Чукотская, народная...

История создания органов правопорядка на Чукотке связана с первыми шагами становления власти на Крайнем Северо-Востоке нашей страны. В XIX – начале XX века русские и иностранные монополии с целью собственной выгоды стремились использовать богатство этого края, особенно после продажи царским правительством Аляски Соединенным Штатам Америки. С целью пресечения расхищения богатств, в 1888 году была создана Анадырская округа, а в 1909-м – Чукотский уезд. Администрацию в Чукотском уезде представляло полицейское управление, состоящее из начальника уезда, фельдшера, переводчика и четырех стражников. Именно с этого времени и следует считать образование первых органов правопорядка в Чукотском районе.

ТАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В 20-х годах минувшего столетия здесь создавались первые милицейские заградотряды для защиты природных богатств полуострова от хищнических посягательств американских, норвежских и японских предпринимателей. В обязанность милиционеров тогда входила и функция охраны государственной границы, и борьба с остатками банд белогвардейцев, пытавшихся перебраться на Аляску. В 1923 году Камчатский губернский революционный комитет издал Указание Чукотскому ревкому: «Суда без официального на то разрешения советских органов из Петропавловска не допускать к берегам Чукотки и накладывать арест на иностранные суда и шхуны, которые продолжают вести официальную торговлю с местным населением».
Трудно себе представить, ценой каких усилий приходилось выполнять свой служебный долг стражам правопорядка в условиях абсолютного бездорожья, отсутствия средств связи и транспорта.
Малочисленные кадры милиции, находясь в невероятно трудных условиях, прилагали все усилия для того, чтобы пресечь незаконные набеги американских шхун на чукотские берега. В задержании шхун принимали участие милиционеры Коновалов и Беликов, а милиционер Михаил Носов был командирован в эскимосское селение Наукан для того, чтобы следить за приходящими шхунами и не допускать торговли без документов. Легендарной личностью был уэленский милиционер Иван Егорович Пенкин – «здоровенный детина в гимнастерке защитного цвета с милицейскими петлицами», так его описывали местные жители. Иван Пенкин боролся с шаманизмом, выдворял американские и японские суда, незаконно прибывавшие к нашим берегам. Недалеко от Нунлиграна обезвредил гражданина Заболкина, который был одним из тех матерых белобандитов, кто расстреливал в Нижне-Колымске анадырских ревкомовцев – Шошина и других. По долгу службы Пенкин почти все время находился в разъездах. На то, чтобы объехать вверенный ему район, занимавший огромную площадь, у милиционера уходил ровно год.

В БОРЬБЕ С КУЛАЧЕСТВОМ
В Колючинской губе есть бухта Камак, в окрестностях которой находится Милицейская сопка, названная в честь уэленских милиционеров – оперативного сотрудника Лаврентия Лазарева и каюра Михаила Краснова, погибших здесь в декабре 1941 года от рук местных кулаков-оленеводов. При конвоировании кулака Апылё милиционеров застигла пурга, и они потерялись. Только в апреле оленевод Рыроль обнаружил их в снегу. Рядом валялись кухлянка и расстрелянные гильзы. Долгие годы обстоятельства гибели милиционеров оставались неизвестными. Но, когда закончилась война, новый начальник райотдела Михаил Атата организовал отряд, который сумел не только распутать историю загадочной смерти Лазарева и Краснова, но и предать суду виновников их гибели – шаманов Гатле и Нотауге.
В связи с переселением райцентра на месторасположение бывшей Чукотской культбазы, в 1941 году на берегу залива Св. Лаврентия началось строительство райотдела милиции. В прежнем районном центре, в Уэлене, райотдел занимал деревянную фанзу**, а здесь строилось крепкое здание из брусьев. Готово оно было осенью 1943 года. Милиция располагалась в этом здании более сорока лет, до переезда в пятиэтажку. Как вспоминал ветеран районной милиции Алимбек Магометович Добриев, в новом райотделе были разные службы: следственный отдел, паспортный стол, ЗАГС, пожарная служба. В селах были участковые милиционеры. Тогдашний Чукотский район включал в себя территорию нынешнего Провиденского района и часть Иультинского. Да и населенных пунктов было гораздо больше, чем сейчас. Свою судьбу с милицией Алимбек Добриев связал в 1945 году, поэтому знал о ее работе как свидетель и участник. Основным видом транспорта в поездках по району зимой были собачьи упряжки, а летом – вельботы. Выезжать приходилось не только с профилактическими целями, но и по фактам преступлений, как, например, расследование убийств председателей колхозов Дунаева в Чегитуне и Танко в Нешкане. Отличный каюр и переводчик, Алимбек Добриев участвовал в поисках и задержании крупного кулака-оленевода Итаукая. Не считаясь с трудностями и лишениями, а порой и опасностями, оперативная группа в феврале 1952 года настигла кочующий караван Итаукая, который был выдворен из тундры и в последствии осужден. На его поиски было затрачено несколько месяцев. За проявленные мужество и героизм Алимбек Добриев был награжден орденом Красной Звезды. Двадцать лет он отдал трудной мужской работе, и свой профессиональный опыт передал сыну Владимиру, который продолжил начатое отцом благородное дело – стоять на страже закона.
В то время трудно было работать чукотским милиционерам среди запуганного шаманами, сбитого с толку населения. Но, не смотря на это, ситуацию постепенно удалось переломить, благодаря привлечению в ряды стражей порядка людей из числа коренного населения.

НЕ СЛУЖБОЙ ЕДИНОЙ…
В 60-х годах прошлого века после демобилизации из рядов Советской Армии Александр Канто, не задумываясь, пошел служить в милицию. В каждом селе его ждали с радостью, и какая бы ни случилась беда, Канто всегда был готов прийти на помощь пострадавшему. Его не останавливали ни зарвавшиеся хулиганы, ни тяжелые физические испытания, если требовалось преследовать преступника. Страна высоко оценила его труд, и 27 июля 1965 года Указом Президиума Верховного Совета  РСФСР за образцовое выполнение служебного долга по охране общественного порядка Александр Канто был награжден медалью «За трудовое отличие».
Милиционеры Чукотского района занимались не только раскрытием и расследованием преступлений, но и творчеством, принимая активное участие в различных конкурсах как районного, так и окружного масштаба.
В феврале 1987 года от Чукотского РОВД в Анадыре в рамках II Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великого Октября, выступали несколько человек. Капитан милиции в отставке, кавалер ордена Красной Звезды Алимбек Добриев и его племянник – внештатный сотрудник милиции Василий Добриев привезли на конкурс национальный танец «Рассвет над тундрой». А майор милиции Петр Блинов прочитал свое стихотворение «Красная сопка», рассказывающее о погибших милиционерах Краснове и Лазареве, похороненных в Уэлене на Красной сопке.
За активное участие в фестивале и исполнительское мастерство были поощрены 18 человек. В их числе и Петр Блинов, чьи стихи часто печатались в районной газете.
Нашу милицию называют народной не только потому, что она стоит на страже интересов народа, но еще и потому, что действует вместе с народом. В конце 60-х годов на помощь милиции приходят добровольные народные дружины. В то время обеспокоенность общественности и милиции была вызвана чрезмерным пьянством населения, возникающими на почве этого случаями хулиганства и многих тяжких преступлений. История Чукотского районного отдела внутренних дел знает немало случаев, когда народные дружинники не только раскрывали преступления, но и задерживали опасных преступников. Это такие общественные помощники милиции, как И.И. Грачев (СМУ-3), Р.Г. Волкова (райбольница), Валерий Ныпевги (Нешкан), Б.В. Хайков (Лорино), В.А. Сараев (Уэлен) и многие другие. В 1972 году в Чукотском районе работали уже 14 народных дружин. В их рядах насчитывалось более двухсот пятидесяти человек и один комсомольский отряд из пятнадцати активистов.

ПОДВИГИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Но вскоре до наших мест докатилась волна перестройки. Большая часть населения и отдельные руководители стали считать, что борьба с преступностью – дело только милиции. В 1989 году не состоялось ни одного выхода дружинников на охрану общественного порядка. У них исчез стимул, поскольку были отмены дни, которые раньше приплюсовывались к отпуску за определенное количество выходов на дежурство. Вчерашние дружинники – непримиримые борцы с преступностью – наотрез отказывались работать бесплатно. В 1990 году ситуация не улучшилась. Гражданская позиция населения все больше ослабевала. Но сотрудники милиции прилагали все усилия, чтобы успешно решать стоящие перед ними задачи.
А задачи иногда приходилось решать опасные и сопряженные с риском для жизни. В таких условиях, какие существуют здесь, на Чукотке, опасность может прийти, откуда не ждешь.
В один из октябрьских дней 1991 года участковый инспектор милиции Юрий Коновальчук выехал на вездеходе в соседнее село Энурмино. Вместе с ним отправились еще десять пассажиров, двое из которых – дети. Видимость из-за сгустившихся сумерек и тумана была не более ста метров.
Преодолевая водную преграду Нешканской лагуны, впадающей в Чукотское море, вездеход стал тонуть. Он опустился на дно, и из воды осталась торчать лишь верхняя часть крыши. На этом маленьком островке с трудом разместились спасшиеся пассажиры. Юрий Коновальчук и охотник В. Кеукей решили вплавь добраться до противоположного берега и позвать на помощь людей. Однако природная стихия оказалась сильнее, и им не суждено было добраться до назначенного места – оба они погибли от переохлаждения.
В память о погибшем милиционере Управлением внутренних дел Чу-котского автономного округа в 1996 году был учрежден диплом имени Юрия Авельевича Коновальчука. Им награждают лучших участковых уполномоченных милиции. В Чукотском РОВД таким дипломом были награждены Олег Шивалин и Александр Галошев, достигшие наиболее высоких результатов в служебной деятельности.
Спустя десять лет после событий в Нешканской лагуне, летом 2001 года участковый уполномоченный милиции из Нешкана Игорь Отяков на вельботе возвращался из Энурмино в Нешкан. В лодке помимо него было еще семь человек. Вельбот пробыл в пути не более получаса, как внезапно опустился густой туман. Двигаясь в нем, как в молоке, лодка вдруг ударилась о льдину и перевернулась. Все оказались в воде холодного Чукотского моря. Милиционер не растерялся и стал хватать людей за одежду, подталкивая их на плавающий вверх дном вельбот.
Когда туман рассеялся, оказалось, что они окружены огромными льдинами. Сидеть на перевернутой лодке было опасно, поэтому решили перебраться на ледяной пласт, который медленно, но верно стало нести к берегу. Через пять часов мучительного ожидания дрейфующую льдину прибило к суше. Уставшие, но живые сельчане возвратись к родственникам.
За проявленную самоотверженность при спасении пассажиров вельбота Указом Президента РФ участковый уполномоченный милиции Игорь Отяков был награжден медалью «За спасение погибавших».

СМЕНА
И сегодня в милиции Чукотского района служат не менее ответственные люди. Это сотрудники дежурной части, уголовного розыска, следственного отдела, государственной автоинспекции и других служб. Руководит им подполковник милиции Михаил Кузьмин, прошедший нелегкие испытания на прочность и верность служебному долгу в «горячих точках» на Северном Кавказе.
Охраной государственной собственности занимается отделение милиции, которое входит в состав Межрайонного отдела вневедомственной охраны. В послевоенные годы здесь работали участники Великой Отечественной войны Валентина Сараева и Василий Выродов, награжденные орденами и медалями. Также здесь трудились Григорий Тетерев, Тамара Мазур, Владимир Черепанов, отдавшие этой работе лучшие годы своей жизни. Сейчас здесь несут службу Сергей Фафенрод, Андрей Данилов, Александр Оноприенко, Юрий Суховой, Александр Максимов, Виктор Никифоров. Для поддержания  профессионального мастерства подразделения отдела внутренних дел и вневедомственной охраны участвуют в совместных учениях, обеспечивают на должном уровне выполнение задач по осуществлению правоохранительной деятельности и охраны государственной собственности.
В нашем рассказе были упомянуты страницы истории и становления Чукотской районной милиции с ее героями, которые просто и честно выполняли и выполняют свой служебный и профессиональный долг. И навсегда останутся в народной памяти как сотрудники, участвовавшие в повседневной борьбе с преступностью и в других не менее славных делах, которыми нужно гордиться. Обо всем этом должно знать каждое новое поколение чукотской милиции, чтобы бережно проносить память через многие годы…

                Виктор Никифоров


 *  При составлении текста был использован альбом «УВД Чукотского автономного  округа – 10 лет».
** Фанза – китайский дом с двускатной крышей в сельских местностях.


Рецензии