Джоб Хэптон. Мысли о времени оправдания

МЫСЛИ О ВРЕМЕНИ ОПРАВДАНИЯ
Джоб Хэптон (1800)

Евангельское оправдание есть акт благоволения Божия, в котором избранные соделываются полностью и неизменно оправданными или праведными во Христе Иисусе через Его праведность. Их союз с их славным Посредником является основой, на которую оно опирается, ибо никто не оправдывается, не будучи един с Ним, и ни один человек не является оправданным, который не соединяется с Ним. Мы никоим образом не можем на основании Писания сказать, что человек, который не в Нем, может быть праведником, или тот, кто в Нем, неправеден, ибо в Нем оправдано все семя Израиля, так как в Нем его праведность.
Оправдание – это артикул огромного значения, так как это артикул, в котором сочетаются и являются твердо едиными честь Бога и счастье Его народа, и, будучи глубоко заинтересованными в нем, мы, следовательно, не можем ни думать об этом с безразличием, ни воспринимать легкомысленно, но должны созерцать все это с величайшим торжеством и обсудить с особой тщательностью. Ни одна из частей этого события не тривиальна, и его все обстоятельства образуют единое целое; упущение любого момента полностью изменило бы характер этого чудесного единства, ибо уменьшились бы как слава Бога, вытекающая из того, что Он оправдывает, так и блаженство, которое Он дает человеку, который оправдан.
Время очень важно для любого человеческого дела и имеет значительные последствия для него, поэтому ему всегда уделяется особое внимание, а когда какое-либо дело имеет значение для других людей, оно нуждается в точном определении времени. Если же дела человеческие и земные имеют значение для Всевышнего, то между всеми Его чудесами нет ни одного более благородного, чем оправдание, и если непогрешимая мудрость определила его время и управляла им, мы не можем ни на минуту допустить мысли, что в зеркале Богодухновенного откровения мы ничего не можем видеть и знать о его времени.
Это подтверждает и то, о чем мы сказали, а именно, что союз со Христом является основой оправдания; этой позиции мы должны держаться, пока сила доказательств того, что она является ошибочной, не заставит нас отступить. Обратимся же к закону и откровению. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который соделался для нас правдой».
Тот же, Кто соединил нас со Христом, дал нам Его праведность. Кто возьмется доказать, что Он не сделал эти две вещи в один и тот же момент? Но мы еще скажем об этом в своем месте; ныне мое дело в том, чтобы выяснить время нашего союза со Спасителем, и когда мы установим это, мы вскоре поймем, во времени или в вечности совершилось наше оправдание.
Некоторые высокореспектабельные богословы представляли нам союз избранных со Христом как начинающийся с их веры в Него, другие же рассматривали веру как движущую причину этого союза, утверждая, что именно она объединяет святых с Ним. Хотя я надеюсь оказать все уважение учености этих людей, их таланту и авторитету в Церкви Христовой, я не могу убедить себя доверять им настолько, чтобы принять сказанное ими заранее, без доказательств, как истину Писания, и я должен был проверить их суждения, и по зрелом размышлении пришел к выводу, что, на мой взгляд, они представляются ошибочными. Я думаю, очевидно и не содержит противоречий то, что союз со Христом предшествует вере в Него, и последующие аргументы, каждый из которых основан на Писании, должны, как мы надеемся, подтвердить это наше убеждение.
Ни один грешник не может по-настоящему верить в Бога, Спасителя нашего, до его восстановления. Живая вера является следствием духовной жизни, но ни один невозрожденный человек не имеет духовной жизни, поэтому он не имеет и живой веры. Точность этого аргумента явлена в словах нашего Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет». Здесь духовная жизнь предшествует, вера же есть следствие, и вечная жизнь обещана человеку, который живет и верит. Опять же, если вера и надежда по благодати едины и неразрывно связаны, и одно не может существовать без другого; они должны вытекать из одного и того же принципа, и если люди возрождаются Отцом Небесным к упованию живому, они должны быть также возрождены к живой вере, и Божие дело должно совершиться в душе, прежде чем мы получим власть или склонность верить, или же вера явится в нас; в противном случае были бы неверны следующие места Писания: «Бог производит в вас хотение и действие»; «Плод же Духа: вера».
Это благодатное действие Святого Духа, как Божественного и Всемогущего Деятеля, Которым дело веры начато и совершается со властью, должно быть связано с Главой Церкви, в Котором, как было благоугодно Отцу, обитает всякая полнота, то есть полнота Духа Святого, а также благодати и славы. Противоречило бы и Писанию и здравому смыслу сказать, что работа благодати может начаться в человеке до того, как ему будет дан Дух благодати. Мы узнаем на Божественных страницах, через непогрешимый авторитет, голос которого является решающим, и чья власть не подлежит никакой апелляции, что грешники мертвы по преступлениям и грехам, что представлено нам через поразительный символ костей, мертвых и сухих, и что Божественный Дух, образно называемый ветром и дыханием, должен действительно сойти на них и войти в них, прежде чем они смогут жить духовно; и если Дух истины должен прийти, чтобы обличить мир о грехе, о правде и о суде, то милостивый Искупитель, именно с той целью, чтобы Его слово было принято и стало известно и простецам, изливает на них Своего Духа Утешителя, чтобы Он наставил нас на всякую истину и свидетельствовал о Христе, чтобы мы приняли Его, и Божественная правда излилась на наши печальные души, возвещая нам, что мы дети Божьи; и чтобы мы могли взывать и плакать «Авва, Отче», Дух Сына послан Им в сердца наши, и прежде чем неверующие, нераскаянные и лишенные молитвы смогли поверить, покаяться и молиться, Дух благодати и молитвы должен быть излит на них. Можно ли противостоять обилию доказательств тому, которые изливают на нас пророки, апостолы и Господь тех и других? Нет, мы вынуждены поверить, признать и заявить, что Божественный Дух должен быть дан от Христа Его людям, и что Он действительно должен жить в них до возрождения.
Любой согласится с Божественными страницами в том, что если где-либо выполняется любая работа, она должна выполняться надлежащим агентом.  Человек, изготовивший тот лист бумаги, на котором я сейчас пишу, присутствовал в том месте и в то время, когда он был сделан; если бы он отсутствовал, он не мог бы ничего сделать. Также по самой природе вещей Святой Дух может быть Автором любого благодатного действия в душе человека, лишь если Он будет присутствовать в нем. И как работа Духа благодати связывает Божий суд и Его бесконечное милосердие, весть об этом предполагает союз между Ним и человеком, которому Он дан. Христос есть Лоза, и Его люди названы ветвями; Он именуется Главой, и они называются Его Телом. Это образный язык, и он предполагает определенное число избранных, взятых Им из почти бесконечного многообразия грандиозной книги природы, отобранных Мудростью, давшей очертания вселенной, изобретшей бесчисленные виды живых существ, создавшей каждую тварь из растительного и животного миров, наделившей различные существа их качествами, давшей универсальные законы, которые может изменить лишь власть Самого Всемогущего, и назначившей удивительную связь причин и следствий, которая проходит через весь бесконечный ряд существ, ею сотворенных. Я не могу себе представить, что эта Мудрость совершила какую-либо ошибку в выборе, или что Божественный замысел недостаточен для совершения Его дела, явленного в природе, чтобы показать тот удивительный союз, который существует между Ним и Его народом. Ветвь является одним целым с лозой, а тело – одним целым с головой, и это так же истинно, как и то, что Христос и Его люди едины. Ветвь в силу того, что она на лозе, получает от нее жизнь, силу, листву и плодовитость, и тело через его единство с главой получает от нее жизнь и управление; и точно так же народ Божий получает Святого Духа, Божественную жизнь, Его энергию, славу, плоды и красоту от Иисуса Христа, истинной Виноградной Лозы, его вечно живого и славного Главы. Без этого союза не может быть связи ветви с лозой и соков жизни в ней, и она не будет живым организмом. Философски будет просто неверно сказать, что часть или ветвь не зависит от своего единства с целым, с лозой, ибо, отделившись от нее, она будет валяться сухой, мертвой и бесплодной, не имеющей ни жизни, ни способности плодоносить, ибо ветвь может плодоносить, лишь пока она на лозе. Почему же не будет богословски точным сказать, что единство избранных со Христом предшествует получению ими Сятого Духа, в силу  чего они живут и приносят плод, и этот плод показывают, что они едины с Ним? Мы часто слышим, что вера объединяет нас со Христом, и мы становимся одним с Ним по вере. Но разве молитва не есть плод веры, которую получают люди, уже рожденные от Бога, и разве это не плод Божественного Духа, приносимый ими в силу Его возрождающей власти и плодоносной благодати? Это истина, а обратное достаточно абсурдно. Можно ли, согласно Писанию, возразить Тому, Кто сказал: «Как ветвь не может приносить плода сама, если не пребудет на лозе, то пребудьте во Мне, ибо без Меня вы не сможете делать ничего»? Наш Господь в этих словах явно показывает, что наши плоды не являются причиной нашего союза с Ним, но лишь его следствием, и что союз с Ним является причиной всего благодатного единства, всего восхитительного общения, которое мы имеем с Ним, и всех наших духовных плодов, которые мы приносим Богу. Сначала мы соединяемся с Ним через свободный акт Его изумительной, несравненной любви, и  тогда мы получаем Святого Духа от Него и возрождаемся, в соответствии с вечной целью "Того, Кто совершает все по изволению воли Своей", а затем мы приносим плод веры, и все другие плоды, с ним связанные. Только в этом порядке Бог делает Свой избранный народ плодотворным, чтобы смирить гордость человека, и для отображения всего богатства Своей колоссальной мудрости и любви. В этом Божественном установлении представлен весь Его порядок, вся мудрость и вся красота. Здесь невыразимый блеск вечной мудрости и любви явлен нашим очам и нашему смиренному восхищению. Но в этом, а также в других Своих неподражаемых делах Всевышний исправляет Свою тварь, которая в своих идеях и языке полностью извратила Его порядок, и люди очень серьезно уверяют нас, что мы сначала верим, а затем вера становится  действенной причиной нашего союза с Иисусом: таким образом причина превращается в следствие, а следствие в причину, и темный покров человеческих мудрований скрывает путаницу Божественного порядка и красоты с нашей точкой зрения. Нас вполне удовлетворяет то, что наш союз с Главой Церкви является драгоценным устроением, которое существует до веры, и наше возрождение Божественным Духом несомненно действенно, хотя бы мы не знали точного времени его. С Божественным Писанием и его непогрешимым руководством в наших руках мы можем продвинуться в наших исследованиях за все границы времени и войти в вечность, в эти таинственные глубины, которые в течение бесконечных веков, скрывались в бесконечном уме Всемогущего, но ныне доведены до сынов человеческих в святых вдохновенных книгах. Здесь мы читаем древние мысли нашего Небесного Отца, мысли любви и мира, о помиловании и спасении. Здесь мы видим описание, целостное и полное, этих удивительных дел Бога, в которых пребывает все человеческое спасение, и от которых, как из огромного океана восторга, истекают все потоки могучего утешения, которые радуют наследников обетования в этой юдоли искушений и страданий. Здесь нам сказано, что мы были избраны Отцом милосердия во Христе Иисусе, по благодати, данной нам в Нем, что обещание вечной жизни дано нам от Того, Кто не может лгать, и что все это было сделано до основания мира.
Говоря подробнее, мы можем увидеть, когда состоялся наш союз с Богом Сыном, четко описанный в символах. На каком основании мы будем противостоять этому свидетельству о вечности нашего союза со Спасителем, или с помощью каких средств мы сделаем недействительным это Божественное доказательство вечного интереса к нему? Избранные благословлены в Нем и сделались причастниками благодати в Нем в вечности, еще до того как они оказались заинтересованы в Нем во времени. Не может быть так, что если мы избраны в Нем в вечности и стали едины с Ним, и вечно  благословлены всяким духовным благословением в Нем, то мы должны были быть и вечно заинтересованы в Нем. Право собственности на богатства от полноты Его основано на интересе к Нему, интерес к Нему устанавливается через союз с Ним, а союз с Ним стоит на избрании в Нем. Бог, в Своей бесконечной мудрости и абсолютном суверенитете соединил эти вещи вместе, и никто не вправе разделять их. Если же любовь Бога к Своему народу пребывает в Иисусе, то Он не любит Своих людей иначе как в Нем,  и, как Он любил их до основания мира, они должны были быть в Нем прежде создания мира. Кроме того, если Христос вчера, сегодня и во веки Тот же, во всех Его отношениях завета со Своей Церковью, и если Он сейчас ее Глава и Представитель, то Он должен был быть им до начала времени, и она должна быть одной с Ним от начала, от дней вечных. Как и в природе голова и члены не существуют отдельно друг от друга, но в союзе друг с другом, так и Христос и Церковь были задуманы в вечном разуме, как голова и тело в полном согласии. В этом славном деле суверенной благодати избрание Главы и членов предполагало, что они избраны совместно и как одно целое.
Но избранные пали в Адаме. Конечно, но отпали ли они от Христа, когда пали в Адаме? Нет, ибо те, кто избран, освящен и отделен Им для Себя, будет призван и спасен. Так что хотя они очень страдают  от этого ужасного события, они по-прежнему твердо стоят во Христе, и их заинтересованность в особой любви и милости Божьей остается в Нем неизменной.
В заключение этой части предмета скажем, что Бог, в соответствии с Его суверенной доброй волей и благоволением, и для Его собственной вечной похвалы, возложил Свою неизменную любовь на Свой народ, избрал его во Христе и твердо соединил с Собой, и сделал их одним со Христом. Божественная вечная любовь была побудительным мотивом и вечной связью для этого блаженного союза.  Поэтому можно говорить о Христе и Его Церкви так, что от века и до века они являются одним.
А теперь, если мы нашли момент нашего союза со Христом, мы не далеки от нашего оправдания в Нем, ибо объединение с Ним и оправдание в Нем есть родственные благословения в ближайший связи, и они не могут быть разделены. Они имеют ту же причину, предоставляются тем же лицам и несут ту же печать.  Пусть любой мой оппонент докажет обратное, если сможет. Но показать, как человек может быть во Христе, и быть, несмотря на это, неоправданным - это мысль, которая слишком сложна для всякого понимания. Все, кто соединены с Ним являются праведными пред Богом Его, и если от Бога мы в Нем, Он как Божий сделался для нас правдой.
Оправдание есть простой акт Божественного вечного разума, или абсолютного определения Бога не приписывать грех Своему народу, и отнести праведность Христа на счет Своих людей. Если мы запретим вечность этого определения, то где неизменность Божества? Можно ли сказать поистине, что в сознании Бога формируются новые решения, и все же Он Сам остается неизменным? Конечно, нет, ибо в тот самый момент, в который Он формирует новые решения, Его характер становится изменчивым, и Его слава запятнана. Давайте тогда будем осторожны, чтобы не поддерживать наши любимые понятия за счет вечной славы нашего Творца. Он есть Господь, и Он не изменяется. Его мысли, Его совет, Его цели и указы, как и совершенства Его природы, без тени перемены.
Вечное оправдание называли вечной глупостью. Но к чему этот одиозный эпитет? Это мысль так абсурдна, что человек должен быть оправдан до начала его существования? Почему же тогда не думают, что это абсурд, что человек должен быть избран до его существования? В первом не больше абсурда, чем в последнем, ибо и то и другое есть чистый акт Божественной воли.  Освящение, действительно, требует реального существования человека, который освящается, ибо это работа, совершаемая в нем всемогущей силой, но оправдание, будучи актом Божественной воли в пользу человека, не более требует его существования, когда оно совершается, чем акт суверенной воли, по которому Кир освободит евреев - существования самого Кира, когда он был поставлен на эту работу. Поэтому считать вечное оправдание глупостью есть дерзкая наглость.
  Апостол Павел говорит об оправдании и избрании в ближайшей связи. "Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их". Здесь он представляет избранных оправданными; он говорит обо всех избранных, или только о части из них? Несомненно обо всех, ибо если бы он говорил только о части, он, конечно, указал бы, какая это часть. Он говорит только о части избранных, или о тех из них, кто верит? Бог оправдывает их, и если бы было правдой иное, то апостол не стал бы вводить такие вещи, как оправдание избранных Божиих без каких-либо ограничений или различий, и он намекает, что все избранные оправданы, и что они оправданы именно в качестве избранных. Теперь, если они оправданы как избранные Божии, то их оправдание должно быть вечным, ибо они были Его избранными в вечности. Нельзя найти оправданного человека, который не избран, и будет не менее трудно найти избранного человека, который не оправдан в глазах Бога.
Тот же мудрый и святой апостол сообщает нам, что  "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешений их". Он сделал это во Христе? Может быть, кто-то скажет, что когда Христос был возведен на крест, когда Он излил душу Свою до смерти для  искупления греха, Отец в Нем примирил Свой народ с Собой, и не раньше?  Но когда Он родил Сына от века, от  начала, прежде бытия земли, когда Он сделал Его сильным спасать, когда был совет мира между Ними, этот вечный завет благодати - то разве Отец не избрал Сына для Себя, разве Он не предназначил Своего возлюбленного Сына, чтобы понести все грехи, которые во времени должны были быть возложены на Господа нашей праведности? И разве затем грехи Его людей не были вменены Ему, а Его праведность - им?
Если скажут, что Он тогда намеревался делать все эти вещи, но на самом деле не исполнил их, то мы ответим, что намерение и действие для Бога есть одно и то же, ибо в Его действии акт воли уже есть его исполнение. Вменение греха и праведности не действует только Его властью, но лишь Его волей,  и поэтому Его цель не приписывать греха и не винить в нем и Его решимость вменить праведность действуют именно так.  Итак, если Бог во Христе в вечности был намерен, постановил или определил никогда не приписывать грехи Своих людей им самим, но возложить их на Иисуса, и отнести к ним Его праведность, то отсюда должно следовать, что их грехи никогда не приписывались им, но всегда  были относимы на счет Посредника, и что Его праведность была вечно вменена им. У Всемогущего нет раскаяния, и Он не отказывается от Своей цели и не упраздняет Своих указов; это вещи, совершенно не совместимые с умом Того, Кто без тени перемены.
Опять же, мы читаем, что Иисус был сделан Ходатаем лучшего завета. Под лучшим заветом апостол понимает завет благодати, и именно в нем Иисус явился Поручителем. Но откуда это поручительство?   Потому что, когда завет  был между Ним и Его Отцом в вечности, Он приблизился к Отцу и предложил Ему Себя как Поручителя Своего народа, чтобы понести его  беззаконие, и исполнить всякую правду вместо него, будучи идеально соответствующим воле Божией. Отец принял Его как Поручителя за всех избранных, по Своей доброй воле понесшего ответственность пред Ним за беззакония их, и для исполнения того послушания, которое Божественный закон требовал от них, и таким образом, чтобы дать наиболее достаточное удовлетворение Божественной справедливости, возвеличить и почтить закон и воздать честь каждому из Божественных совершенств, претерпев кару за все их преступления и оказав вместо них совершенное послушание. Иной взгляд на это несовместим с разумом,  ибо хорошо известно почти каждому, что если платежеспособный человек предлагает поручительство за того, кто таковым не является, то ему предлагается платить из своего личного имущества весь долг и дать полное удовлетворение кредитору, который принимает его за должника и получает от него правовую связь, так что существует реальная передача долга, с должника на поручителя, и она совершенно реальна, ибо если оплата производится поручителем, то поручительство абсолютно стоит должника перед кредитором, как если бы он сам оплатил заразился весь долг, а должник полностью освобождается от обвинения в долге, и от всех обязательств по оплате, или наказания за неоплату; он полностью оправдан, все его обязательства возложены на его поручителя, и только у него кредитор ищет удовлетворения. Мы должны, следовательно, отказаться от всякой идеи принизить вечное поручительство Христа, и заключить, что апостол, когда он называл Его Ходатаем или Поручителем лучшего завета, использовал слова, которые были чужды его мысли, если мы отрицаем вечное оправдание.
Кроме того, написано: "Бог не видит беззакония в Иакове, и не видит несчастья в Израиле".  Хотя эти слова были произнесены злым человеком, но Бог вложил их в уста его, и поэтому есть смысл, в котором они должны пониматься буквально. То есть нельзя отрицать того, что беззаконие всегда было в народе Божием, и следует признать, что Он всегда видел его очами Своего всеведения. Как же Он может не видеть его? Давайте же рассматривать Израиль как вечно избранных во Христе и стоящих в Нем от века,  рассмотрим их грехи, как вмененные Ему, и правду Его, как вмененную им, когда Он стал их Поручителем; рассмотрим Божественного Отца, видящего их в Нем как в Главе завета и безупречном Представителе, прежде чем были сотворены все миры, и тогда мы сможем без ущерба для истины прокомментировать эту удивительную часть Священного Писания, но мы должны ясно видеть, как это возможо, что Бог никогда, при всей Своей  святости и справедливости, не видит ни беззаконие в Иакове, ни несчастье в Израиле. Вечное оправдание единственный ключ к этому тексту; никто не может раскрыть его иначе без умаления превосходства Христа и затемнения славы Божией, и делания всей истины сомнительной.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии