Схватка. документальная повесть
Атаев в тот вечер со службы вернулся рано. Проверил знание школьного материала детьми. Просмотрел телевизионную программу, но ничего интересного не нашел и пошел спать в свою комнату, но сон не шел.
В голове роились разные мысли, навеянные минувшим днем: он узнал результат повторного суда над Кадиевым.
И теперь события трехлетней давности, вновь всплыли в памяти, и не давали ему покоя, в голове сверлила мысль- а не он ли, этот не установленный наводчик приезжих бандитов, совершивших дерзкие преступления в отношении учителей селения Шахи?
Прошло полтора месяца с тех пор, как милиция и КГБ проводили усиленные оперативно-розыскные мероприятия, по установлению и поимке преступников, совершивших разбойное нападение и изнасилование учительниц в селе Шахи.
По отпечатку пальца, обнаруженному на месте преступления, был установлен один из преступников- Гусев Олег Иванович, 1951 г рождения, уроженец и житель г. Свердловска , ранее трижды судимый, имелись точные приметы и остальных преступников. Круглосуточные засады и наблюдения в местах их возможного появления, результатов не дали.
По всему чувствовалось, что они «залегли», как выражаются оперативники. Гусев последний свой срок отбывал за вооруженное разбойное нападение в УИТУ УВД Свердловской области.
Устанавливались и проверялись все его связи по ЧИАССР, которые им были установлены в местах лишения свободы. Отрабатывались жители Шахи, имевшие когда-либо отношение к Свердловской области, но в их число Кадиев не попал.
В тот октябрьский вечер погода в с.Шахи стояла скверная. С утра моросил мелкий осенний дождь. Сырая пронизывающая прохлада и непроглядная мгла не располагали к ночной прогулке.
Зоя Алаевна Очирова обещала коллеге по работе Заире Ахмедовне Мумаевой, проживающей недалеко от учительского дома, зайти на чай и, заодно совместно составить план занятий на следующий день. Но в связи с непогодой визит отложила.
Зоя Алаевна и Заира были учительницами третьих классов Шахинской средней школы. Обеим было по двадцать лет и дружили со студенческой скамьи, когда учились в Грозненском педагогическом училище.
Заира была уроженкой села Шахи и жила с родителями. По окончании училища подруги уговорили комиссию по распределению направить их в школу в с. Шахи, где была острая нехватка учительских кадров.
Село находилось в отдаленном уголке района, и желание работать тут изъявляли немногие.
Сюда же были направлены Ася Галиевна Каюрова- землячка и подруга Зои. Обе девушки были из Майкопа.
По прибытии в Шахи, Заира и ее родители пригласили Зою и Асю жить у них, но девушки отказались. Им не хотелось стеснять семью Заиры. Им были выделены однокомнатные квартиры в учительском доме, где они и жили.
В этом же доме в соседних квартирах жили преподаватели старших классов: Камила Михайловна Собинова и Лариса Ивановна Касумова, которые уже третий год работали преподавателями в одной с ними школе, куда были направлены по распределению после окончания ВУЗА.
В РСФСР практиковалось направление молодых специалистов из разных регионов в ЧИАССР, из-за нехватки национальных кадров.
Камила и Лариса были из Ставропольского края. В прошлую зиму девушки перенесли свои вещи и кровати в одну квартиру и жили вчетвером. Так им было веселее, и печное отопление доставляло меньше хлопот, да и вопрос приготовления пищи отнимал меньше времени, так как готовили поочередно.
В этом году рано похолодало и девушки перешли жить в квартиру Ларисы, которая была расположена справа по коридору при входе с улицы. Она была просторнее остальных.
В этот вечер девушки, как обычно занимались подготовкой к занятиям на следующий день: писали планы уроков, проверяли тетради.
Камила закончила подготовку и мыла посуду, пританцовывая в такт эстрадной музыки, чуть слышно доносящейся из магнитофона, стоявшего рядом с ней. Ей, по ее заказу, привезли кассету с современными песнями, но подругам она об этом не сказала. Она ждала, когда подруги закончат подготовку и начнется «час впечатлений» перед сном, и тогда она включит музыку с новой кассеты.
Настенные часы показывали время 23 часа 20 минут, когда Зоя и Ася закончили подготовку к занятиям и потянулись, зевая из-за стола, по их лицам чувствовалась усталость. Они стали застилать постели.
Труд учителя не содержит в себе физических нагрузок, но усталость от него не меньше.
Камиле не терпелось включить кассету- сюрприз и она спросила:- Лариса, я не помешаю тебе, если прибавлю звук магнитофона?-Нет, я заканчиваю. Одну тетрадь осталось проверить - ответила она.
Камила сменила кассету и включила магнитофон. Из динамиков послышалась песня знаменитого ансамбля «БОНИ-М». Девушки, прислушиваясь, на миг застыли от удивления, а затем кинулись на шею Камиле, обнимая, целуя ее.
Усталость, как рукой сняло, и они закружили в танце. Лариса забыла про не проверенную тетрадь, закружившись в танце. –Камила, миленькая, откуда кассета?- Воскликнула Ася- Это мой подарок Вам - ответила Камила, кружась в танце вместе с девушками.
Позывы молодости были на лицо. Натанцевавшись, девушки попадали в свои постели, делясь впечатлениями о музыке. Звук магнитофона был приглушен.
Вдруг раздался сильный удар и треск, взломанной наружной двери. Девушки от неожиданности и испуга повскакивали с кроватей.
В коридоре раздались голоса и шум топота ног. В следующее мгновение, с грохотом выбив дверь квартиры с внутреннего замка, ворвались четверо. Обросшие, грязные человекоподобные, с пистолетами и обрезами в руках, напоминали персонажи детективных фильмов.
Девушки от испуга онемели. Первая пришла в себя Камила, которая спросила, ухмыляющегося детину лет под тридцать, стоявшего ближе к ней:- По какому праву вламываетесь к нам? Мы учителя и дом этот учительский. ¬ Она подумала, что незваные гости перепутали адреса и по ошибке ворвались к ним. И тут услышала:- А мы знаем, куда пришли. Всем к столу и руки на стол. Живо!- Заорал он, направляя в девушек пистолет. Те повиновались. – А ты, красавица много болтаешь, сними серьги, перстень и положи на стол- обратился он к Камиле-А не то, я с ушами и пальцем у тебя их вырву- и приставил пистолет в левый бок.
Камила сняла перстень, серьги и положила их на стол. У Зои и Аси забрали серьги, у Ларисы серьги и цепочку. Пока детина забирал у девушек золотые изделия, двое других, молча, обыскивали квартиру девушек и забрали их денежные сбережения из книг, из под постелей.
Закончив обыск, они стали ощупывать нижнее белье девушек, несмотря на их протесты и попытки устыдить. Попытавшуюся вырваться Асю сбили с ног и, несмотря на ее крики, и сопротивление, сорвали с нее всю одежду, обнажив девичье тело. Попытавшихся ей помочь девушек остановили выстрелом в хрустальную, цветочную вазу, стоявшую на столе. Осколки ее обдали девушек, поранив руки и лица. Выстреливший детина хриплым, прокуренным голосом рявкнул:- Стоять-и дальше посыпалась матерная, оскорбительная ругань. Зою, лишь на мгновение остановил выстрел и окрик. Она кинулась к Асе, но была сбита с ног и связана отрезком разорванной простыни спина к спине с Асей.
Их оттащили в угол комнаты. Камиле и Ларисе связали руки за спину и, несмотря на отчаянное сопротивление и крики, потащили по коридору в пустующие квартиры, откуда еще долго доносились крики девушек.
Зоя с Асей, связанные между собой, с кляпами из полотенец во рту, не могли ни кричать, ни двигаться и слышали весь ужас происходящего.
Прошло примерно десять, пятнадцать минут, показавшиеся девушкам вечностью. - Кончили?- Спросил хриплый голос в темноте- Да-Да- ответили ему голоса двух- Уходим- проговорил хриплый голос и тут же обратился к Зое и Асе- Вас мы оставили на следующий раз, так как спешим. Мы обязательно вернемся. Слово пахана. Поэтому ни шагу в ментовку и язык на замок, иначе порешим. Поняли?- И матерно оскорбляя девушек, голос стал удаляться.
По топоту ног было видно, что они уходят. Из соседних квартир слышались стоны и плач Камилы и Ларисы. Зоя подтянула колени, захватила ими полотенце во рту и вырвала кляп.- Ася, подтяни коленки и вынь кляп со рта. – Ася избавилась от кляпа и зарыдала. Она была голая и сильно замерзла. Зоя, успокаивая подругу, с большим трудом освободилась от пут и помогла освободиться Асе.-Оденься-Сказала она ей и кинулась к Камиле и Ларисе.
Девушек, оказывается, затащили в разные комнаты и связанными, насиловали. Зоя, включила свет в коридоре. Камила лежала лицом вниз посреди комнаты. Руки ее были связаны за спину, платье разорвано. Она рыдала, и плечи ее вздрагивали. Зоя развязала ее, помогла подняться и забежала к Ларисе, которая сидела, прислонившись к стене. Зоя развязала ее руки. – Звери, гады, нелюди- кричала Лариса. Зоя завела ее в их комнату.
Оскорбленные и униженные нелюдями девушки, обнимая, друг дружку, плакали. – Девочки, миленькие, давайте приведем себя в порядок и подумаем, что делать- сказала Камила, сквозь слезы. Лица и руки девушек были в крови от избиений и осколков цветочной вазы.
Зоя быстро надела пальто и выбежала из комнаты. На вопрос Камилы-Куда ты?- К Заире- из коридора раздался ее голос.
Ворота Мумаевых были закрыты. Зоя постучала в окно помещения, где спал Мумаев Ахмед. То ли он по тревожному стуку определил неладное, то ли услышал рыдание девушки, он выбежал с двухстволкой в руках.- Что случилось?- Спросил он девушку, давшую волю слезам.- Там, там они, они расскажут- сквозь сильно нахлынувшее рыдание, проговорила девушка, показывая в сторону дома учителей. Ахмед понял неладное- заходи в дом, а я пойду к ним- Сказал Ахмед, проводя девушку во двор.
Вышедшая, вслед за мужем, Айза, успокаивая, повела плачущую девушку в дом. Им встретился идущий на шум сын Айзы- двадцатитрехлетний Мурад.- Бери вилы и беги за отцом к учительскому дому, там что то случилось- сказала она сыну и, открыв дверь коридора они встретились с Заирой, спешившей на шум.- Что случилось Зоя?- Спросила она, обнимая девушку. - На нас напали четверо бандитов- заливаясь слезами, проговорила Зоя.- Успокойся, дочка, на выпей воду- проговорила Айза, протягивая Зое стакан с водой. Зоя, сделав несколько глотков воды и немного успокоившись, рассказала вкратце, что произошло.
Айза оделась и побежала оповестить о происшедшем родственников мужа, проживающих по соседству, для организации поиска преступников.
Рассказ Зои слышал и проснувшийся от шума младший брат Заиры Анзор. Он молча снял со стены одноствольное ружье, висевшее на стене, как память об умершем, много лет назад, деде Асу, принадлежавшее при жизни ему. Положил в карманы патроны с патронташа и вышел.
Слух о случившемся разнесся по селу, словно молния. Люди, кто с чем, спешили к учительскому дому. Ахмед организовал погоню на двух машинах и в пешем порядке.
К этому времени туда подъехали: участковый Гуцаев, председатель с/Совета Цукаев и директор школы Зариев Хусейн. Которые , узнав подробности происшедшего, связались по телефону с райотделом милиции и подключились к поискам преступников.
Село в полночь напоминало разбуженный улей. Личный состав РОВД был поднят по тревоге и по приметам преступников, полученным от Гуцаева, введен в действие план перехват.
На место происшествия выехала оперативно- следственная группа совместно с оперативниками РОКГБ. В с.Шахи выехали так же начальники РОВД, РОКГБ и прокурор района. Такого дерзкого преступления в отношении приезжих учителей не помнили в Мартановском районе.
С этого времени на протяжении полутора месяцев сотрудникам Мартановского РОВД покой только снился.
Проводимые оперативно-розыскные мероприятия были безрезультатны, если не считать установление личности одного из преступников- рецидивиста Гусева О.И. Преступники, как сквозь землю провалились.
Прошло три дня, как сняли засады у дома учителей, но участковый инспектор с дружинниками продолжали наблюдение в вечернее время и оперативные группы милиции с РОВД в полночь бывали тут наездами.
Примерно в первом часу ночи старший оперуполномоченный уголовного розыска капитан милиции Атаев закончил работу и собрался ехать домой. На улице, перед РОВД,к нему подошел начальник РОВД Басанов и спросил:- Домой собрался?- Да- ответил Мута.- Может съездишь с участковым Есиевым и помощником дежурного РОВД Хучиевым в Шахи проверить обстановку у дома учителей?- Спросил он и добавил:- Что- то не спокойно у меня на душе. Завтра выспишься и придешь на работу позже.- Да, уж, выспишься- проговорил Мута и пошел звать Есиева и помдежа.
Он зашел в дежурную часть, там находились: Есиев и Хучиев.- Пистолеты при вас?- спросил он их.-Да.- последовал ответ.- Захватите с собой трое наручников и поехали- сказал Мута.- Ты и вправду думаешь застать там бандюков?- Спросил дежурный удивленно.-А кто его знает, с чем черт не шутит- ответил Мута и пошел к выходу. Вслед за ним вышли: Есиев и Хучиев.- Где служебная машина? –Спросил у Хучиева Мута.- На ремонте, поедем на моих жигулях. Отметимся и приедем. Их след давно простыл- успокаивающе, проговорил Хучиев.
Им предстояло ехать 20км в один конец и если отметиться, то на жигулях удобнее было ехать, поэтому Мута промолчал, усаживаясь рядом с Хучиевым. Они тронулись.
Машин на трассе было мало и они без помех доехали до Шахи.- Может, участкового Гуцаева возьмем?- предложил Мута, не доезжая до его дома. - Да пусть отдыхает. Никогда они больше сюда не сунутся. Не дураки же.- заявил Хучиев. Атаев не стал возражать, да и время терять не хотелось.
В метрах 60 от учительского дома, за домом культуры Атаев потребовал остановить машину,-а дальше движемся цепочкой, незаметно вдоль забора к учительскому дому. Дверями машины не хлопать. Если они будут внутри, то при входе в дом справа под окном позицию занимает Хучиев, а мы с тобой, Есиев, врываемся в комнату, стреляя в воздух, укладываем на пол, надеваем наручники. Учителя предупреждены неоднократно, что в случае заварушки у них в комнате, они прячутся каждая под своей кроватью. Под окном вверх стреляет Хучиев и задерживает, выпрыгивающего. Хучиев засмеялся- задерживаю и мне вешают медаль- смотри, чтобы пулю в лоб не получил, шутник- зло прервал его Атаев.- За-мной - скомандовал он и, сойдя с машины, двинулся, прижимаясь к плетневой ограде, в сторону учительского о дома. Подойдя, они заняли позиции и стали прислушиваться. Что это? Из комнаты доносятся мужские голоса!
Двери дома внутри закрыты на запор. Свет погашен. Сомнений у Атаева не оставалось. Это они. Он за руку подтянул к себе Хучиева- врываемся втроем и стреляем в потолок, командуя- Ложись-перемещаемся, чтобы не получить пулю. В них не стрелять, попадем в учителей- прошептал он.
И взявшись двумя руками за ручку двери, рванул резко на себя. Ломая душку ригеля замка вместе с куском коробки, дверь открылась настежь, а Атаев отлетел со ступенек, метра два назад, с вырванной дверной ручкой в руках. В воздухе сгруппировавшись, перевернулся и, коснувшись руками и ногами земли, рванулся в дверь.
В коридоре на пути к двери в комнату учителей, он нагнал и обогнал Есиева, и Хучиева, и выбив запертую дверь, ворвался в комнату, стреляя в воздух.
Смещаясь по стене к окну, Атаев крикнул- Милиция!. Гусев, вы арестованы. Дом окружен! На пол всем.
Канонада выстрелов и команда- На пол всем! Дом окружен!- сделали свое дело. На какие-то секунды бандиты опешили.
Вдруг, один вскочил на подоконник и, ломая раму попытался выпрыгнуть. Атаев мельком увидел его силуэт и в правой руке пистолет на фоне уличных фонарей.
Он подбил его ноги и когда он вскинулся, падая на спину, нанес удар рукоятью пистолета по болевой точке на плече правой руки, при приземлении пистолета у него уже не было. Атаев тут же надел на эту руку наручники и приковал его к кровати.
В это время второй вскочил на подоконник. Атаев резко дернул его за ноги и, когда тот попытался руками амортизировать удар лицом об подоконник, Атаев, заводя правую руку за спину, кинул его на пол, раздался выстрел. В загнутой за спину руке бандита был пистолет, раздался второй выстрел, но этот выстрел был от непроизвольного сокращения мышц руки от боли. Пистолет упал на пол. Атаев подтянул его к прикованному к кровати. Держа пистолет на его затылке, достал ключ и отомкнув первого от кровати и сцепил наручниками правые руки двух бандитов.
В комнате творился ужас. Сквозь выстрелы и шум борьбы слышался отборный мужской мат и отчаянные крики девушек. Мута, я ранен- раздался голос Есиева. Мута включил свет и увидел окровавленного Есиева и выбегающего в коридор преступника, с пистолетом в руках. Выстрел Атаева, опрокинул бандита навзничь. Пистолет выпал из его руки. Мута подобрал его. Преступники все были на полу.
Атаев обыскал двух сцепленных меж собой бандитов и предупредил, что при попытке к бегству будет применено оружие, в чем они убедились. Есиев получил касательное ранение правого плеча, но шевелить рукой не мог. Лариса стала перевязывать его.
Тут Мута заметил, что один из бандитов наручниками сцеплен за руку с Камилой.- Это еще что такое? Кто Вас к нему подцепил?- спросил он Камилу.- Не знаю. Было темно, кто-то резко дернул за руку и нацепил наручники- ответила она. Хучиев виновато проговорил обращаясь к ней –извините, темно было, не разобрался- и стал освобождать ее. Этого подцепи к тем двум- сказал Атаев Хучиеву.
В это время застонал раненный бандит. Он истекал кровью. Пуля прошла через бедро ниже ягодиц с внутренней стороны. Атаев попросил девушек перевязать его, но те категорически отказались. - После этого его перевязывать? Никогда.- отрезала Зоя, показывая, посиневшее предплечье.
Атаев сделал жгут из простыни и сильно перетянул бедро преступника выше раны.
-Хучиев быстро за машиной- сказал он. Тот выбежал и подогнал машину. Сзади на сидение постелили клеенку, положили раненного, его одну руку сцепили с левой рукой впереди сидящего Есиева и они уехали в РОВД. Атаев стал ждать подмоги для конвоирования преступников.
- Начальник, а ты крепко надул нас, заявлением об окружении дома, а вас- то оказывается с гулькин нос здесь. Жаль, не врубились, лохи- процедил он сквозь зубы.- Быстрей сядешь, быстрее выйдешь. Скажи спасибо, что никого из вас не шлепнули. -отпарировал Мута.- Вы, проститутки еще пожалеете за эту подставу.- с угрозой обратился он к девушкам учителям.- Прекратите разговоры, сидеть, а то перестреляю, как бешеных псов - взревел Атаев и выстрелил чуть поверх головы болтуна. Он чувствовал необходимость держать их в напряжении. Эти на все способны.
- Мы молчим, успокойся, начальник. «Клоп», хорош базар- обратился один из преступников к Атаеву и своему напарнику.
Атаев попросил девушек на время пойти к Мумаевым, так как оконные стекла были разбиты, и в комнате было холодно. Но девушки наотрез отказались и сидели, перешептываясь меж собой.
Не прошло и десяти минут, как отъехал Хучиев, на улице раздались голоса и в комнату влетел участковый Гуцаев с пистолетом в руке. Оказывается, Хучиев по пути в РОВД предупредил его. Он поздоровавшись с девушками и с Мута, спросил шепотом на ухо- Мута, может на автобусе ПАЗ отвезем их в РОВД? Могу организовать трех дружинников и автобус.-
Действуй- ответил Мута.
Через час, задержанные были доставлены в РОВД. Раненным оказался Гусев О.И..
Двое его подельники: Шилов н.и Закатаев Б. приехали с ним из Свердловской области. Их принял у себя Ганиев Беслан-по зэковской кличке "Бес". Все четверо отбывали наказания в колонии строгого режима, в районе города Тавда, Свердловской области за убийства, разбойные нападения и грабежи, где и познакомились. Проживал Ганиев в соседнем с Шахи селе, расположенном в трех километрах, но относящемся к другому району. Недоработки ОВД соседнего района и позволили им скрываться в течении полутора месяцев.
До приезда к Ганиеву эта тройка совершила кражи и разбойные нападения в Омске, Саратове, Москве и Ростове на Дону. Раскручивал клубок их преступных деяний знаменитый МУР. Все четверо были осуждены и получили сроки наказания от десяти лет и выше.
Свидетельство о публикации №214013001750