Божественная логика
Твоё я понял кредо
и припадаю ниц
от тьмы духовной бреда
божественных страниц.
Здесь я хочу прикоснуться к божественной логике в отношении предательства Иуды Искариота, расписанной в Новом Завете в канонических Евангелиях в большей степени Матфея, Марка, Луки и в меньшей степени, но значительно отлично по отношению к этому вопросу, – Иоанна.
Вот что находим у Матфея (17:22-23; 20:17-19; 26:2).
«Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет».
«И входя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет».
«Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».
А вот и подобное у Луки (9:22; 18:31-33; 24:6-7).
«…Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершиться всё написанное чрез пророков о Сыне Человеческом; ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет».
«Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил нам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».
А вот что первым из них сказал Марк (9:31; 10:33-34).
«Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет».
«Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».
Иоанн, любимый ученик Иисуса, ничего не сказал о том, что Иисус будет убит, что будет поруган, что на третий день воскреснет. Разве только в главе 18 (стих 32) немного об этом упоминается: «Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт».
Иисус очень хорошо представлял Себе Своё предназначение, точно знал, что с Ним произойдёт, как это будет происходить, до самых мелочей. Об этом даже ничего и не надо говорить. Другое и не мыслится. И в тоже время… Снова обратимся к первоисточникам.
Вот как это описывает второй по написанию евангелий Матфей.
«Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты… Ещё, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя… И оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово» (Мат. 26:38-39, 42:44).
А так говорит третий автор, Лука.
«И Сам отошёл от них на вержение камня и, преклонив колена, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:41-42).
Вот что сказал самый первый из них, Марк.
«И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал час сей; и говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты… И опять отошед, молился, сказав то же слово… И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час; вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников» (Мар. 14:34-36, 39, 41).
Иоанн (18:11) был совсем краток: «…Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».
Какой же был смысл в этой Его молитве к Отцу, если всё, как Он и точно знал, бесполезно. Тем более, что у всех, кроме Иоанна, молился Он в одном приёме трижды. У Иоанна Иисус тоже молился (см. гл.17), но это совершенно другая молитва, не молитва слабого, а молитва-оберег перед Богом за остающихся учеников. Но сначала (стих 4): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить…». То есть, ещё не будучи казнённым, Иисус уже говорит об этом, как о свершившемся факте. И далее, Иуда ещё не предал Иисуса, а Иисус просит Бога: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Конечно, «всех соблюди», без различения на предателей и друзей.
И абсолютно противоположное у евангелистов-предшественников. Почти одинаково у Марка и Матфея, покороче у Луки, но смысл у всех них одинаковый: всё, что случится, заранее предназначено, но горе тому, кто этому предназначению даст ход. Вот так! Скажете, что я придумываю? Ничего подобного! Читайте сами.
«И когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мар. 14:18-21).
«И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал им в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем, Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мат. 26:21-24).
«И вот рука предающего Меня со Мною за столом. Впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предаётся» (Лук. 22:21-22).
Но самое замечательное, на мой взгляд, это предшествующие события, описанные Иоанном (см. гл. 13), произошедшие практически до молитвы перед Богом за учеников.
«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоан: 13, 20-27).
То есть Иисус в 17 главе молился и за предателя Иуду, которому Он подсунул кусок хлеба, а вместе с этим куском и вселил в него сатану. Он мог бы подсунуть этот же кусок и другому ученику, Ему было всё равно, кто Его предаст, потому что для Него они были все равны, потому что всех их дал Ему Бог. И не только дал, а дал, чтобы они были «едино, как и Мы». Недаром у Иоанна (19:30) Иисус, умирая на кресте, сказал: «Свершилось!», как утверждение исполненного, о чём была ранее договорённость, а не «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар. 15:34; Мат. 27:46), и не «Отче! в руки Твои предаю дух Мой».
Вот эти возможные толкования, разночтения о предательстве Иуды Искариота, что, на мой взгляд, явно усматриваются в Евангелиях, и приводят к смятению ещё оставшегося, я надеюсь, ума.
Свидетельство о публикации №214012900952