Сон 2014-01-15. Экзамен

Из серии "Репортажи спросонья"
- - - -

Сновидение в ночь с 14 на 15 января 2014 г. Экзамен, или История с географией


Только к концу рабочего дня, когда основные дела завершены и можно позволить себе немного  отвлечься, я вспомнил про сегодняшний сон. Точнее, фрагмент, как обычно.

Сегодня во сне я сдавал экзамен. Сдавал не за себя, а за кого-то другого. Меня просили помочь.

– Так я же ничего не знаю!

– А тут ничего особого знать и не надо. Вопросы простые. Говори, что знаешь. Главное, веди себя уверенно.

– А какой хоть предмет?

– Э-э-э... История, по-моему. Или география? На месте сориентируешься. Ну всё, успехов!

Вопросы простые, говоришь? Ну-ну. Если сдам, будешь должен, а завалю, сам виноват. Кто меня всё же просил-то? Совершенно не помню.

Ладно, экзамен, так экзамен, не впервой. Захожу, здороваюсь. Аудитория почти пустая. У входа за столом два экзаменатора. На столе стандартная бутылка минералки.  На галёрке готовятся к ответу два соискателя, старательно пряча заготовленные шпаргалки и "бомбы". Преподаватели делают вид, что не замечают их манёвров под столом.

В распахнутые окна бьёт яркое солнце, на улице стоит знойная тишина, время от времени прерываемая шумом одиночных машин. Всем хочется поскорее закончить мероприятие и свалить из помещения туда, на природу.

Я последний на сегодня, и преподаватели смотрят на меня с сожалением – ещё один припёрся, и надеждой – может, не будешь нас задерживать?

Я никого не намерен задерживать. Мне самому не очень хочется тут торчать. Беру билет, переворачиваю. Билет стандартный – три вопроса. Вопрос первый: "Жигули". Всё.

"Что, «Жигули»?" – думаю, – "В смысле горы? Или в смысле АвтоВАЗ?"

Замечаю рядом еле заметную приписку карандашом – "истор."

"Ага! Наверно, всё-таки горы. И что?"

После короткой внутренней борьбы решаю: "Э! Однова живём!"

– Можно без подготовки?

– Да, конечно!  – удивлённо и обрадовано соглашаются экзаменаторы.

Без подготовки я вызвался отвечать потому, что понимал: сколько бы я ни готовился, всё равно ничего путного сказать не смогу. Зачем время тянуть? Буду импровизировать.

Я помедлил немного, собираясь с мыслями и пытаясь вспомнить, что я вообще знаю про Жигули. Получалось не так уж много, и я решил отвечать в стиле Жванецкого в его миниатюре про устройство радиолампы. Помните? "Когда земля была ещё тёпленькой и по ней бродили стада мамонтов..." Ну, и так далее.

Не спеша и уверенно пересказываю очевидные вещи. Про то, что расположены Жигули на Волге, что они очень старые – один из преподавателей приподнял бровь, и я тут же сообразил, что вступил на зыбкую почву – конкретный возраст лучше не называть.

– Хотя, конечно, если сравнить их с Гималаями, то...

Преподаватели переглянулись, заулыбались. Фу, пронесло!

Логика подсказывала, что раз речь идёт о горах, то, как минимум, я должен сказать об их высоте. А какая у них высота? Метров пятьсот? Не, наверно много. Или нет? Я на мгновение завис, но тут же сообразил, что вопрос-то у меня не географический, а "истор."! Тут и память очень кстати подсунула сюжет про Жигули, недавно виденный по РЕН ТВ. О! Тут я в своей тарелке!

Я в красках расписал подробности деятельности в доисторические времена  пришельцев, изрывших Жигулёвскую возвышенность тоннелями вдоль и поперёк. А может, это вовсе и не пришельцы были, а наши предки, не оставившие после себя никаких материальных следов. Не исключено также, что всё это ни к пришельцам, ни к предкам отношения не имеет, а то, что мы видим, точнее не видим, потому что нас туда как раз не пускают, а хотим видеть – следы предшествующей человечеству цивилизации. Атланты, там, лемурийцы. Или цивилизации из параллельного мира. Ну, вы в курсе.

В общем, "Остапа несло".

Один из преподавателей кашлянул.

– Всё это очень интересно, но давайте из времён доисторических перенесёмся в исторические. Поближе к нашим дням.

Поближе, говоришь? Можно и поближе. Не сбавляя оборотов, я изложил свою точку зрения на татаро-монгол, Стеньку Разина и Великий Шёлковый путь, на ходу придумывая несуществующие события и валя в одну кучу историю с географией. Преподаватель поначалу пытался направить поток моих мыслей в правильное русло, но потом махнул рукой – моя история получалась интереснее. Когда я уже почти иссяк и сделал паузу, чтобы отдышаться, он жестом остановил меня:

– Достаточно. Не совсем по теме, но в целом интересно, – он переглянулся с коллегой. Тот с улыбкой кивнул.

– Какой второй вопрос? Хотя,.. – он поднял глаза на студентов, копошившихся в конце аудитории, взглянул на часы, вопросительно перевёл взгляд на коллегу. Тот неопределённо поиграл бровями.

– На какую оценку Вы рассчитываете?

– Ну, на тройку, я надеюсь, уже наговорил?

– О, да! – рассмеялся он, откинувшись на спинку стула.

Эх, наглеть, так наглеть!

– А на четвёрку?

– М-м-м-м...

– Тогда второй вопрос, – я решительно придвинул к себе билет.

– Подождите, – он ещё раз переглянулся с коллегой. Тот состроил кислую гримасу, - ему тоже не терпелось поскорее закончить экзамен.

– Ладно, тройку Вы честно заработали, а за ответ без подготовки традиционно полагается дополнительный бал. Так ведь?

– Конечно, так! Традиции нельзя нарушать. Тем более в такой день!

– Какой день? – не понял экзаменатор.

– Ну, такой, – я неопределённо обвёл пространство рукой.

Они опять заулыбались.

– Ладно, давайте зачётку. Заработали почти честно. С окончанием сессии!

– Спасибо! И вам всего хорошего, – с чувством ответил я и, помахивая зачёткой, чтобы чернила быстрее высохли, покинул аудиторию.


Рецензии