День сурка Льюина Дэвиса

23 января в российский прокат вышла новая лента братьев Итана и Джоэла Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса». Впервые публике фильм был представлен в мае 2013 года на фестивале в Каннах, где завоевал Гран-при жюри и вызвал бурю восторгов у зрителей и критики. В основу сюжета о мире фолк-музыки 60х легли мемуары американского музыканта Дэйва Ван Ронка «Мэр улицы МакДугал».

Киноистория начинается с музыки. Смех в зале и хруст поп-корна исчезают на первых же аккордах – устанавливается восхитительная тишина. Молодой человек, красавец-брюнет, как мы позже узнаём – он и есть Льюин Дэвис (Оскар Айзек), поёт песню под гитару. Душевно, деликатно, можно сказать интимно. В одном из интервью Оскар Айзек признавался: ««Когда я играю музыку на сцене, мне всегда очень стыдно. Не потому что я плохо пою, а потому что я чувствую себя нагим, как Адам и Ева в райском саду». И состояние актёра, безусловно, ощущает зритель. Герой показан крупным планом, виден только он, поющий в микрофон. Аплодисменты – и камера показывает затемнённый небольшой клуб. После выступления Льюин выходит на улицу, где его избивает неизвестный, поясняя: «Это был не твой выход!». Хорошенькое начало истории.

Льюина преследуют неудачи. Его пластинки не продаются, импресарио не выплачивают гонорар – разве что могут предложить продрогшему музыканту пальто «с барского плеча». Жить негде, с женщинами полная неразбериха, а тут ещё этот наглый рыжий кот…или кошка… Кот становится эдаким символом, как сурок в знаменитой фантастической комедии «День сурка». С этой комедией психологическую драму братьев Коэнов объединяет не только знаковое животное, но и определённая зацикленность героя в повторяющихся бедах.

Льюину продюсеры рекомендуют петь дуэтом, другие песни и по-другому – но ради денег музыкант не способен измениться. Более успешными рядом с ним оказываются далеко не самые одаренные коллеги по цеху. И это – закономерно. В одной из театральных постановок по пьесе Эфраима Кишона «Эй, Джульетта!» есть иллюстрирующий эпизод. Дочь Ромео и Джульетты предлагает влюблённому Шекспиру убежать вместе, на что великий драматург печально отвечает, что не зарабатывает достаточно денег пьесами. Девушка же говорит: «Напиши мюзикл!». «Вилли» что-то пишет на листе, а затем «презентует» новое произведение – звучит песня из категории «блатной шансон». Весьма точный образ – окупается то, что больше соответствует уровню восприятия публики. И меланхолическая музыка Льюина захватывает аудиторию, но никто не хочет платить за те случайные глубинные переживания, которые она будит.

В фильме музыки много, притом все исполнители ролей – Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлейк и другие –  поют сами, что нечасто встречается в современном кинематографе.

Герои фильма в большинстве своём молоды и неспокойны. Лица актёров вызывают ассоциации с университетскими фотоальбомами родителей – настолько они соответствуют духу 60х-70х гг. ХХ века. На удивление редкое попадание. Они хороши какой-то иной красотой, интеллектуальной, красотой мыслящих людей. И оператор Брюно Делбоннель в основном использует крупный «портретный» план, вводя зрителей в малые пространства комнат и представляя актёров так, как мы могли бы видеть своих собеседников.

Кинолента получилась атмосферной. На сеансе теряется чувство времени. Но как и когда несчастный Льюин Дэвис вырвется из круга проблем…

Культурный обозреватель: Ирина Пекарская

Опубликовано на информационно-развлекательном портале "Галерея Гуляева"


Рецензии