Почему два великих поэта...

Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Почему два великих поэта…»

Творчеству поэтов–шестидесятников всегда следует уделять особое внимание. В их стихах – отражение целой эпохи, в которой одно за другим рождались новые направления, новые идеи. Одним из таких поэтов был Андрей Вознесенский, стоящий в одном ряду с такими деятелями второй половины ХХ века, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Все они – поэты-диссиденты. Они были первыми, чья оппозиционная реакция была столь открытой и эпатажной. Но в стихотворении А. Вознесенского «Почему два великих поэта…» отражено, по сути, все идейное содержание этой оппозиционности советской, антиамериканской идеологии.

Сам Андрей Вознесенский за всю свою жизнь не раз побывал за границей, и, надо сказать, полюбил страны запада не менее, чем свою Родину. Детство поэта прошло в пору Великой Отечественной войны, которая наложила существенный отпечаток на судьбу и творчество будущего литератора.  Неприязнь и даже ненависть к войне отразились во многих его стихотворениях, особенно ярко это проявилось в эпоху «холодной войны» , когда Советский Союз и США чуть было не встали на грань ядерного конфликта.  В своем коротком произведении «Почему два великих поэта…» (всего лишь три строфы) лирический герой яро осуждает какие-либо негативные столкновения между людьми: будь то конфликт, ссора и даже война. Поводом к написанию стихотворения могли послужить не только исторические мотивы, такие как Карибский кризис и война, но и личные. Известно, что Вознесенский, будучи весьма неординарной личностью, мог поехать на крайний Север только для того, чтобы отразить увиденное в стихах. Неудивительно, что такой поэт быстро сыскал себе славу и толпы поклонников. Это не доставляло удовольствия некоторым из его современников, в том числе Бродскому, который довольно резко высказывался в адрес молодого поэта.  Исходя из этого, смею предположить, что строки из стихотворения посвящены именно взаимоотношениям Вознесенского и Иосифа Бродского: «Почему два великих поэта,// Проповедники вечной любви,// Не мигают, как два пистолета?// Рифмы дружат, а люди – увы…»  Стоит заметить, что данная неприязнь выражалась, по большей части, в критических отзывах и статьях, то есть между двумя поэтами велась своеобразная «холодная война». Таким образом, Вознесенский как бы проецирует простые, чисто человеческие отношения на события мирового масштаба. Но поэзия Вознесенского тем примечательна, что отражала стремление измерить человека категориями и образами мировых цивилизаций.

Лирический герой глубоко переживает по поводу разразившихся конфликтов. Вознесенский и в своих личных спорах редко поддерживает конфликт, считая, что все люди рождены для любви и мира. В стихотворении ярко выражена толстовская тенденция к объединению людей и наций во имя благополучия планеты. Лирический герой выражает свой протест войне, заявляя, что две великие державы  - СССР и США непременно должны объединиться «для любви», ибо, в противном случае, это грозит всеобщим уничтожением. Ведь две эти державы были мощнейшими военно-политическими блоками ХХ столетия, со своей уникальной культурой и бытом, они держали в своих руках весь земной шар… Тем временем, герой противопоставляет хрупкость матери-Земли разрушительной силе человеческого разума: «Почему два великих народа // Холодеют на грани войны,// Под непрочным шатром кислорода?» Для того, чтобы высказывать подобные идеи в условиях тоталитаризма, нужна не столько смелость, сколько наглость и хладнокровие, и,  хотя стихотворение и было написано уже после периода «оттепели» , наверняка вызвало явные неодобрения со стороны власти. Лично я всецело поддерживаю лирического героя и считаю, что именно объединение двух великих держав послужит началом всеобщему миру и процветанию. Гонка за властью, мировым господством – достаточно временное явление, побуждаемое личными амбициями элиты. Она подобна опасной игре, в которую политики играют с пламенным азартом, зачастую не думая о последствиях.

Стихотворение написано трехстопным анапестом с использованием мужской и женской перекрестной рифмы, благодаря чему создается легкость, и даже некоторая медлительность, придающая стихотворению философский характер. Поэт использует и ассонансную рифмовку или созвучие: «любви-увы», «тяжелые-голову», «войны-увы», «любви-Земли». Даже, исходя из этих рифмовок, создается общий идейный облик произведения, состоящий в обеспокоенности героя за Родину, которая непримиримо направляется к гибели.  Достаточно очевидная аллюзия на «Холодную войну» перекликается с простыми человеческими взаимоотношениями, демонстрируя отвращение лирического героя к этой «холодности» и ненависти друг к другу, будь то держав или людей. Стихотворение , можно сказать, построено на эпитетах и метафорах: «не мигают, как два пистолета», «Народы холодеют», «шатер кислорода» и др. , благодаря чему создается образность и красочность произведения. А наличие в конце сравнения «две страны, как ладони тяжелые» подчеркивает особую значимость дружбы двух великих стран для блага планеты. Вообще все стихотворения построено на антитезе : дружба и любовь то и дело противопоставляются ссорам и войне: «Рифмы дружат, а люди- увы…», «Люди дружат , а страны – увы…», ведь даже, исходя из этих двух последних строк, мы наблюдаем парадокс.  Но последнее здесь скорее подчеркивает противоестественность войны в мировом масштабе.
Взаимоотношения между людьми всегда вдохновляли поэтов и писателей, но когда от этих отношений зависят судьбы миллионов людей, мы слышим отчаянный крик поэта, призывающего не совершать глупых ошибок. Таким был Андрей Вознесенский, всем своим существом ненавидевший войну. В его стихотворении «Почему два великих поэта…» отразилась скорбь за два великих враждующих  народа, две державы, поставившие под угрозу существование планеты. Лирический герой напоминает нам, что дружба и любовь  -  основа мира, основа существования и жизни каждого человека, но разрушив эту тонкую пелену кислорода, человечество не выживет только потому, что задохнется…


Рецензии
Уж извините, Ирина, именно на это эссе не хотелось мне писать отзыв. Ну, скажем так, по личным соображениям. Но, закончив читать, я невольно вернулся к строке: "Это [слава и толпы поклонников] не доставляло удовольствия некоторым из его современников, в том числе Бродскому, который довольно резко высказывался в адрес молодого поэта." В этом предложении так много разного (мягко говоря) материала, что я не мог не попотрошить его слегка.
Ну, во-первых, "молодой" поэт Вознесенский на 7 лет старше Бродского. Б. говорил, что начал писать в 58-м, т.е. когда В. уже начал печататься! Во-вторых, Б., в отличие от В., в обойму совписов никогда не входил, не стремился и знал, что не попадет. О славе "народного" поэта он тогда и не думал. Цену свою он знал, как знал цену и поэзии В., о которой говорил, что она наносит вред русскому языку. В-третьих, не похоже, что, по крайней мере в начале, между ними было что-то личное, в отличии от отношений с Евтушенко (притом, заметьте, Б. считал, что у Е. есть несколько хороших стихов).
Кстати, не знаю, почему именно этот откровенно слабый стих Вы избрали для своего эссе. Но это уже тема другого разговора.

P.S. Прошу простить, если обидел: в мои планы это не входило. Я вообще скуп на рецензии и, как собака, оставляю метки только там, где либо понравилось, либо не смог удержаться.

Семен Сухолуцкий   07.12.2014 09:32     Заявить о нарушении