Покой нам только снится...

 (или городская котельная в шаговой доступности)


  Жизнь наша – сплошной каждодневный сюрприз.
 
  Ты никогда не знаешь, где ты будешь жить завтра, даже если не предпринимаешь никаких решительных действий, не даёшь стрекача на падший Запад или в растленную Америку,
 
  Живёшь смирно и размеренно: стараешься не нарушать российских законов, не входишь в конфликты с  правоохранительными органами.  Ведёшь себя  благопристойно,  законопослушно, как мирный гражданин отечества. Ходишь тихонько, мелким шагом. И даже если ты неподвижно, десятилетиями продолжаешь быть прописанным по одному и тому же адресу, застряв в одной и той же координате GPS – всё равно тебе не угадать того, где ты будешь жить завтра. Потому что это зависит не от тебя.  А от невидимых и незнаемых хозяев и распорядителей твоего оконного пейзажа,  воздуха, которым тебе предстоит дышать, грязи, которую тебе предстоит обозревать в окошко или месить ногами или колёсами.
   
   Так случилось и с нами. С бедным беззащитным населением Заводской улицы достославного и всехвального (судя по названию) города Отрадное. Нам построили котельную. Впрочем, ничего чрезвычайного не случилось. Эта котельная красуется на своём месте давно. Со времён социализма. Воздвигнутая заводом ЭМО для обогрева своих домов, населённых своими рабочими. 

   Эх, славное было время. Столь славное, что рассказ о нём напоминает благодушную рождественскую сказку, в которую не каждый ребёнок поверит. Разве что взрослый, который лучше разбирается в измышленных и правдивых историях. Но я расскажу, тем более, что это совсем не сказка, а сказочная быль.

   Итак, Заводская улица в Отрадном, выстроенная в начале 60-х годов истёкшего века  на берегу Невы  не для каких-то чужеземных покупателей и заезжих жителей, но для семейств своих родных рабочих.  Её смиренные скромные хрущёвочки выстроились гуськом вдоль забора родного завода, доверчиво прильнув к нему, не сводя глаз-окон с любимого предприятия. И эта любовь была взаимной. Заводская считалась своей улицей для завода, её построившего. И поэтому здесь было всё в прекрасном порядке. Отличный асфальт вокруг домов. Стройные ряды тополей вдоль дорожек. Кроны деревьев с маниакальной регулярностью стригли каждую весну, не давая им подняться выше уровня второго этажа. Детская площадка с качелями. Высокая деревянная гора посреди двора. Хоккейная коробка, деревянный настил которой зимой домохозяйство заливало водой. Волейбольная площадка с  твёрдым ровным щебёночным основанием и натянутой между железными столбами сеткой. Даже два теннисных стола красовались в разных краях улицы. Я не говорю о дверях и скамейках. Их каждый год ремонтировали и красили! Я не говорю о подъездах, в которых периодически делали ремонт. И подметали лестницы. И вывозили мусор. И сажали кусты. И даже своим дорогим работникам, желающим заняться садоводством у дома, в ЖКО раздавали саженцы и садовый инвентарь.
    Эх! Да что уж там… Наивное было время.   Всё прошло, всё миновало.

    И среди прекрасных дел заводской администрации по наведению порядка во вверенных ей окрестностях и создания удобств для жизни своих людей, была и прекрасная котельная, воздвигнутая на территории завода для согрева родных душ. Это доброе строение полностью оправдывало своё доброе предназначение: исправно давало горячую воду в батареи, и более никак не привлекало к себе внимание граждан. Разве что своей сорокаметровой трубой из красного кирпича, устремлённой в небо.  Само же здание котельной было НЕВИДНО и НЕСЛЫШНО.

    Но рухнул социализм, и всё пошло прахом. Куда исчезли хорошие хозяева, мы не знаем. И этот вопрос не является целью нашего повествования. Нынче всё на старенькой Заводкой потихоньку ветшает и разваливается. На собственную лестницу, на которой ремонт не проводился более 30 лет, чужих людей стыдно заводить. Года три-четыре тому назад соседи заманили, почти за руку завели, депутата А.Б. Белоуса. Но он такое выразил восхищение порядком, что бедные его проводницы потеряли дар речи. Свой восторг нашим интерьером он объяснил тем, что другие живут гораздо хуже.

   Но есть у нас и хорошие сдвиги. В позапрошлом году сделали вожделенный ремонт крыш и водосточных труб. Однако, года не прошло, половина новых труб развалилась. И никто из ответственных структур этого не знает. И дела никому нет. Хотя офис хорошей компании “Сервис”, возглавлявшей этот ”капитальный” ремонт, находится как раз на Заводской. Но хозяева ничего не видят. Вообще у них с глазами не очень. Из 6 объявленных в техническом задании водосточных труб на доме №3 поменяли 5 (одну не заметили и забыли).
    Но это всё мелочи жизни. Тихо разваливаются дома и молчат.

    Хуже другое. В нынешнем году неизвестная нам структура занялась строительством новой отопительной системы в городе. Мы не будем обсуждать преимущества или недостатки нового технико-экономического решения. Того, почему отказали котельной Промэнерго, размещённой на производственной территории завода “Пелла” и до сих пор снабжавшей теплом микрорайон Механического. Не нашего ума это дело. Скажем лишь о том, как это отразилось на нашей жизни, на жизни маленького человека с Заводской улицы.

   То, что всё Отрадное всё лето было разрыто, известно всем. Жители терпеливо ожидали своей новой участи: с энтузиазмом прыгали через канавы и с любопытством глядели на огромные трубы. Прокладывалась теплоцентраль. Дело благое. Постепенно жизнь в центре города принимала обычные очертания. Траншеи исчезали, а на их месте иногда даже появлялись благодушные пешеходные дорожки. В октябре заваливали землей и рвы в окрестностях котельной на Заводской. Однако, испокон веков проходившая между 4-5 домами асфальтовая дорога исчезла под слоем грязи, машины и поныне месят газон.

   Видимая нам модернизация котельной закончилась тем, что в конце лета пробили три дыры в крыше котельной и воткнули три пятиметровые трубы, вероятно, по трубе над каждым котлом.  Вставили стеклопакеты в окна-витрины котельной, обращённые на жилые дома. В стене котельной вверху окон зияют несколько вентиляционных отдушин, выполненных в виде раструбов-рупоров, нацеленных на жилые дома.
   И пошла работа…

   С утра до ночи и с ночи до утра, без перерыва на обед и сон, стоит рёв на Заводской. Дрожат от него безвинно страдающие жители домов и посетители детской площадки. Рев стоит всегда и без пощады. Днём как-то полегче: острота регулярного колебания несколько размывается, на технический шум накладываются другие источники, но ночью частотная вибрация становится особо агрессивной, от неё невозможно скрыться, она проникает даже в закрытые окна.  Из трёх новых труб котельной и ещё каких-то двух непонятных металлических бочек прямо на уровне 2-3 этажа постоянно развевается дым (фото 1,3). По-своему это, конечно, даже удобно – дым заменяет флюгер. Мы всегда видим, куда дует ветер. Если с Красного Бора или с “Победы”, или с “Любимого края” – хорошо, тогда дым из трубы не летит в наши окна. Если дым кочегарки валит на нас, тоже хорошо, значит, отрава из Красного Бора, “Победы”, или с “Любимого края” несется не к нам.  Да, хорошо…  Удивительно лишь то, что рядом с грядой новых труб-коротышек стоит настоящая высокая труба и обычно отдыхает. Но шутки в сторону. Есть правила, технические условия возведения и модернизации котельных в селитебных зонах. Санитарные нормы по  шуму, по вибрации, по выбросам дыма.

   В Своде правил  СП 89.13330.2012; СНиП II-35-76. КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ (Министерство Регионального Развития РФ,  Москва, 2012)
   в разделе 6. Объемно-планировочные и конструктивные решения  указывается,  что 
– “Площадь оконных проемов должна быть минимально необходимой (п. 6.16.)”. (А в нашем сооружении окна-витрины как во дворце съездов).
–  Котельные, размещаемые в селитебной зоне, должны обеспечивать уровень звукового давления в соответствии с требованиями СП 51.13330. При этом в проектах должны быть предусмотрены мероприятия по подавлению структурного шума и вибрации (п. 6.18). /А у нас вентиляционные отверстия снабжены усилителями-рупорами!/
   В разделе 20. Охрана окружающей среды:
- Уровни шума и вибрации, проникающие в ближайшие жилые помещения от работы всего оборудования котельных, не должны превышать значений определенных санитарными нормами для дневного и ночного времени. (п. 20.12)
- Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок, окна, двери, люки, вентиляционные решетки и др.) должны обеспечивать снижение воздушного шума, распространяющегося из котельной в ближайшие помещения жилых, общественных и промышленных зданий до уровней, допустимых санитарными нормами. (-20.13.)
   В разделе 9.2. Дымовые трубы написано:
- Для котельных необходимо предусматривать сооружение одной дымовой трубы. (п. 9.2.2). (А у нас  в одном месте  6 !!!  Зрелище воистину кошмарное, когда они задымили все разом в ночь c 14 на 15 января сего года).
- Высота дымовых труб определяется на основании результатов аэродинамического расчета газовоздушного тракта и проверяется по условиям рассеивания в атмосфере вредных веществ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (п. 9.2.4.)

   Из приведённого документа следует то, что
 
   Котельная – это сооружение для людей, а не против людей.
 
   Почему мы, несчастные малограмотные непрофессионалы-жители должны  изучать нормативные документы по строительству и эксплуатации котельных? И уличать, и обличать, и воевать с теми, кто получает за свою такую работу деньги?
   Почему мы должны расплачиваться своим здоровьем за чью-то расхлябанность, или безответственность, или бездушье, а, может, экономию средств, либо материальную выгоду?  Мы, неповинные живые люди, безропотные плательщики налогов и податей нашим хозяйственникам за обеспечение наших удобств.
   Что нам делать? Куда деваться? Опять звать Роспотребнадзор? Прокуратуру? Президента? Гаагский Суд?   Так надоело воевать!
    Ау, откликнетесь, хозяева нашей жизни, будьте милосердны.

                о смирением  и надеждой на добрый ответ,
                Л.Ф. Московская


Рецензии