Взгляни, быть может
На общем фоне, как мне показалось, натужно выглядел Литвинов. В отличии от других Дима появился в кадре дважды. Чтобы не возвращаться, опишу второй и забудем. Бывший соотечественник, очерчивая воображаемый круг, говорил, что без нашей помощи ребят не освободили и что дорога поддержка каждого. Сомневаюсь я в этом. Больше напоминал случай с "Арктик Санрайз" умело срежиссированный двумя сторонами спектакль, в котором простые люди были одноразовыми статистами.
Но и исключения. Тот же самый Литвинов уже попадал в аналогичную ситуацию при Горбачеве. Накануне развала СССР гринписовцы побывали в наших северных морях. В тот раз объектом их внимания стал архипелаг Новая Земля. Загадочные места. Сейчас появляются публикации, что во время Великой отечественной здесь базировались немецкие подводные лодки. Досталось бедному острову и после войны. Здесь проводились ядерные испытания. Вот одна из обозначенный причин посещения архипелага гринписовцами. Тогда они, несмотря на противодействие наших пограничников, успели взять пробы земли. В интернете есть даже отчет "Высадка Гринпис. 08.10.1990.". Странная бумага, больше напоминающая дневник школьника. Возможно, ещё один отчет находится совсем в других местах.
В те времена Дима с друзьями пел совсем другие песни. "Все перекаты, да перекаты..." Ну и Высоцкого, естественно "Здесь вам не равнина...". А в нынешнем новогоднем пожелании вдруг вспомнил ещё более ранний, как сейчас говорят, шансон. Это и был его первый подход к камере, в смысле, видео.
Вдруг строки показались знакомыми. Да, ещё с детства. Благодаря неформатному по тем временам Ковалю узнали мы чудаковатого и позитивного Васю Куролесова. А вместе с ним увидели и его не всегда положительных знакомых. Возможно, что именно к ним и относится первая фраза рассказа про красный нос черных лебедей. Ну вы понимаете, о чем я?
Так вот, писатель перенял название одной народной песни для одной из глав своего рассказа. Она так и называется "Взгляни, взгляни в глаза мои суровые..." Так благодаря Батону далекий от всех этих страстей мир узнал о эпическом для России произведении. Сознаюсь, не принимает душа так называемый у нас шансон, особенно, когда под него косит попсовик-затейник. Но есть и в этом океане маленькие островки искренности. Отдельная тема. И по тексту, и по авторству, и по исполнителям. Но вернемся к связи её с Литвиновым. Почему шведский дядька вдруг вспомнил её в новогодних пожеланиям россиянам?
Возможно, это подсознательная связь нынешних событий в жизни сына диссидента с прошлым. Его отец, Павел Михайлович, один из участников "демонстрации семерых" на Красной площади. Тогда они гениталии к брусчатке не прибивали, просто выразили свое "фи" действиям властей. Ну и получили в ответ соответствующую реакцию. Тюрьма, лагерь, ну и репертуар соответствующий. В ссылке к политзека приезжает жена с сыном. По освобождению-эмиграция. А в сознании "Идут на Север срока огромные, кого не спросишь-у всех указ..."
Зачем он нам сейчас, под праздник? Без базара, хороша песня, крик измученной души, но... Очевидно, Дима обращается не к нам, а к пережитому им лично. Когда генетическая память от зека-отца удивительным образом наложилась на страхи ещё не осужденного, но внутренне готовому на этап сыну.
Удивительно, но личностные, подсознательные переживания Литвинова пазлом входят в общую нашу генетическую память. Мало кто сейчас знает, что упомянутый указ имеет реальную основу. 7 августа 1932 года Молотов, Калинин и Енукидзе подписали знаменитый документ, ужесточающий наказание за хищение государственной и колхозной собственности. Опять, тема отдельная, связанная с коллективизацией и фактическим отторжением крестьянства от земли. Горько-забавно, в народе постановление руководства страны отразилось по-царски -указом "О трех колосках". Раз указ, то зло и дальнейшее притеснение. Логическая цепочка от одного Грозного до другого. И далее по списку, включая последние действия "сбесившегося принтера". Кстати, украинский коллега последнего вдруг внезапно включил обратный ход. В середине января вдруг ополчился на несогласных с политикой Януковича, через несколько дней -на попятную. Может и нашему стоит кнопочку обратного хода переключить, пока другие не вмешались?
А что, если это общая генетическая память, подсознанием руководящая толпой и соединяющая в наших мыслях всех этих правителей. Тогда понятна связь. В те времена голодного работягу карали за три социалистических колоска, теперь за попытку помешать капиталистическому производству и добычи стратегического сырья. А в конечном счете-досадным помехам, мешающим обогащаться ИМ. Думаю, не случайно на этом фоне выглядит и появление сейчас в Украине на должности премьера скороспелого "денежного мешка". Если он укрепится, трындец нашим миллиардам. Про наших и говорить нечего. Не успокоятся, пока все не раздербанят. И все это на фоне патриотических песен "соловьевых", "мамонтовых" и им подобных.
Но вернемся к поздравлению Литвинова. При исполнении эпической для России песни Дима поднес палец к правому глазу. О многом говорит этот простой жест. О личностном страхе перед ещё не миновавшей угрозе, о желании скрыться. Вспомним первое посещение Литвинова -1990. На следующий год россияне помогли бывшему секретарю горкома прийти к власти. И вот нынешнее. Нет ли здесь некого предчувствия? И как обратной реакции слабеющей власти на действия гринписовцев. Получается, что Литвинов сможет посетить, даже так, экстремально, Россию в третий раз при аналогичных девяностому году условиях.
Для остальных вопрос стоит более жестче. Хотим ли мы подобного? При чудовищном социальном расслоении есть некое подобие стабильности. Да и менталитет, с мутированной в течении многих столетий генетической памятью, отличается от соседей. А верхи не стремятся к либерализации. Вот и будем ждать очередного передела среди небожителей. И дай бог, чтобы он не был кровавым, как в семнадцатом, да и не таким опереточным, как в девяносто первом.
А что до песни, помянутой сыном диссидента, то рекомендую послушать её в исполнении Герда. Это вам не распальцованные попсовики-затейники, кричащие фальцетом. Это переживания, а не клоунада.
Свидетельство о публикации №214012900964