Власть и бытие

     В диалектическом материализме существует постулат: «Бытие определяет сознание».  С этим можно согласиться, если бы не цыгане. Это кочевое племя издавна живёт во многих странах с разными условиями бытия, но сознанье у цыган уже множество веков остаётся прежним.
     Однако, человек, попав на войну, начинает относиться к смерти совершенно иначе, чем он относился к ней в мирной жизни. И сознанье солдата на войне делается совершенно иным, чем было оно в мещанском прозябании.
     Каким образом можно совместить всё это?
     Я полагаю, что постулат: «Бытие определяет сознание» не вполне достаточен. Действительно, человеческое сознанье может определяться рутинным бытием.  Но изменить рутинное бытие способны только радикальные метаморфозы в сознании.
     Но что же именно является основной причиной этих метаморфоз? Как ни странно, но желанье отдельных человеческих индивидуумов выделиться из толпы. А проще выражаясь: честолюбие, которое всегда нужно отличать от пошлого тщеславия. Ведь честолюбие может оказаться плодотворным, а тщеславие – никогда!..
     Тщеславие – это выхолощенное честолюбие…
     Удовлетворённое честолюбие нас весьма услаждает тем, что наши идеи разделяют другие люди и по этой причине подчиняются нам…
     Неужели стремленье к власти – это единственный и стимулирующий каркас, на котором зиждется любое человеческое сообщество?.. В сущности, пытливость ума и материальная корысть – вторичны…
     И, наверное, в основе любого стремленья к власти лежит врождённое желанье наплодить многочисленное потомство со своими генами. Однако в человеческом сознании происходит некая сублимация (замещение), когда идеи и мысли делаются равноценными генам. Пожалуй, именно в этом и заключается эволюционная успешность человека, как биологического вида… 
     Воистину, неожиданные выводы!.. А ведь всё начиналось с цыган…   


Рецензии