Ведьмы немецкого Рейна

Олег Никогосян 


Ведьмы немецкого Рейна*

          Вдосталь ведьмами взбалмошит вязь весеннего ветрила

 Кажется невероятным, но последних ведьм в Рейнской области Германии сожгли на костре всего около трех веков назад. Кем были эти женщины, кто и в чем их обвинял, осмелился ли кто-нибудь защищать их?..
 "Достоинство человека неприкосновенно", - выбито на памятнике, установленном около 20 лет назад в одном из районов Дюссельдорфа. Здесь в 1738 году казнили последних ведьм, обвиненных в колдовстве и чародействе. Молоденькую (ей было всего 15 лет) Елену Куртенс (Helene Curtens) и мать семерых детей Агнес Ольманс (Agnes Olmanns) заживо сожгли на костре, как говорилось в приговоре,  "за наведение порчи на соседей, их скот, а также за тайную и порочную связь с дьяволом". Подобное обвинение звучит абсурдно для современного человека, но с 15-го века именно так формулировались судебные вердикты против предполагаемых ведьм.
В средневековом замке Линн (Burg Linn) близ Дюссельдорфа проходит выставка "Фридрих Шпе и последние гонения на ведьм на Нижнем Рейне Экспозиция разместилась в залах музея в замке. Массивная дубовая мебель и забранные толстой темой события тех лет происходили именно здесь. Посмотревшая экспозицию коренная жительница Крефельда Мартина говорит: "Вообще-то мы пришли не столько на выставку, сколько для того, чтобы посмотреть сам замок, показать его сыну. Но решили попутно познакомиться и с экспозицией, тем более что сын сейчас интересуется всем, что связано с замками, крепостями, средневековьем... Но и нам было необыкновенно интересно..."
Войну еретикам объявили еще во времена крестовых походов, но гонения на ведьм "с размахом" начались после выхода в свет печально известного трактата «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Maleficarum) — трактат по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм. «Молот ведьм» был написан в 1486 году Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститор), доминиканским инквизитором и католическим приором и издан в городе Шпайере в следующем, 1487 году. Его соавтором считается декан Кёльнского университета, инквизитор Якоб Шпренгер,
 "Этот трактат называют самой страшной книгой в мире", - рассказывает директор замка-музея Линн Кристоф Райхман  (Christoph Reichmann). Заполучив в руки эту своеобразную инструкцию по демонологии, борцы с кознями сатаны и его гнусным воинством приступили к методичному истреблению предполагаемых ведьм, колдунов, знахарей и целителей. С 1487 по 1738 годы только на территории Германии были сожжены, по скромным подсчетам историков, более 100 тысяч человек. Причем треть из них составили мужчины, замечает Кристоф Райхман.
Раньше на женщин, разбирающихся в травах, умеющих врачевать, да и просто умных, смотрели косо и подозрительно, - говорит Мартина. - Но отношение к женщинам, к счастью, давно изменилось".
Другая посетительница выставки, Ханнелоре Брюкер (Hannelore Br;cker), специально приехавшая сюда, менее оптимистична: "Это еще большой вопрос... По какому праву какие-то люди вообще берут на себя смелость осуждать других, называя их колдунами и ведьмами? Я думаю, подобное может повториться снова, потому что человек зачастую нетерпим к мнению, которое кардинально отличается от его собственного... То, что мы не понимаем, как правило, возмущает, отталкивает и даже пугает нас".

Защитник прав ведьм
Особо свирепствовали немецкие борцы с демонами в Средние века в Кельне, Дюссельдорфе и прилегающих к ним регионах. И, наверное, не случайно, что именно здесь родился известный противник гонений на ведьм, иезуит Фридрих фон Шпе (Friedrich von Spe). В 1631 году он опубликовал свой знаменитый трактат "Cautio Criminalis", в котором сформулировал права обвиняемых на процессах против ведьм, колдунов и вампиров.
 Эти права и сегодня составляют основу процессуальных кодексов в демократических странах, но тогда они были поистине революционными: отменялись пытки, обвиняемые получали право на защитника, гарантировалась независимость судьи, понятие презумпции невиновности (обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вину не докажет суд) возводилось в абсолют...
Орудия пыток в экспозиции выставки, темные подвалы замка Линн, окна с решетками - все это помогает хотя бы приблизительно представить  мрачную атмосферу средневековых процессов над ведьмами.

 Но еще больше поразило Шпе то, как трактовалось поведение обвиняемых в колдовстве. В своем трактате он писал: "Если обвиняемая вела дурной образ жизни, то, разумеется, это доказывало ее связи с дьяволом, если же она была благочестива и вела себя примерно, то ясно, что она притворялась, дабы своим благочестием отвлечь от себя подозрение в связи с дьяволом и в ночных путешествиях на шабаш. Если она обнаруживала на допросе страх, то ясно, что она виновна: нечистая совесть выдает ее. Если же она, уверенная в своей невинности, держит себя спокойно, то нет сомнений, что она виновна, ибо, по мнению судей, ведьмам свойственно лгать с наглым спокойствием. Если она защищается и оправдывается против возводимых на нее обвинений, это свидетельствует о ее виновности, если же в страхе и отчаянии от чудовищности возводимых на нее поклепов она падает духом и молчит, это уже прямое доказательство ее преступности..."
И хотя процессы над ведьмами продолжались и спустя сто лет после того, как были написаны эти слова, они уже не носили столь жестокий характер, как раньше. "Думаю, личность Фридриха Шпе заслуживает пристального внимания и сегодня, - подчеркивает Ханнелоре Брюкер. - Он бесспорно интересен для тех, кто увлекается историей, да и не только для них".

               

* . в Германии особое отношение к ритуалам,связынным с ведьмами

По легенде в ночь с 30 апреля на 1 мая на Брокене собираются ведьмы на празднование Вальпургиевой ночи, что нашло отражение в трагедии Гёте "Фауст".
Брокен (нем. Brocken) — самая высокая точка Гарца, высотой 1141,1 м. Расположен в земле Саксония-Анхальт в Германии. На Брокене царят экстремальные погодные условия. Его вершина находится выше границы существования деревьев. Климат на Брокене соответствует климату Исландии. Лета короткие, зимы длинные. На Брокене порой наблюдается интересный оптический эффект — вокруг человека вдруг начинает светиться радужный ореол. Этот эффект назван Брокенский спектр, его в 1780 году выявил и описал Иоанн Зильбершлаг
Сюда трижды подымался Гёте. В настоящее время на Брокене находится гостиница, метеорологическая станция, телевышка, станция узкоколейной железной дороги, ресторан
Вальпу;ргиева ночь (нем. Walpurgisnacht, фин. Vappu, фр. Nuit des Sorci;res — Ночь ведьм, чеш. P;len; ;arod;jnic — Ведьмин костёр, н.-луж. Ch;dotypalenje — Жечь костёр, рус. Яков звёздоночный) — ночь с 30 апреля на 1 мая. Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтейн, а в некоторых германских землях, у англичан, чехов и литовцев на первое мая принято водить хоровод вокруг Майского древа. У лужичан с Вальпургиевой ночи до Вознесенья стояли майские деревья.
Название происходит от дня св. Вальпурги (англ.) (Вальдбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году, которую принято поминать 1 мая В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п. Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу
Русскому поверью о полете ведьм на лысую гору в конце апреля соответствует немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ усопших
Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву (hexenk;nigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда сатана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при свете факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 г. далее в том же 17-ом веке, но уже во второй половине встречается упоминание у Иоганна Преториуса
Такие же сборища ведьм бывают на Рождест¬венские ночи, накануне великого поста (нем. fastnacht), на Светлой неделе и на Иванову ночь


Берлин – 2010


Рецензии