О фильме Страсти по Чапаю. 2012 г

Недавний  двенадцатисерийный фильм «Страсти по Чапаю» произвёл на меня сильное впечатление прежде всего потому, что он получился очень эмоциональным, острым и интересным в плане осмысления исторического периода Гражданской войны в России.
Все фильмы подобной тематики делятся на те, которые были созданы в советский период и прославляли героическую красную армию, и на снятые в период реформ, где главными героями и мучениками были объявлены белогвардейцы, а красные обвинялись во всех смертных грехах и в погибели царской России. А вот в новом фильме создатели постарались посмотреть на русскую  историю объективно и подчеркнуть, что Гражданская война – это величайшая трагедия народа, это кровь, смерть, жестокость, братоубийство, неестественность того, что сограждане одной страны безжалостно уничтожают друг друга.
Но так как в фильме повествование идёт о красном командире, легендарном начдиве 25 дивизии Василии Ивановиче Чапаеве, то хотим мы этого или не хотим – однако, всей душой болеем за красных, а белых воспринимаем, как врагов, коварных, хладнокровных и хитрых. К тому же, Чапаев – герой чрезвычайно обаятельный, умный, красивый, бесстрашный и очень талантливый («самородок», как говорит про него военное руководство).

Признаться, поначалу я боялась, что Василия Чапаева сделают похожим на персонажа анекдотов, которые в своё время широко ходили по стране и основывались, как я думаю, на старом фильме, где начдива играл Борис Бабочкин. В том фильме почему-то особо подчёркивалось простонародное начало и необразованность Чапаева, здесь же ничего подобного не произошло. Да, речь Чапаева уснащена народными словечками, но при этом он  достаточно грамотен как командир, прекрасно разбирается в картах, знает основные факты русской военной истории,  да и вообще - отличный тактик, способный противостоять белым генералам, получившим в своё время блестящее образование. Недаром Чапаева после собеседования приняли учиться в Московскую военную академию. Но поучился он там недолго – не поладил со старорежимными преподавателями и попросился на фронт, так как считал: время слишком сложное, тяжёлое и нужно защищать молодую советскую республику, а не сидеть в студенческих аудиториях. Так что про такого Чапая анекдоты придумывать не хочется.

 Петька в фильме тоже очень хорош: совсем молоденький мальчик, но при этом бесшабашно смелый, весёлый, предприимчивый и беззаветно преданный своему командиру.
 Впрочем, все бойцы дивизии очень любили Чапаева, ведь он был – плоть от плоти народа, он понимал простых солдат, и они понимали его. Недаром ведь сочинили песню - «Гулял по Уралу Чапаев-герой…»
 В новом фильме остался и некий романтический  дух красной кавалерийской атаки, когда всадники летят вперёд, навстречу смерти, с шашками наголо, и сам чёрт им не страшен, а впереди Чапай в развевающейся бурке на лихом коне. Это явно дань старым советским фильмам о Гражданской войне. И это смотрится красиво! Вспоминаются выплывшие откуда-то строчки  стихотворения Владислава Крапивина: «Эта сказка пришла к нам вслед за звёздными маршами. Колыбельная песня в ритме конных атак. Детям сказка нужна, чтобы стали бесстрашными. Взрослым сказка нужна просто так». Но лихость кавалерийской атаки тут же сменяется картиной рукопашного боя, где кровь, грязь и ужас не оставляют сомнений: всё это очень страшно и жестоко, так что нет на войне места сказкам.

Вообще же авторы фильма очень жёстко и безжалостно показали нам все  ужасы и белого, и красного террора, ведь борьба шла беспощадная. Между сценами расстрелов с той и с другой стороны, пожалуй, ставится знак равенства. Смерть -  она ведь не может быть со знаком плюс и не разбирает, на чьей стороне правда. Вот казаки ставят пленных красноармейцев на круче у реки и стреляют залпом. А вот красные расстреливают офицеров над той же рекою, и красота природы как бы контрастирует с ужасом смерти, которую люди одной страны несут друг другу. Вот пытают и убивают кого-то в страшных застенках ЧК, а вот белоказаки ночью жестоко режут чапаевский дозор. Вот белые грабят и расстреливают мирных крестьян, а вот и красные заняты тем же. Одним словом – война всех против всех захлестнула Россию. Всё это очень горько и страшно, и даже сам Чапаев,  глубоко задумавшись, однажды говорит о том, что кругом одна только гибель, а кто же хлеб сеять будет, свадьбы играть, детей рожать, если мужчины истребят друг друга в этой братоубийственной войне. И сами бойцы-чапаевцы  в перерывах между боями мечтают о мирной жизни: кто-то хотел бы работать на земле, кто-то на заводе, освобождённом от гнёта хозяев, кто-то - строить новые школы и учительствовать там. Но для многих – не судьба. Беда в том, что «замириться» просто так  никто уже не в состоянии – все сражаются за идею. Причём, красные за более гуманистическую идею всеобщей справедливости и равенства, за счастливую жизнь в новой России, за право народа на свободный, не рабский труд. А белые бьются за старую Русь, за свои личные привилегии и богатства, за красивый мир прежних дворянских усадеб, балов, развлечений, о которых с ностальгией вспоминает дочь полковника Мальцева  - Татьяна.
Она-то думала поначалу, что революция – это нечто высокое и романтическое и мечтала поучаствовать в боях. Её участие (сначала в стане белых, а потом – в стане красных) закончилось застенками ЧК, грубым насилием и гибелью. Правда, до этого ей посчастливилось быть возлюбленной  самого Чапая…

Кстати, личной жизни народного героя в фильме отведено довольно много времени, и в этом случае на смену историческому повествованию приходит традиционная мелодрама. Первая любовь окрашена в романтические тона, но заканчивается трагически. Женитьба Чапаева сразу же наводит на мысль, что купеческая дочь ему не пара, и решение принято поспешно и необдуманно. История с женой и детьми погибшего друга призвана подчеркнуть высокие моральные качества героя, бескорыстие и верность слову. А вот все остальные любовные похождения – это следствие горячего и необузданного характера Чапаева, его влюбчивости. Я готова упрекнуть создателей фильма в некотором переборе пикантной «клубнички»,  когда герой  отправляется крутить любовь неведомо с кем или выпивает лишнего. Режиссёр явно идёт на поводу у самых низменных вкусов публики. Ну не пристало это красному командиру, хотя в жизни, может быть, всё происходило именно так. Во всяком случае, я слышала и раньше, что Чапаев отбил жену у комиссара Фурманова, а тот всё равно потом написал про него книгу, чтобы «примазаться к чужой славе». Но в фильме подчёркнуто, что дамочка просто проходу не давала Чапаю, так что, где тут ему устоять. Причём  всё это оправдывалось модной тогда теорией «стакана воды», по которой в интимные  отношения можно вступать столь же просто, как и выпить стакан воды, не взирая на законных мужей или жён. Вот какие чудеса «свободы» наблюдались сразу после революции. Но ревность-то при этом никто не отменял, поэтому было неудивительно, что Фурманов стрелял Чапаеву в спину во время конной атаки. Впрочем, этот выстрел не показан впрямую, и бойцы говорят об этом тоже, как о предположении, догадке. Вроде бы, Петька видел… Наверное, нет никаких прямых доказательств, и авторы фильма не могут ничего утверждать. Однако, неприязнь к Фурманову у зрителя многократно усиливается (он, вообще, очень несимпатичный), а у меня пропало желание перечитывать повесть «Чапаев», хотя я поначалу хотела это сделать. К тому же, повесть в своё время показалась мне довольно скучной.

Нетрудно заметить, что своевольный и гордый Чапаев вообще не любит никаких комиссаров и не признаёт полезности их политического руководства. Они, по мнению Василия Ивановича, только мешают в армии, суются в военные дела, в которых ничего не смыслят, и вставляют палки в колёса, например, пишут доносы руководству армии. Так что авторы фильма довольно лихо прошлись и по чекистам, и по комиссарам. А вот к представителям духовенства в фильме отношение совсем иное. С большой симпатией показан батюшка, служащий в церкви, которую в юности строил Чапаев. Священник -  против братоубийственной войны, против злобы людской, и ему особенно больно видеть сожжённую церковь (как, впрочем, и Чапаеву). Но так было в реальности: рушились и взрывались белые храмы, гибли священнослужители, и не было этому оправдания…
…А последнюю серию фильма я не хотела смотреть: трагический финал известен заранее, Чапай всё равно не выплывет из вод Урала-реки. Но всё-таки досмотрела и невольно сравнила с окончанием фильма «Адмиралъ», где сердце также сжималось, только гибель ожидала белого адмирала Колчака. Сколько же талантливых, умных, замечательных людей погибло тогда, и получается, что всё зря. Нынче опять Россия во мгле…


Рецензии