Яхта императора
Внутренняя отделка кают и салонов была выполнена по проекту датского художника Людовига Монберга. Императорская яхта представляла собой двухвинтовую шхуну с гафельными парусами водоизмещением 5480 тонн. На ней были установлены две паровые машины мощностью 6 000 л.с. каждая, позволявшие развить скорость до 22 узлов. Длинна судна 112,8 м., ширина 15,4 м., осадка 6,6 м., 24 котла работали на угле. Экипаж состоял из 16 офицеров и 357 матросов. Клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая фигура двуглавого орла.
«Штандарт» имел две палубы - верхнюю и главную. На главной палубе (за машинным отделением) находились императорские апартаменты, включавшие в себя общую гостиную, отдельные кабинеты и отдельные спальни государя, государыни и вдовствующей императрицы, столовая, салон, каюты наследника, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. В носовой части судна, ниже главной палубы, размещались кладовые, мастерские, душевые и кубрики команды, в самом низу находился грузовой трюм и пороховой погреб. В кормовой части располагались каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, радиорубка, душевые кабины, а ниже - рефрижераторные камеры для провизии. Три динамо-машины вырабатывали электрический ток напряжением 100 V и располагались в средней части яхты.
Салоны яхты имели деревянную отделку из вишни и ореха, стены в императорских каютах облицовывались кожей или кретоном.* Остальные каюты высокопоставленных особ отделаны карельской березой, столовая — ясенем, а коридоры — дубом, клёном и белым буком. Золочение не применялось. Помещения экипажа были облицованы окрашенным дубом и сосной.
В кормовой части верхней палубы, размещалась императорская надстройка. В ней находился зал на 70 человек для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. Постепенно «Штандарт» превращался в летнюю резиденцию двора, там нередко проходили официальные приемы. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рабочих каюты для начальствующего состава, над ними — ходовой мостик с рулевой рубкой. Спасательные средства яхты состояли из 2-х больших паровых и 2-х моторных катеров, 2-х 14-ти вёсельных и 2-х 10-и вёсельных баркасов, 2-х шестивёсельных яла и 2-х восьмивёсельных шлюпок.
В 1917 году экипаж яхты принял участие в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный штаб балтийских моряков — Центробалт. С 1917 по 1936 гг. яхта носила имя «18 марта»*. В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти», с 1948 ходила уже под именем «Ока». На судно было установлено оборудование постановки мин, артиллерийское вооружение. Были заменены паровые машины, обеспечивавшие скорость хода 14 узлов и дальность плавания - 2300 миль. Первое боевое крещение минзаг получил 23 июня 1941 года, а 25 июня потопил подводную лодку противника. В начале ноября 1941 принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. В 1950-х годах был переоборудован в казарму, а в 1961 году - стал мишенью для учебных стрельб.
* участвует в Цусимском сражении 14(27) мая 1905 года на крейсере «Алмаз», единственный крейсер прорвавшийся с боем во Владивосток.
* плотная жёсткая хлопчатобумажная ткань из окрашенных в разные цвета нитей, дающих геометрический орнамент - клетки или полосы.
* в память о первом дне Парижской коммуны
Свидетельство о публикации №214012800453
"...а в 1961 году - стал мишенью для учебных стрельб."
К сожалению, и многие пламенные революционеры, изменившие, точнее, сломавшие судьбу великой страны, сами стали мишенью для исполнителей приговоров...
Евгений Неизвестный 12.08.2015 12:08 Заявить о нарушении