Омская экспериментальная сцена. Вкратце

  Мне всё равно интересно, даже если я попаду просто-таки «в яблочко» этим прогнозом, кого в первую очередь назовут в Омске из рок-музыкантов. Даже не Александра Монина. Что на самом деле несколько неверно. «Омским» даже сам он себя не считал, я сейчас не Монина имею в виду, конечно. Да, Егор Летов жил в Омске и умер здесь, но…
  Ни одного полноценного концерта Летов в Омске не дал, да как-то и не старался это делать, рассматривая Омск, как некое убежище от тех, кто будет искать его, как, собственно, ищут любого музыкального кумира. Летов вообще был человеком достаточно некоммуникабельным, если разобраться. Что не так важно. Как неважно и то, что в последнем составе ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ кроме него из Омска был только Александр Чесноков, игравший с ОБОРОНОЙ до логического завершения проекта. Наталья Чумакова поселилась в Омске, но родом она, кажется, из Новгорода. А Павел Перетолчин – новосибирец, хотя сейчас живёт в Москве, наверное, если ещё куда с ДЕТЬМИ ПИКАССО не переехал. Засим тему прикроем, и дальнейший разговор будет о тех проектах, которые оказались в тени ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, причём, незаслуженно, так как проекты были довольно интересные.
  И об омском панке я тоже говорить не буду, так как уже делал на него обзор. Засим перейдём к сцене, к которой ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА на самом деле принадлежала, если хорошо  разобраться. Экспериментаторы всех родов и видов, как говорится.
  В первую очередь, конечно же, речь о проекте, который очень многие ошибочно связывают с тусовкой «GrOb Records», где они действительно записывали альбомы, и которой они помогали аппаратурой какое-то время. ПИК КЛАКСОН. Вообще-то, их надо описывать отдельно и подробно, так как проект знаковый для Омска даже больше где-то, нежели ОБОРОНА. Они часто числятся не очень сведущими людьми по ведомству панк-рока, но всё ещё числящим их по этому ведомству я бы рекомендовал достать их альбомы, начиная с самых ранних, и внимательно послушать, чтобы понять глубину своего заблуждения. Широкий разброс стилей, концептуальный подход к творчеству и весьма солидная эрудированность братьев Евгения и Олега Лищенко были далеки от панк-рока, скорее, это был авангард. Конечно, ближе к поздним годам музыка местами стала упрощаться, становилась жёстче, а когда Евгений Лищенко умер в больнице после неудачной операции, появился КЛАКСОН ГАМ, и вот он уже был во многом пост-панковым проектом. Что же до совместного с Летовым АДОЛЬФА ГИТЛЕРА (именно этот состав стал ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ на время выступления в 1987 году, на рок-фестивале в Новосибирске), то этот проект базировался на punk-77, возможно. Но только музыкально, так как в действительности у этого проекта была очень чёткая концепция, вылившаяся в альбом «Лечебница», посвящённый тоталитаризму, как явлению, и явление это было доведено до абсурда и пародии. В конце 1990-х годов Олег Лищенко и Сергей Нейн кооперируются с Дмитрием Ивановым (СВ-32, ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ, ИГЛА) и создают ориентированный на традиционный рок проект ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ЛЮКИ. Под самый конец он и вовсе выступал с акустической гитарой, чаще всего – в одиночку.
  Разумеется, нельзя не упомянуть поначалу акустический проект, позиционировавший себя, как «бамперный рок», носивший название ОРГКОМИТЕТ и писавший внешне наивные песни, ни разу не выйдя на сцену, но сумев записать два магнитоальбома («Основы бамперного рока», «Москва. Радио. Сказочнику»). Примерно в том же духе развивались проекты ОТСУТСТВИЕ ОСОБОЙ НЕОБХОДИМОСТИ Алекса Штоля и НОВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП Александра «Флая» Макаренко. Флай позднее больше прославится, как бард.
  Проект Евгения Ильичёва ЛАМПОЧКА ИЛЬИЧА был причислен к панк-року из-за некоторых композиций, но в действительности проект был намного разностороннее по звуку и ближе всё-таки к авангарду, а не к панку. Присутствие в проекте Вячеслава «Вацлава» Синицына (он же Арсений Букинцов, сотрудник журнала «Архив Омского Рока» и основатель проекта ОРГКОМИТЕТ) и Андрея Чурсина, к панк-року на самом деле имевших очень мало, если не ноль отношения, было фактором, уводящим от панка, а они были не менее важными участниками, нежели Константин «Казимир Баблаков» Маклаков или сам Ильичёв (кстати, известный, как Лукич). Какие-то наработки этой формации в дальнейшем, если глянуть, даже пошли в «препарацию» более поздними проектами тех же Чурсина и Вацлава (позднее уедет из Омска и будет играть в проекте ВАЦЛАВ И ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА), да и на той же студии было написано несколько экспериментальных работ. Позже Лукич стал заниматься синтезаторной музыкой, но как-то не слишком на этой почве выдвинулся. В какой-то мере этот проект можно даже назвать «колыбелью омского оверграунда», опять же – заслуживающего очень большого стороннего исследования. Хотя, справедливости ради, эта связь не так легко обнаруживается, потому что «развал» по времени – значительный.
  Примерно в те же годы активно экспериментируют в своём кругу два совершенно непохожих друг на друга проекта, работающих в одном и том же артагентстве «Вавилон».
  Вышедшие из среды студенческого театра и КВНов ВАРЯ ЛЕДЕНЦОВА И ЛЕВЫЕ БРАТЬЯ, о которых, помнится, был разговор в своё время, работают в области вполне традиционной музыки (порой не ими написанной) и весьма своеобразных, а кому-то и попросту непонятных текстов, в итоге чего к району 1993-94 годов выковался актуальный на тот момент «декаданс», помноженный на философию Бхагавана Шри Раджниша, что прямо не использовалось, но некоторый налёт «придурковатости» (на это, кстати, основатель проекта Павел Мошкин не только не обижался, но даже где-то считал за комплимент) оттуда в проект пришёл. Проект просуществовал довольно долго, не обзавёлся какой-то внушительной дискографией, а позже стал трансформироваться в новые формы, в которых от прежнего проекта осталось разве что «ядро» в виде Павла Мошкина (впрочем, вот тут он – Гоша Виноватов) и Натальи «Вари Леденцовой» Евтиной, которая нередко выступает в гордом одиночестве, используя фонограмму «минус один».
  В другом направлении развивался ветеран омского рок-движения, участник группы MILKY WAY, бард, а позднее авангардный поэт и писатель Игорь Третий, ставший просто-таки символом омской авангардной сцены 1992-96 годов. Своей отправной точкой он неоднократно называл сюрреализм, а тексты (не считая сонетов Шекспира и «Я вас любил» Пушкина) были порой на грани абсурда. В музыкальном отношении проекты Игоря Третьего после «бардовского» периода 1985-91 годов балансировали на грани различных стилей, нередко являя собой законченные образцы постмодернизма, чему часто способствовали и тексты, в которых чужие строчки обретали сугубо своё значение, уже присущее данным проектам – возникшей в 1991-92 годах ХИЖИНЕ ПОЦЕЛУЕВ и временно сменившей её в 1993 году ГРУППЫ 11, в которой соавтором Игоря Третьего был гитарист Тимур «Джордах» Костогоров, игравший попутно и в ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ Василия Метелёва (когда Игорь Третий уйдёт из ГРУППЫ 11, стиль этого проекта изменится именно в сторону пост-панка), после чего ХИЖИНА ПОЦЕЛУЕВ возродится в 1994 году, просуществовав два года, Игорь Третий вернётся к полностью акустическому стилю и будет поддерживать студию ЭКЗОТИК ХОЛМ, где опять же будет тусоваться немалая часть всё того же «оверграунда». Потом он уедет в Москву, чуть не станет звездой, но проблемы с алкоголем не дадут этому произойти, а уже в наше время он переедет на Алтай, где бросит пить и снова вплотную займётся творчеством и систематизацией уже сделанного.
  Ещё одной немаловажной формацией для «оверграунда» является лейбл «Spasmatic Records», в какой-то мере наследовавший ЛАМПОЧКЕ ИЛЬИЧА. Его основал Алексей Курочкин, так же игравший в группе АУТСАЙДЕР. Флай, Сабина Лоренц, Елена Нуриева, Спартак Сорокин – это только те, кого я вспомнил навскидку из этой тусовки, и они сделали немало для создания той формации экспериментаторов, которая «варилась» в акустических фестивалях «Без дна», а позднее прошедшей красной нитью через омский рок в целом, не говоря уже об «оверграунде», который их руками во многом и был создан, хоть и не только. В основном, как вы понимаете, это всё были акустические и полуакустические эксперименты, но на них одних никто и не замыкался.
  Значимым для формирования уже нынешнего «оверграунда» проектом стали БРОДЯГИ ДХАРМЫ, группа авторов с единственным представителем «надёжного тыла» в лице бас-гитариста Александра Вавилова. Дмитрий Избалыков, Михаил Колмогоров, Александр «Дилан» Узких и Андрей Чурсин были авторами песен данной группы, и такое количество творцов не привело к конфликтам внутри группы, так как все участники разделяли её концепцию: «Первичен творец, и уже только потом идёт эстетика». Они отыграли всего один концерт, толком ничего не записав. Потом уехал из Омска Дилан. Группа несколько изменила состав, и «центровка» пошла уже в сторону Чурсина. Новый состав получил название ШТАГА-ДАГА-ДЖАЗ-БЭНД, дал всего один полуакустический (как и БД, впрочем) концерт и распался, ничего не записав. От прежнего состава остались только Александр Вавилов и Андрей Чурсин, перкуссией (бонгами) по-прежнему занимался Спартак Сорокин, а новым участником стал Дмитрий «Джин» Бугаев, плюс рядом с проектом постоянно тусовался Андрей «Ключанский» Иванов, также известный, как Таат. Ключанский, Чурсин, Джин и Вавилов позже создадут проект ТЕРМОС, вышедший очень далеко за пределы музыкальной группы и активно сотрудничающий с театром «Мистерион» и художественным дуэтом «Славлена Собык». И как раз ТЕРМОС – едва ли не самый яркий проект в «оверграунде», хотя несправедливо было бы считать его центром данной тусовки: там хватало других личностей, которые делали для движения ничуть не меньше, а порой даже и побольше, чем ТЕРМОС, хотя никто никогда не пытался говорить о том, чей вклад больше, а чей меньше. Так вот, по большому счёту, вклад каждой формации внутри движения в его развитие – одинаков, кто-то что-то делал одно, а кто-то помогал другим.
  Здесь стоило бы сразу отметить проект PENELOPA DREAMS, созданный Кинесом Кизиитовым, по совместительству – редактором влиятельного независимого журнала 2000-х годов «Патефон Сквер», сейчас уже трансформировавшегося в сайт, несколько перешедший рамки журнала, как такового. Полуакустический проект с философскими текстами, активно участвующий в различных мероприятиях, среди которых, например, художественные выставки – в принципе, в Омске таких проектов хватало, но тут заметным отличием было стремление сделать именно качественный проект с акустическими, порой даже необычными инструментами (например, «поющими чашами»), и как раз таких проектов на момент продвижения этого проекта вместе с журналом не хватало. В этой же среде развивались и такие проекты, как ОТВЕТ НЕТ Дмитрия Полякова, разросшийся из акустического экспериментального дуэта до электрической группы, играющей вполне техничный фанк, ТЕПЛОВОЙ ЭФФЕКТ Степана Шпехта, позже создавшего проект ТРИБАНАНА,  а ещё позже – центр «Мегаёж», занимавшийся организацией концертов. Ну, и «супергруппа одного альбома», в которой среди прочих засветился фронтмен АНТИКВАРИАТА Руслан Бикбаев (сейчас больше занимающийся видеосъёмкой) – ЗАПОЙ. Впрочем, как раз музыка здесь была частью огромных процессов, в которые включились «Spasmatic», «Exotic Holm» и многие другие, часто забытые или толком себя не показавшие персонажи и формации. Сейчас всё это действует, но с поправкой на то, что многие уже не в Омске, а Кинеса Кизиитова более или менее постоянно на одном месте проще застать в Интернете, оффлайн же он то тут, то уже вон там.
  Но не акустикой единой жива омская экспериментальная сцена, хватает здесь и весьма интересных электрических и электронных проектов, порой – с весьма приличной историей.
  КОСТЯНОВЫ ОРГАЗМЫ – «старожилы» омской экспериментальной сцены, проект играет года с 1995, хотя свой характерный почерк они выработали где-то года с 1998. Сложная музыка со странноватыми текстами, одно время сопровождавшая свои выступления танцами трио, в котором особо выделялись сейчас уехавшая в Москву Мариэтта «Маро» Захарян и Антон «Хруст» Ашихмин. Третьего участника установить автору этих строк пока не удалось, и с мужской частью именно танцевальной группы могут быть ошибки. КО могут показаться несколько бесхребетными, потому что на самом деле в группе несколько ярко выраженных «моторов» – басист и автор названия Руслан Ринас, вокалист и менеджер Константин Бондарев, второй вокалисткой группы стала Светлана Гузей (в прошлом игравшая с группой ФИНАНСОВЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ). Проект довольно эпатажный местами, но при этом именно музыкальная часть у них очень сильно выражена, музыканты в ОРГАЗМАХ играют очень даже профессионально. При достаточно экспериментальной, а то и сложной музыке этому проекту удалось в районе 1998 – 2000 годов «поймать удачу» с участием в мероприятиях городского масштаба, позже это как-то схлынуло, но группа только немного поменяла состав, продолжая существовать по сию пору, пусть и без обильных концертов.
  В ту же пору начал активно действовать и проект ВЕРЕСК, созданный Евгением «Ойгеном» Шмидтом, но на ранних этапах это был проект больше арт-роковый, его даже сравнивали по технике с KING CRIMSON, когда они были гитарным составом. Но получилось так, что в 2000 году в группе остались только Шмидт и барабанщик Виталий Дорофейчик, и именно тогда Шмидт отложил в сторону гитару и стал играть на аналоговом синтезаторе «Аэлита». Проект обрёл необычное для Омска звучание, хотя к району 2001 – 2002 годов группа доукомплектовалась бас-гитаристом и вторым клавишником, хотя и без них звучание проекта было весьма плотным и напористым, к тому же не было в нём и «механического» начала, ожидаемого от проектов с сильным упором на синтезаторы. Позже Шмидт уехал в Германию, и ВЕРЕСК стал играть реже. Сейчас Шмидт – звукорежиссёр в «USSR Studio».
  Не менее интересным и даже популярным проектом стал SADANAKAR, в котором принимали участие музыканты, одно время игравшие в различных проектах артагентства «Вавилон», в частности, гитарист ГРУППЫ 11 последнего состава Дмитрий Шамрай. SADANAKAR очень сильно основан на электронной музыке и различных околоэзотерических концепциях (собственно, название проекта восходит к «Розе Мира» Даниила Андреева). Проект работает и по сию пору, имеет немало поклонников. Какой-то прямо «экстремальной» экспериментальностью всё же проект не отличается, и его музыка, в принципе, достаточно «массовая», если сравнить с многими другими проектами экспериментального толка в Омске. В принципе, то же самое можно сказать и о проектах, отчасти связанных с SADANAKAR, хотя в чём другом, а в какой-либо «попсовости» их никоим образом обвинить нельзя.
  К «старой гвардии» уже не совсем можно отнести формацию, которая экспериментирует в области музыки, по сравнению с которой SADANAKAR покажется поп-роком, а ТЕРМОС – вокально-инструментальным ансамблем эпохи СССР. Основное название этого проекта – «энергия*», но вокруг этого проекта уже сложилась целая среда из параллельных формаций, в которых так или иначе задействованы все три участника данного образования, вместе ли или по отдельности. Поначалу основатели и единственные, кто остался с самого начала, Павел «Симон Ян Микровски» Владимиров и Дмитрий «Крамб» Лапутин (Михаил «Микаэль Ковшъ» Хохолков – это более поздняя история для данного проекта), начинали с «комнатного» панк-рока, иногда даже порой экспериментального. ЛЫСИНА ЛЕНИНА, ЖОЛУДЬ И ВЛАД, МАНАГА-ГА, КАШТАНКА И СЕМЕЙНИКИ, КНС-58, DEMOLISHED LAP развивались именно в этом ключе, но в какой-то момент появилась «энергия*», и уже на записи альбома «Ушии Цобобы» (2003 год), с которого начинается большая, а порой даже запутанная дискография данного проекта, панк-роком с некоторой натяжкой можно было именовать только первый номер – «Объяснительная (Коня)». Дальше Симона и Крамба понесло в области ambient и прочих околошумовых стилей, основным началом которых были фантасмагорические тексты и названия альбомов, а также легенды о создании проекта и том, что Крамб – это два субъекта: биоробот Эпсилон-Крамб и таз квашеной капусты с разумом Омега-Крамб, направляющий действия Эпсилон-Крамба. Куча народа, периодически пристающего к этой троице, долгое сотрудничество с Андреем Чурсиным. Проекты с названиями, не уступающими альбомам – ХАН МЯСО, ОТЕЦ АЛЁНЫ ОХОТИТСЯ ЗА ФЁДОРОМ, IT ISH’T BEGINNING. Концертная активность у «энергетиков» была весьма впечатляющей для команды, чья музыка для массового потребления совершенно не предназначена – собственно, не «была», она такова и сейчас.
  Сильным прорывом экспериментального проекта из Омска без переезда на ПМЖ в другое место можно считать нойзового апологета и весьма техничного художника и дизайнера Антона Гудкова, только самыми известными проектами которого являются SNIMOKNOK, SNOM и BOOBY MASON. Любитель «старошкольного» рэпа и танцевальной электроники чуть более позднего розлива (впрочем, этим он не ограничивается, в частности, любит раннюю ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ), пишущий композиции, немалая часть которых представляет собой разнородный гвалт, весьма брутально звучащий и часто достигаемый микрофоном и парой гитарных педалей. Впрочем, этим Гудков не ограничивается, в музыке его также интересует drone, и тот же SNOM выдавал порой нечто монотонное, так что иные мудрецы с сайта «Stargenerator» начали бы выдавать по ознакомлении анекдот о музыкантах и найденной струне, имеющий по нынешним меркам неполиткорректное содержание. Кажется, он даже учится на татуировщика. А ещё он постоянно живёт в Омске но не очень его при этом жалует порой. Плюс он заработал себе немалую популярность за счёт создания в Интернете по большей части сетевых лейблов «Hiroshima Toy Pet Records» (noise и вряд ли что-то кроме оного) и «Zelenina Records» (экспериментальная музыка широкого спектра, в частности, сборники «Гараж или культура»). Кстати, наряду с Екатериной Лапицкой в 2013 году привёз в Омск литовский проект BRUZGYNAI. Вернее сказать, Армантас Гечиаускас, создатель этого проекта, ехал в русско-украинский тур, и ему организовали площадку в Омске. И было бы совсем не лишним ещё раз упомянуть его дизайнерскую деятельность. Когда нередко он от руки оформлял альбомы, которые делали его омские (и не только) коллеги по различным экспериментальным проектам, даже выпускался ограниченный тираж футболок культовой индустриальной команды ШЕСТЬ МЁРТВЫХ БОЛГАР.
  В части индустриальных стилей развивался и проект AINOMA, стиль которого уже не так связан с шумами, как у проектов Гудкова. Вообще этот проект довольно тесно связан с SADANAKAR, в нём работает один из основателей последних Джонни Росс. Немного танцевальная ритмика, синтетическое звучание, довольно мрачный иногда настрой – в принципе, какой-то особой необычностью AINOMA не отличается, в Омске сцена подобного рода вполне неплохо развита, в частности, организацией концертов занимается  творческое объединение «Darkmusic», одним из руководителей которого является Василий «Jadus» Емашов.
  В сходном направлении развивается и проект [SYSTEMSHOCK], очень сильно основанный на работе с программой «Ableton», при этом в проекте используется и гитара, на которой играет вокалист Николай Рудик, с группой также играет и барабанщик Иван Никитин, который работал довольно долгое время в магазине «MC Music», и именно он в октябре-ноябре 2013 года консультировал автора этих строк по вопросу пэд-контроллеров, так что не без его рекомендаций я купил тогда «Native Instruments Maschine Mikro» (к слову, сам Никитин пользуется в работе не только акустическими ударными, но и контроллерами для «Ableton»). И, конечно же, нельзя обойти вниманием танцовщицу, работающую в этом проекте – её зовут Тина Рузина. Конечно же, [SYSTEMSHOCK] не является каким-то радикально-авангардным проектом, у них порядочное количество танцевального материала, но это явно не «клубнячок» для персонажей, соблюдающих «рыночный» дресс-код и пьющих дрянные слабоалкогольные коктейли по дворам.
  В жанре танцевальной, в общем-то, электроники показывает себя и проект TUBFUCK, сейчас пишущий своё название почти наполовину символами юникода (крестами, треугольниками и тому подобным), поскольку нынешний стиль этого проекта – witch house, нередко называемый многими «стилем-однодневкой» и «сезонной модой 2008 – 2010 годов». Драм-машины «Roland TR-808» (часто это сэмплы или софтовые версии вроде тех, которые выпускают поляки из «D16»), зловещая музыка на замедленных танцевальных ритмах, отсылки к мистике и фильмам ужасов, ужасающего качества фотографии и «размытые» видео. Впрочем, несколько раньше название писалось обычной латиницей, и проект играл техно-ориентированную музыку и lo-fi без всех этих примет, но классическим (анекдотическим порой) «клубняком» в ней и тогда не слишком пахло.
  Что же до lo-fi в классическом понимании, то Омск слишком долго находился в ситуации, когда сначала надо было тотально внедрить hi-fi, чтобы ему что-либо противопоставить. Поэтому сцена абсолютно сознательного lo-fi начала приживаться с некоторым усилием. Антон Прокин, Эльдар Гасадов, Степан Мячин, Василий Емашов по кирпичику вкладывали в эту сцену. В результате возникли такие проекты, как UZAMBARSKIE FIOLKI и SUPERSIMMETRIA (в последнем играли Ядус, Илья Демченко и Павел Толкачёв), также это многочисленные проекты Антона Прокина, которые провели «мостик» между lo-fi и выходцами из «оверграунда», которые стали основой продуманной акустической и «полуакустической» музыки в Омске, впрочем, последний пласт к сознательному lo-fi никакого отношения не имеет. Омский lo-fi в итоге пока остаётся музыкой энтузиастов, часть которых уже не совсем в Омске, а остальные играют не только lo-fi.
  Говоря об экспериментальной сцене Омска нельзя не упомянуть проекты джазового саксофониста Петра Стародумова, только самым известным из которых является «пост-джазовый» квартет (впрочем, иногда и трио – автор этих строк слышал вживую именно такой состав, поскольку перкуссионист сильно поранился, ремонтируя джембе) MOREOVER. MOREOVER – проект вполне традиционный на самом деле, помимо саксофона и джембе там играют басист и барабанщик. SOUNDWAVE – уже не такой экспериментальный проект Стародумова, они часто играют вполне традиционные джазовые (и не только) композиции. Куда более вольными формами отличается проект ONE (ранее – TIME OF DREAMS), где состав инструментов полностью акустический: саксофоны, ударная установка и диджериду («владелец» этого инструмента также битбоксер, что используется и в данном проекте). На самом деле Стародумов задействован в очень большом списке проектов, если копать очень глубоко.
  И ещё хотелось бы отметить группу, которая играет в стиле для нашего времени не самом экспериментальном, но с составом, который в России довольно редко встречается. И это, конечно же, CATTY PATTY, disco punk, основанный на искажённом звуке бас-гитары, пропущенной через процессор, по функциям недалеко отстоящий от синтезатора, и не сильно большой ударной установки, где элементов мало, но использование их интенсивно. Кстати, CATTY PATTY – одна из самых успешных омских групп, не переехавших из города (кто-то назовёт GROGGY, но они – тема совсем другого обзора). Стать самой известной группой в России пусть даже в периферийном стиле, оставаясь омским проектом, надо уметь.
  Завершу я свой рассказ упоминанием о тусовке, которая сейчас как-то уже больше нашла свою нишу, своего слушателя – и очень хорошо нашла. Это тусовка «Atlanta Fugiens», которая стала в начале 2000-х годов проводником идей радикального хардкора и DIY, а также передовой музыки «DJ-сектора» того времени. Далеко не все проекты этой обоймы можно в наше время считать экспериментальными. Но среди «AF» были и такие – чего стоил в этом отношении DELIRIUM, который привнёс в Омск jazz core, DJ Mushroom Doc, ставший чуть ли не флагманом радикальной электроники, тяжёлая, хоть и с электронной «начинкой» группа MDMA, где на гитаре играл один из главных персонажей этой тусовки Евгений «Бруда» Жиленков. И ПЫЛЕSOS, на момент альбома «Грани» игравший редкую для Омска музыку с неровными ритмами и тяжёлым гитарным звуком, сопровождающим тексты на очень непростые темы. Певец-гитарист этой группы Михаил Колесник с Брудой сделал совместный проект SAMANTA SMITH, не очень экспериментальный по нынешним временам, но довольно популярный. В своё время они довольно успешно проводили фестивали и просто клубные акции, которые стали фундаментом для подобных тусовок, куда попадали проекты, старательно не замечаемые омскими культурными властями, а если и замечаемые, то далеко не всегда со знаком «плюс». Та же «энергия*» здесь часто бывала, как и некоторые сайд-проекты её участников.
  Понятно, что в обзор попали далеко не все. Но это и не всегда возможно, так что, полагаю, кому-то будет проще напрячь свою память и сделать обзор со своей колокольни. Возможно, это поможет чётче обрисовать ситуацию.


Рецензии