О Христе и иудейской революции

Три уровня революции, два внешних (стихийный, социальный) и внутренний (духовный) – всегда начинаются параллельно, затем следует их взаимодействие, противоборство и то или иное сочетание. Из политэкономической истории, которой нас обучали, мы знаем о результатах внешних уровней революций, но ничего не знаем о духовных сдвигах на внутреннем уровне – о них намекают мировая философия и литература. Под «духовными сдвигами» я разумею не пресловутое сиюминутное отражение политической практики в ангажированном временем шелесте перьев, а то, что наши суровые советские воспитатели называли «абстрактным гуманизмом», то есть  эволюцию не этнического и не социального человека-винтика, но – эволюцию лица, личности, человека человеческого, собственно человека. Так вот, на третьем, внутреннем, уровне глубины или высоты революция и совпадает с духовной эволюцией индивидуального человека.  Пример Христа. На первом, самом внешнем, уровне, где орудуют зелоты (народные мстители, род древнееврейских большевиков), революционное брожение улицы усаживает его на осла, устилая инстинктивный путь к правде пальмовыми листьями: «Осанна в вышних!» На втором уровне революционной ситуации иродиане и саддукеи, то есть, говоря по-нашему, партаппаратчики и власть имущие, ведут дипломатический диалог с римскими властями, присматриваясь к улице с целью использовать ее энергию в «большой игре» геополитического каната «Рим – Иудея – Восток». На третьем уровне Иисус с немногими его понимающими закладывает основы нового мышления и духа, желая преобразовать мир поверх уличных и аппаратных игр. Три года улица надеется на Христа, а  госаппарат терпит его проповедь, пока те и другие не выясняют, что Иисус не собирается политически освобождать евреев от римлян – напротив, произносит сомнительные темные речи, отвлекающие народ от борьбы и угрожающие лишний раз навлечь гнев римских хозяев. Раскаленная атмосфера иудейского общества, первый и второй уровни революции которого топчутся на месте, улица – не получив вождя, а аппарат – получив перед собой опасно раздраженную улицу, срочно нуждается в разрядке, которая устроила бы все стороны, сняв излишек напряженности. Нужно отдать уличной толпе на растерзание козла отпущения, одновременно тем самым в знак лояльности продемонстрировав заморским патронам «наведение порядка». В жажде крови интересы толпы и начальства на мгновение сходятся, и  Иисус – на кресте. Гонимая призраком внешнего успеха иудейская революция I века слепо уничтожает свой высший – духовный – уровень и смысл, снижая всю борьбу до жалкого «национально-освободительного» движения. Вслед за третьим уровнем гибнет и второй, распадается «антинациональное» государство иродиан, и на секунду победителем оказывается улица, чтобы в следующую секунду, проявив чудеса этнического героизма, устелить своими трупами развалины своего храма и царства. Так, подчиняясь этническому року, еврейская цивилизация древности закончила свое существование, не распознав знамений времени и не угадав духа будущего, отвергнутого ею вместе с Христом.
А что же Иисус? Победил или проиграл? Конечно, победил. Но плотность сопротивления внешнего, материального, природного, этнического, социального мира такова, что в этой его победе за две тысячи лет реализовался лишь процент от процента той вести, что он принес. Расслышать оставшиеся 0, 9999 и внести их в жизнь – наш долг и перспектива.
24, 30 января 2014


Рецензии