Плутни Скапена. От комедии дель арте к современном

«Плутни Скапена»: от комедии дель арте к современному зрителю

В октябре 2013 года репертуар Театра им. А.Н. Островского пополнился остроумной комедией «времён Людовика XIV» по пьесе Ж.-Б. Мольера «Плутни Скапена» (режиссёр-постановщик – Сергей Кузьмич).

Мольер саму идею сюжета взял у древнеримских комедиографов. Персонаж в латинской пьесе был рабом, который помогает своему юному хозяину против воли отца устроить свадьбу со своей возлюбленной. Структуру пьесы автор построил на основе традиций комедии дель арте, где «Скапен» – один из вариантов наименования «маски» ловкого слуги. Некоторые сценки и фразы были заимствованы Мольером у других французских авторов – у Сирано де Бержерака он взял фразу «Кой черт понёс его на эту галеру?», у площадного французского комедианта Жана Табарена перенял сцену с мешком. Первое представление комедии состоялось в Париже, в театре Пале-Рояль 11 мая 1670 г. Роль Скапена исполнял сам автор.

Действие пьесы происходит в Неаполе, самом противоречивом городе Италии, расположенном в морской бухте. Художник-постановщик Елена Сафонова изобразила на сцене, подсвечиваемой разноцветными сфоитами, приморский порт, с растянутыми для сушки рыболовными сетями, несколькими подъемными трапами и горами грузовых ящиков. И на этом фоне грузового порта появляются персонажи в разнохарактерных нарядах. В первом эпизоде мы видим простых ребят, которые сдёргивают яркие, почти клоунские жакеты с натянутой над сценой бельевой веревки. Театр приехал? Старинный, бродячий? Возможно. Но это главные действующие лица – плут Скапен (Дмитрий Рябов) и слуга Октава Сильвестр (Всеволод Ерёмин). Затем появляются персонажи иного рода – первая пара влюблённых: Октав (Андрей Щелкунов) в шёлковом камзоле и белом парике, стилизованных под эпоху Людовика XIV, Гиацинта (Анастасия Краснова), представляющая нечто среднее между дель-артовской Мальвиной и пастушкой. Но их одеяния – лишь стилизация, театральный символ: камзол надет на голое тело, а у Гиацинты очень необычный головной убор из фаты, натянутой на каркас. Они выглядят модниками своей эпохи, эдакими стилягами XVIII века. Второй влюблённый, Леандр (Влад Багров) выглядит так же, как и Октав, но его энергичная любимая, мнимая цыганка Зербинетта (Оксана Меркулова), украшенная ажурными татуировками, не вписывается в компанию печальных «пьеро». Отцы, Аргант (Эмиляно Очагавия) и Жеронт (Александр Кирпичёв), одеты по иной, «стариковской», моде: в длинные фраки-пальто с воротниками-жабо и высокие шляпы.

Скапен, в задачу которого входит спасти от гнева отцов тайно женившихся на девушках неизвестного происхождения Октава и Леандра, единственный человек, который ведёт себя как взрослый. Он знает, что по пути к цели бывает больно и не боится препятствий, он ищет пути для их преодоления. При этом плутоватый слуга ловко вертит и старшими, и младшими хозяевами. Дети в своих шелках и париках сами по себе похожи на кукол. Они совершенно беспомощные персонажи, которые без кукловода не знают куда идти. Прекрасная «мальвина» Гиацинта – заводная кукла, которая знает свою роль и следует ей. Но только в одной сцене с Аргантом подвижный, суетливый, полный жизни Скапен Дмитрия Рябова демонстрирует в игре свою роль кукловода: он выносит на сцену участников диалога, двигает их руками, устанавливает «правильные» позы, практически диктует «марионеточному» Арганту Эмиляно Очагавии его ответы.

Постановка получилась колоритной, смешной, действительно комедийной. Стилевое, но талантливо сбалансированное разнообразие костюмов подчёркивает театральную суть происходящего. Постановщики не очень углублялись в следование традициям комедии дель арте, лишь намекнув на них: скорее всего, символика старинного европейского театра уже мало что значит для современной публики. Впрочем, в одной из финальных сцен Скапен, Сильвестр, Зербинетта и Карл (Денис Дубровкин) отъединяются от прочих персонажей, вновь переодеваются, как в начале, давая понять, что мы присутствовали на представлении бродячего театра и все костюмированные под эпоху Короля-Солнца персонажи – лишь иллюзия, созданная ради развлечения и поучения нас, зрителей.

Культурный обозреватель: Мила Мокринская (Ирина Пекарская)
Опубликовано: Информационно-развлекательный портал "Галерея Гуляева"


Рецензии