Дети Марии

Арт-студия, или арт-центр, возник как тема совершенно  неожиданно. Когда написала о детском Музее на траве в Париже, пришло письмо, что в Москве есть подобный центр и называется он детская художественная студия «Дети Марии».


Я ничего не слышала об этой студии раньше, но зато видела удивительные картины и поделки детей-инвалидов в нашем городском доме детского творчества. Здесь история похожая, только масштабнее и многообразней.


Первое сентября - как нельзя лучший повод поговорить о детях, тем более – о детях-сиротах и детях с особыми нуждами. Уникальный опыт, накопленный реабилитационным  центром «Дети Марии» за двадцать лет, из числа тех, что дает наглядное представление о том, как можно заниматься реабилитацией таких детей.


Постепенно из конфет и разовых акций в детском доме вырос проект, совмещающий в себе разные направления реабилитации: от психологической и физической до социальной. Это подобие  Дома милосердия, который есть во многих городах России, но фундаментальней, шире, глубже. Искусство – только часть их реабилитационной программы, хотя и очень важная.


Я сама прошла через интернат и понимаю психологию ребенка, который рос без матери и отца. У детей-сирот моего поколения не было таких материальных возможностей, какие  есть сейчас во многих детских домах, но какие бы материальные блага эти дома не имели, дети здесь никогда не получат полноценного социального опыта и к обществу будут адаптирваться с трудом.


Потому что дети растут в коллективах с детской системой ценностей, которая не учитывает взрослый мир и нюансы человеческого общения между взрослыми. В детском коллективе не принято прощать, здесь много жестокости от прямоты  и правды, мир черно-белый, но и много доверчивости и неутоленной жажды любви.


Взрослый мир совсем иной, значительно сложнее, многогранней, опасней, но жить в нем придется всю оставшуюся жизнь. Чтобы смягчить детские  нравы, нас тоже приобщали  к искусству. В нашей школе-интернате  были кружки пения, рисования, вышивки, выпиливания. С любовью вспоминаю о всех преподавателях той поры.

 
Но нас никогда не учили самостоятельности, наш детский дом был казармой: мы жили по строгим правилам и строгому регламенту, который назывался режимом, мы ходили в одинаковой одежде и чаще строем, нам запрещалось выходить за ограду,  со взрослыми общались только как начальник-подчиненный, хотя и были исключения. Но замкнутый мир интерната не перенесешь в жизнь.


Кто-то назовет  это школой воспитания и дисциплины, кто-то считает, что благодаря интернату не стал преступником, но от этого школа  не перестает быть специфической – привычка к несвободе, страх нарушить правила, давление авторитета и начальника во взрослой жизни становятся тормозом вхождения в мир взрослых и адаптации к жизни в обществе, причиной неумения общаться и пользоваться свободой.


Поэтому то, что делает центр Марии Елисеевой, это еще и напоминание о моем  детстве и о том, насколько действительно тяжело преодолевать привычки и стереотипы закрытого детского коллектива.

 
Преклоняюсь перед преподавателями, работающими с трудными детьми, работающими не за плату, а за совесть и интерес. А дети действительно трудные, не по характеру, а потому что обделенные любовью, особенно родительской, всегда живут с жалом в сердце.


А если  есть любящие родители, то они часто жалеют своих детей-инвалидов, родившихся не такими, как все. Мне рассказывали случай, который поразил.  Волонтеры нашего городского центра детского творчества с трудом уговаривали маму мальчика-инвалида, не владевшего руками и ногами, разрешить учить его рисованию.


Она их выгоняла, говорила, что это бесполезно, что эти занятия будут утомлять  и без того физически слабого ребенка. Но,  в конце концов, она сдалась. Мальчика стали учить рисовать.


Постепенно его научили держать зубами кисть, потом научили различать краски и пользоваться ими, потом появились первые рисунки.  Сейчас картины мальчика выставляются в галереях, их покупают за немалые деньги и вызывают интерес у коллекционеров за границей. 


Картины действительно необычные, они есть  в выставочном зале центра детского творчества. С каким восторгом рассказывают преподаватели центра об этом чуде, о том, что это они помогли не проглядеть талант. Теперь  мама  мальчика с ужасом вспоминает и думает, что если бы не настойчивость волонтеров, она могла бы лишить ребенка радости обретения себя.


Но самое главное, на мой взгляд, в арт-студии «Дети Марии» - понимание того, что детей-сирот надо учить самостоятельности и общению не только друг с другом, но и со взрослыми, что кажется гораздо более важным с точки зрения жизни потом.


В детском мире находишься  всего лишь два неполных десятка лет, а жить придется в трудном и неоднозначном взрослом мире, к которому  эти дети не приспособлены, потому что не знают и не чувствуют его. Говорю по собственному опыту.


Идея постинтернатовского патроната, создания арт-клуба  с привлечением разных поколений, представителей разный национальных культур, помощь в социальной реабилитации и адаптации тех, кто старше 18 лет, - то, что выходит за рамки сладкого периода детства, но значительно важнее в становлении полноценного и счастливого человека.

 
Историческая справка:
Арт-студия «Дети Марии» начала создаваться в 1993 году, но официально была зарегистрирована через несколько лет.  Когда появилась первая съемная квартира на Павелецой, начали с того, что вместе нарисовали на стене картину «Остров счастья». Это был прообраз мира, который они хотели создать.

Но внутри холод сиротского детства оставался не растопленным. Пришла идея помогать тем, кому хуже. Так в центре появились дети-инвалиды, как тот мальчик, о котором рассказывала.


Вскоре Дети Марии сами стали благотворителями: поездки в школу Беслана, захваченную террористами в 2004 году, помощь престарелым инвалидам и благотворительные концерты, они научились зарабатывать деньги: при студии есть свой магазин, где можно купить поделки и рисунки детей.


Волонтеры, бывшие выпускники и преподаватели вместе создали особый мир, в котором хорошо и детям, и взрослым, где каждый может научиться тому, что в жизни станет подспорьем:  рисовать, вкусно готовить суп и кашу, печь пироги, лепить, говорить на другом языке, играть в театре –  это путь  в большой взрослый мир, который уже  не будет казаться таким страшным и непреодолимым.


Авторский блог:
http://sotvori-sebia-sam.ru/art-studiya-deti-marii/


Рецензии