Обры Хаджи-Гирей, Екатерина II и дулеб Джон Доу

Сагит Фаизов


Обры Хаджи-Гирей, Екатерина II и дулеб Джон Доу
 

     Между третьим и четвертым перечнями восточнославянских племен Повести временных лет «летописец» поместил сообщение об обрах, воевавших с византийским императором Ираклием I (610-641) [1] и мучивших покоренных ими дулебов:

«Сии бо оугре почаша быти при Ираклие цари, иже ходиша на Хоздроя, царя Перского. В си же времена быша обри, иже воеваша на царя Ираклия и мало его не яша. Сии ж обри воеваша на словены и примоучиша доулебы,соущая словены. И насилье творяхоу женам доулебьским. Аще поехати бяше обриноу, не даваше въпрячи ни коня, ни вола, повеляше впрячи 3 или 4, или 5 женъ в телегоу и повести обрина.И тако моучахоу доулебы, бяхоу бо обри телом велици, а оумомъ горди. И по требия Бога и помроша вси, и не оста  их ни единъ обрин» (лл. 5, 5об-6 Радзивилловской летописи).
     В предшествующей статье, посвященной перечням восточнославянских племен [2], я отмечал, что дулебы пятого списка не то же, что дулебы, страдающие от обров и помещенные «летописцем» между третьим и четвертым списками. Но и обры здесь не авары, как принято считать, угры же расселились на землях волохов на Дунае не в эпоху Ираклия, как утверждает «летописец» [3], а триста лет спустя.   
     Однако хронологические недоразумения во взаимоотношениях Ираклия с уграми и нехронологические — во взаимоотношениях с аварами (о победах авар над войсками Ираклия ничего не известно) не случайны, они — маркировка скрытого текста. В нем, в первой проекции, сообщается о татаро-монгольском иге на Руси и его прекращении, во второй — об императрице Екатерине II и ее фаворитах.
     Первая проекция. Император Ираклий скрытого текста — великий князь Иван III, о котором ранее «летописец» рассказывал при освещении вопроса о разделе мира между сыновьями Ноя [4]. Важнейшая маркировка Ивана III скрыта в обозначении оппонента Ираклия I – Хосрова II как «Хоздроя», а его державы как «Перской». Персидская держава несколько ранее уже упоминалась «летописцем» почти правильно и правдоподобно - «Персида» (л. 1об), поверить в естественность превращения «Хосрова» в «Хоздроя» также очень трудно. Гораздо легче увидеть за «Хоздроем» старшего современника Ивана III - первого крымского хана Хаджи-Гирея (или Хаджи-Герая), подданные которого в Москве именовались «перекопскими татарами». При допущении того, что Ираклий — великий князь Иван III, становится понятным, каким образом император Ираклий вошел в конфронтацию с «обрами» и едва не был ими пленен («мало его не яша»). «Летописец» здесь рассказывает о робком поведении Ивана III при «стоянии» его на реке Угре против войск хана Ахмата и, соответственно, против «обров» в 1480 г. Точно также становится ясным источник хронологической «ошибки» повествователя относительно появления «угров» на Дунае: речь на самом деле идет о «стоянии» на реке Угре.   Дополнительная проекция на Ивана III в ситуации «стояния» скрыта в семантике имени Ираклий: обладатель этого имени «слава Геры», то есть «слава» женшины, не отца (Зевса), в то же время он Геракл. О Геракле, который своими двенадцатью подвигами доказал, что он сын Зевса, а не Алкмены или Геры, свидетельствует сумма чисел, обозначающих количество женщин, впрягаемых в телегу «обра»: 3, 4 и 5 вместе составят 12. На рисунке, изображающем сюжет с «обром» (л. 5об), в телегу впряжены 4 женщины, но 4 — обычный маркер Ивана III в произведениях авторов круга Ф.В. Курицына и их поздних подражателей. Из пяти персон рисунка, хитоны видны только у трех, два хитона голубых и один красный. Если учесть порядковые номера цветов хитонов в спектре (радуге), то получится (5, 5 и 1) 11, то есть до 12 не хватает единицы, то есть подразумеваемая за Ираклием персона не Геракл. Если учесть числовые значения первых букв цветов, то получится (3, 3 и 2) 8 — второй числовой маркер Ивана III. Тот же показатель получится если число порядкового номера голубого цвета (хитона обрина) сложить с числовым значением буквы «г» (5 и 3) [5]. У «обрина» и одной из впряженных в телегу женщин хитон одного и того же цвета — маркер того, что креативный автор не видит большого различия между «обрином» и «доулебами».
     Во второй проекции «обрин» - императрица Екатерина II. Само слово «обрин» происходит не от именования аваров, а от гораздо более близкой к «обрину» немецкой лексемы «ober» («над», «сверх»), известной и в русском языке («обер-прокурор», «обергофмейстер» и пр.). Соответственно, в тексте ПВЛ «обрин» - тот, кто господствует. «Доулебы» во взаимодействии с обер-императрицей — «ни живые, ни мертвые». Первый формант и первый слог лексемы «доулебы» восходит к Джону Доу английского языка, судебному термину, обозначающему неопознанного покойника мужского пола (покойница обозначается термином Джейн Доу) [6], второй формант восходит к немецкому слову «dаs Leben» - «жизнь». В силу того, что слово «доулебы» допустимо читать и как «дулебы» (с восхождением к «dul» {«мальчик»} латинского языка), то с учетом второго форманта лексемы «дулебы» в ней следует видеть юных фаворитов императрицы. Запряженные в телегу «обрина» женщины, таким образом, это женоподобные и «ни живые, ни мертвые» по своим личностным качествам любовники Екатерины II, а также любовницы, жены и любовницы любовников (конфликты Екатерины с фаворитами по поводу их «посторонних» романов и бракосочетаний известны) [7]. Числовой ряд количественных маркеров женщин 3, 4 и 5 находится в очевидной референтной связи с числовым рядом словосочетания  «дщи (3) фараонова (4) Ферьмуфи» (5) на листе 52об, за которым скрывается Екатерина [8].

Сноски и примечания

1. ru.wikipedia.org/wiki/Ираклий_I
2. Сагит Фаизов Древляне уходят от Нестора // http://www.proza.ru/2014/01/26/1376; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/01/26/
3. О расселении угров на землях волохов (в Трансильвании) говорится в предложении, примыкающем к цитируемому фрагменту: «...И наслед(о)ша землю словеньскоу, прогнавши волохы» (л. 5).
4. См. об этом: Сагит Фаизов «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в «Повести временных лет» // http://www.proza.ru/2013/11/11/1895 (ст-я была написана на основе текста ПВЛ в Никоновской летописи, с привлечением данных Ипатьевской летописи).
5. Cм. об Иване III: Сагит Фаизов «Сказание о Мамаевом побоище и сын Аврама Измаил» // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html; Он же «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в «Повести временных лет». 2-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31929.html
6. ru.wikipedia.org/wiki/Джон_Доу
7. Cм. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Список_мужчин_Екатерины_II (включая примечания); maxknow.ru/images/upload/articles49/886.htm (Евгеньева, М. Любовники Екатерины). В перечне восточнославянских племен представлен и «муж» Екатерины — в именованиях, которые оканчиваются на «ичи» (в единственном числе - «ич»): «дрегвичи», «кривичи», «радимичи», «вятичи» и «уличи» (именования в представленном списке расположены в той очередности, в какой появляются в общем перечне). Первые буквы именований «д», «к», «р», «в», «у» образуют числовой ряд 4 2 1 2 4, который является симметричной, умозрительно полученной конструкцией и в силу этого подсказывает наличие скрытого смысла в ней самой и в буквах, от которых происходит. Наиболее вероятное понимание ряда букв, что это - аббревиатура Д К Р В У, и наиболее вероятное чтение: Донской Казак Разбойник Вор Убийца (то есть Емельян Пугачев, в приговоре Пугачеву есть все слова аббревиатуры, кроме «вора», заимствованного из языка XVII в. и практики клеймения преступников — в 1691-1845 гг. {ru.wikipedia.org/wiki/Клеймение_преступников};). На Емельяна Пугачева указывает и последнее именование ряда - «уличи», имеющее смысл «самозванец» (см. об этом: Сагит Фаизов Древляне уходят от Нестора // http://www.proza.ru/2014/01/26/1376), и то, что ряд составлен из именований с концовкой «ич(и)» (напоминание об элементе титула российских самодержцев «отчич» и «дедич», Пугачев, как известно, выдавал себя за императора Петра III). Энигматическая конструкция чисел (коромысло), в которой оба плеча равны, говорит о неслучайности возникновения Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева: Пугачев и пугачевщина, по мысли креативного автора, возникли как отражение личностных качеств Екатерины и ее внутренней политики.
8. См.: Сагит Фаизов Братья Орловы, Потемкин и сестра их Лыбедь // http://www.proza.ru/2014/01/20/56; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/01/19/

Опубликована 29 января 2014 г.


Рецензии