенгагене, в присутствии российского императора Александра III, императрицы Марии Фёдоровны и цесаревича Николая Александровича. Руководил строительством корабельный инженер Н.В. Долгоруков и инженер-механик Н.А. Пастухов. Через два года, 26 февраля 1895 года, в присутствии членов королевской семьи Дании во главе с кронпринцем Фредериком и всего дипломатического корпуса «Штандарт» был спущен  на воду. Окончание сдаточных испытаний яхты прошло во время пребывания в Дании Николая II. 8 сентября 1896 года, крейсерская яхта под командованием капитана 2-го ранга И.И. Чагина*, приняв на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, ушла в Англию в сопровождении «Полярной звезды». С этого похода началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
      
                Внутренняя отделка кают и салонов была выполнена по проекту датского художника Людовига Монберга. Императорская яхта представляла собой двухвинтовую шхуну с гафельными парусами водоизмещением 5480 тонн. На ней были установлены две паровые машины мощностью 6 000 л.с. каждая, позволявшие развить скорость до 22 узлов.  Длинна судна 112,8 м., ширина 15,4 м., осадка 6,6 м., 24 котла работали на угле. Экипаж состоял из 16 офицеров и 357 матросов. Клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая фигура двуглавого орла.
          
                «Штандарт» имел две палубы - верхнюю и главную. На главной  палубе (за машинным отделением) находились императорские апартаменты, включавшие в себя общую гостиную, отдельные кабинеты и отдельные спальни государя, государыни и вдовствующей императрицы, столовая, салон, каюты наследника, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. В носовой части судна, ниже главной палубы, размещались кладовые, мастерские, душевые и кубрики команды, в самом низу находился грузовой трюм и пороховой погреб. В кормовой части располагались каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, радиорубка, душевые кабины, а ниже - рефрижераторные камеры для провизии. Три динамо-машины вырабатывали электрический ток напряжением 100 V и располагались в средней части яхты.
               
                Салоны яхты имели деревянную отделку из вишни и ореха, стены в императорских каютах облицовывались кожей или кретоном.* Остальные каюты высокопоставленных особ отделаны карельской березой, столовая — ясенем, а коридоры — дубом, клёном и белым буком. Золочение не применялось. Помещения экипажа были облицованы окрашенным дубом и сосной.
         
                В кормовой части верхней палубы, размещалась императорская надстройка. В ней находился зал на 70 человек для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. Постепенно «Штандарт» превращался в летнюю резиденцию двора, там нередко проходили официальные приемы. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рабочих каюты для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой.   Спасательные средства яхты состояли из  2-х больших паровых и 2-х моторных катеров, 2-х 14-ти вёсельных  и 2-х 10-и вёсельных баркасов, 2-х шестивёсельных яла и 2-х восьмивёсельных шлюпок.

                В 1917 году экипаж яхты принял участие в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный штаб балтийских моряков  — Центробалт. С 1917 по 1936 гг. яхта носила имя  «18 марта»*. В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти», с 1948 ходила уже под именем «Ока». На судно было установлено оборудование постановки мин, артиллерийское вооружение. Были заменены паровые машины, обеспечивавшие скорость хода 14 узлов и дальность плавания - 2300 миль. Первое боевое крещение минзаг получил 23 июня 1941 года, а 25 июня потопил подводную лодку противника. В начале ноября 1941 принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. В 1950-х годах был переоборудован в казарму, а в 1961 году - стал   мишенью для учебных стрельб.

               

*  участвует в Цусимском сражении 14(27) мая 1905 года на крейсере «Алмаз», единственный крейсер прорвавшийся с боем во Владивосток.
*  плотная жёсткая хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент - клетки или полосы.
*  в память о первом дне Парижской коммуны


Рецензии
Какая славная судьба этого произведения инженерной мысли, но с грустным финалом:
"...а в 1961 году - стал мишенью для учебных стрельб."
К сожалению, и многие пламенные революционеры, изменившие, точнее, сломавшие судьбу великой страны, сами стали мишенью для исполнителей приговоров...

Евгений Неизвестный   12.08.2015 12:08     Заявить о нарушении