Антра - наследница неба Т. II, Ч. II, Гл. IV и V

                Глава IV. Леблан и Антра

   В кают-компании собрались почти все офицеры, свободные
от вахты. тон в общих разговорах задавал господин леблан,
судовой хирург, делавший операцию Гастону. На корабле они
встретились как старые друзья. Леблан рассыпался в комплиментах
и поздравлениях Гастону, а на ухо сказал:
  – Вы действительно мужественный человек: жениться на такой
потрясающей красавице и умнице – это надо иметь бесстрашное
сердце. Вы представляете себе, дорогой мой, сколько соперников
будут пытаться отобрать у вас такое сокровище?
   – Дорогой мой доктор, – также на ухо ответил ему Гастон, –
вы просто не знаете Антру, в нашей семье настоящий муж – это
она.
   – Боже правый, – воскликнул Леблан.
   – О чём вы там секретничаете, доктор? Учтите, я ужасно
ревнива, я его ревную даже к его шпаге.
   – Потому что она женского рода? – мгновенно парировал доктор
   – Нет, потому что у неё такой же длинный язык, как у вас, –
эти слова Антры покрыл дружный хохот.
   – Да, мой доктор, – сказал Антуан, – боюсь ваша монополия
на самого остроумного человека на борту находится под угрозой.
Впрочем, не обижайтесь, моя племянница готовится к научным
диспутам с самим сэром Исааком Ньютоном и на вас она будет,
как на оселке, оттачивать свой язычок.
   – О! – Воскликнул Леблан. – для вас, мадам, я готов быть не
только оселком, но и осликом, мы с вами на пару въедем в
кабинет сэра Ньютона.Но я вынуждена отказаться от такого акта
самопожертвования. Дело в том, что сэр Ньютон сказал однажды:
«Я видел дальше других потому, что стоял на плечах гигантов".
Представляете, что он скажет, когда увидит, на ком сижу я?
Новый взрыв хохота последовал за этой тирадой. Гастон
укоризненно посмотрел на Антру. Но она уже сменила тон разговора.
Подняв бокал с вином, она встала и обратилась ко всем, кто в
этот момент мог её слышать:

                184

  – Господа офицеры, я должна была ещё вчера сказать то, что
скажу сейчас. Я предлагаю выпить этот бокал превосходного
вина в честь господина Леблана, замечательного хирурга, у
которого я не прочь перенять его опыт. Но сейчас я хочу при всех
высказать восхищение его мастерством и мою безграничную
благодарность за то, что он вернул к жизни самого дорогого мне
человека, – и она положила руку на плечо Гастона.
   – За вас, мой доктор, виват, господа!
   – Виват! – вскочив со своих мест, закричали молодые офицеры
и наперебой потянулись с бокалами к Леблану, а тот, кажется,
впервые в жизни на целых несколько минут лишился дара речи.
Весь красный, с трудом оправившись от смущения, он сказал:
   – Я всего лишь исполнял свой долг, мадам и, честно говоря,
не был до конца уверен в успехе. Если бы не вы, если бы...
Впрочем, что я говорю, достаточно было один раз увидеть ваши
глаза в те роковые дни, когда шла борьба за жизнь графа д’Обиньи...
Это было такое счастье помогать вам, Антра. Я так рад видеть
вас на корабле, который носит имя вашей матушки. Мы все к
вашим услугам, – и он выпил свой бокал до дна.
   После этих слов доктора Леблана в кают-компании воцарилась
тишина. Это было потрясение. Как?! Эта юная женщина,
прекрасная Антра, внучатая племянница их капитана и командора
дора – дочь той самой принцессы, о которой ходило столько
легенд и фантастических историй и чьё имя присвоено их
великолепному кораблю!
   В это время в кают-компанию вошёл Фронтенак и что-то
негромко сказал Антуану. Голос командора стал резким и громким:
   – Господа офицеры, всем по местам стоять, готовимся к
повороту! Фронтенак, Хайме Усаторре, ко мне! – офицеры
опрометью бросились выполнять команду, а Антуан направился к
капитанскому мостику.
   – Антра, ты с нами?
   – Простите, дядя, но я разложила книги, мне нужно работать.
   – Жаль, такая прекрасная погода.
   – О, да! – только и сказала Антра, и не оборачиваясь помахала
им рукой.
   На самом деле, она торопилась отправить с голубиной почтой
срочное сообщение Молчальнику: «Партия испанского посла пошла
на открытую провокацию. За нами охотятся два брига,

                185

  Один захвачен агентами испанцев у корсаров, второй,
«Кардинал Ришелье», является кораблём королевского флота, но,
верятно, действует по приказу военного ведомства, которое
интригует, как мы понимаем с А. д Т., за спиной регента Франции.
А. д Т. просит принять меры. Необходимо срочно связаться по
вашим каналам с людьми регента. А. д Т. просит изыскать
возможность дезавуировать некоего аббата в глазах капитана
«Кардинала Ришелье» Мориса Демулена. А. Ф.»
   Клетка с голубями была подвешена прямо к потолку её
каюты. Выпустив в иллюминатор пернатого почтальона, она
склонилась над книгами.




               


                186

                Глава V. Морские игры
 
 Антуан и Гастон стояли рядом со штурвальным, когда снизу
раздался знакомый голос.
   – Вы меня звали, капитан?
   – Да, поднимайтесь к нам. Вот что, Хайме, я слышал от моих
офицеров, вы что-то рассказывали о разных чудесах, которые
происходят в узких проливах между островами архипелага.
   – Да, капитан, в своё время мне пришлось пожить на этих
островах. Это после того, как наш корабль был разбит о здешние
скалы. Я прожил на Гернси несколько месяцев. Ну и местечко!
Особенно западное побережье. На моих глазах погибло несколько
кораблей. Там такое нагромождение камней величиной с ваш
фрегат, будто сам сатана играл в кости. Миновать эти проходы
можно только по высокой воде. Как только начинается отлив,
нужно уходить как можно дальше на юг. Посмотрите на эту
каменную стену, опускающуюся в море, видите, сейчас отлив, вода
уходит. Советую отойти подальше. Можно попасть в мышеловку.
   – Да, Усаторре прав, командор, – вмешался в разговор Гастон,
   – Я ведь тоже плавал в этих водах.
   – Ты, Гастон?! Вот это новость. Хорошо, сейчас мы отойдём
на полмили. Фронтенак!
   – Да, капитан.
   – Командуйте поворот на зюйд-вест на четыре румба.
   «Принцесса Диана», описав плавную дугу, стала удаляться от
островов на зюйд-вест.
   – Итак, продолжай, Гастон.
   – Я несколько лет плавал на барке. В тот год, когда мы
встретились с Пьером, я уже был помощником шкипера.
   – Постой, я припоминаю, брат Анри мне рассказывал... так
это был ты? тебе, как и Пьеру, было лет шестнадцать?
   – Пьеру, я на год с небольшим старше. Именно в том бою мы
взорвали барк. Но до этого Пьер ударом стилета отправил в
чистилище самого Дика-три-криста.
   – Да-да, брат и Антра рассказывали мне об этом.
   – И о том, как Чёрный Дюк спас Пьера?
   – Да, Гастон, и о дядюшке Жюле.
   Гастон грустно улыбнулся:
   – Добрый старик.

                187
   
   – Так что ты мне хотел рассказать об этих местах?
   – Капитан, Хайме говорит правду. Вы не поверите, но я сам
видел, как во время отлива в воронку затянуло рыбацкую лодку,
в ней было несколько человек. Они бесследно исчезли. страшное
место. Я долго думал, почему это происходит. В чудеса и магию
я не верю.
   – Я тоже, – вставил Хайме Усаторре, – но куда люди
пропадают? Проваливаются, как в преисподнюю!
   – И что? никаких следов?
   – Да, капитан, – сказал Гастон, – море ничего не возвращает.
Когда приходит прилив и море спокойно разливается над этим
местом, даже поплавки рыбацких сетей не всплывают. А вода в
этом месте начинает бурлить, и бывает так, как будто гейзер
вырывается из глубин.
   – Ах даже так? – задумчиво сказал Антуан. – А ну-ка
спустимся в мою каюту. Хайме, спасибо, свободен. Но будь на
палубе всё время, я надеюсь на твой опыт.
   В каюте Антуана они склонились над картой.
   – Покажи, где это место, Гастон?
   Гастон молча склонился над картой и медленно скользил
пальцами от острова к острову.
   – Нет, не здесь, нет... там между островами узкий проход, мы
ни разу не рискнули пройти по нему с грузом, а это место... да
вот оно! со стороны материка.
  – Ну конечно, со стороны материка! – воскликнул Антуан.
Так, смотрим глубины, видишь на этой карте проставлены глубины,
как при приливе, так и при отливе. отличная карта, подарок
одного англичанина. Смотри, уровень дна со стороны моря
почти на тридцать футов ниже, чем со стороны материка.
– Значит, разница в уровнях прилива-отлива в этих местах
тоже порядка тридцати футов?
   – Да, Антуан, я понял, в подводных скалах есть скрытый
проход, он ниже уровня дна! и когда начинается отлив...
   – Образуется сифон, – закончил Антуан. – так что
утопленников и их сети нужно искать далеко в море, там,
за островами, куда их обязательно выносит отлив.
   – Но, Антуан, при таком перепаде высот сила, с которой
затягивает свою жертву воронка, просто чудовищна.
  – У тебя, отличная голова, мой мальчик! ну что ж, возьмём
на .188

   - Итак! Пора ложится в дрейф, будем ждать прилива.
только бы шторм не налетел.
   Они поднялись на мостик.
   – Фронтенак, командуйте. Убрать верхние паруса и лисели,
остальные – на гитовы, ложимся в дрейф. Как только начнётся
прилив, идём к проходу между Сарком и Литл Сарком. Ширина
и длина прохода достаточны, чтобы при самой малой парусности
пройти на ту сторону. Подготовьте людей для промера глубин,
если верить карте, при полной воде у нас под килем будет не
менее двадцати пяти футов.
   – Вот что, капитан, – сказал Гастон, при посторонних он
никогда не обращался к Антуану по имени. – Я бы так не рисковал.
Нужно бросить якорь и на яле пройти по проходу, всё тщательно
промерив. Лучше потерять ещё один день, чем попасть в
мышеловку, где нас могут атаковать с двух сторон.
   – Не слишком ли ты осторожен, Гастон? В нашем деле без риска
не обойтись.
   – Тогда, капитан, послушайте, какая с нами здесь произошла
история несколько лет назад. Правда, это было у Гернси.
По выражению моего шкипера, мы «сели в лужу». В том месте кромка
небольших скал и приподнятое в виде гряды дно описывают как
бы вытянутый эллипс длиной до двух кабельтовых и шириной
не более полу кабельтова. Так получилось, что мы оказались в
средине этого бассейна во время отлива при самой малой воде.
Глубина под килем не превышала и трёх футов, мы почти сидели
ли на брюхе перегруженной барки. Большой рыбачий баркас под
латинским парусом сел перед нами на кромку этой гряды и сидел
на ней до следующего прилива. А прилив пришёл с ураганным
ветром, так что рыбакам крепко досталось...
   Продолжая разговаривать, они спустились в каюту Антуана.
Гастон закончил свой рассказ словами:
   – Если бы наша барка села на эту гряду, нас бы переломило
пополам.
   – Да, – помолчав, сказал капитан «Дианы», – серьёзные здесь
места. Может, ты и прав, но терять целые сутки... Вот бы найти
эту «лужу»!
   – Для «Посейдона», командор?
Вместо ответа Антуан похлопал Гастона по плечу:
   – Спокойствие, спокойствие, они у нас ещё попляшут.

                189

   А как ваш друг  на "Кардинапле РишельеДемулен, Морис
Демулен?
   – Есть идея, но это потом. Нам нужно дождаться прилива и
выйти на внешнюю акваторию архипелага. Не исключено, что кто-то
остался стеречь нас неподалёку на той стороне.
  - Да, – продолжал Антуан, ещё и ещё раз пробегая по карте
глазами, – до чего здесь богат рельеф дна, просто грех не
воспользоваться этим. и всё же, я принимаю решение, к моменту
максимального подъёма воды мы должны быть у прохода между Сарком
и Литл Сарком. Я всё хотел спросить тебя, Гастон, ты полностью
оправился после ранения? Иногда ты бываешь так бледен.
   – Антуан, не хватало, чтобы и вы такими пустяками забивали
себе голову! Достаточно Антры, она и так смотрит за мной,
как за ребёнком, мне так неловко бывает на людях.
   – Дорогой мой, – Антуан вдруг осёкся, будто к горлу
подступил спазм, – дорогой мой, молись на неё, как она молится на
тебя. Всё, иди, отдохни. Как только начнётся прилив, тебя
позовут. Я же напишу письмо брату и отправлю голубиной почтой.
   – Тогда несколько слов Учителю и Пьеру от нас с Антрой.
  – Да-да, конечно.
Было видно, что Антуана занимают мысли, с которыми ему
необхоимо остаться наедине.
   Гастона действительно слегка знобило. Антра тут же
заставила его лечь в постель и выпить настой трав, разведённый
накрепком роме с мёдом – рецепт доктора Леблана.
   – Тебе нужно поспать, любимый, а я ещё немного поработаю,
и она вновь склонилась над трудами Бойля и Гука.
   В дверь каюты Гастона и Антры кто-то негромко постучал,
Она, оторвавшись от рукописи, сама подошла к двери.
   – Кто там?
   – О, мадам, это я, ваш доктор. Капитан граф де Трай
попросил меня узнать о самочувствии вашего супруга.
   Антра открыла дверь каюты:
   – Тише, доктор, он спит.
   – У него жар?
   – Нет-нет, я тотчас обратилась бы к вам.
   – Я принёс вот это, – Леблан протянул Антре плоскую баночку
Это мазь, прекрасная растирка на ночь. Необходимо три-четыре
ночи подряд растирать ему грудь и верх спины. Это сильное средство.


                190
   – Благодарю Вас, доктор.
   – Да, чуть не забыл – капитан просил уточнить, вы выполнили
ли его просьбу?
   Антра мгновенно поднесла палец к губам и чуть повернула
голову в сторону Гастона. Леблан понял. Вслух Антра сказала:
   – Доктор, по голосам на палубе и небольшой качке я поняла,
что мы уже двинулись к островам, это так?
   – Да, начинается прилив. но капитан не настаивает на том,
чтобы ваш супруг поднялся к нему на шканцы.
   Антра подошла к Гастону, приложила ладонь ко лбу:
   – Нет, доктор, жара у него нет. Если я его не разбужу сейчас,
он страшно обидится, у него такое обострённое чувство чести и
просто болезненное самолюбие. Передайте дяде, простите, – она
чуть насмешливо улыбнулась,– его сиятельству господину графу
и командору, что мы с Гастоном через несколько минут будем
на верху..
   Леблан ушёл, Антра встала на колени у постели мужа,
прижалась щекой к его щеке и так застыла на несколько секунд,
потом стала нежно касаться губами его закрытых век. Вдруг на неё
накатил такой порыв страсти, что она нечаянно прикусила кожу
на его шее.
   – Что вы делаете, герцогиня, вы так проголодались, что
хотите совершить акт каннибализма над мужем, да ещё в медовый
месяц? До сих пор, насколько я помню, этим занимались только
самки богомолов.
   Она зарылась с головой в его волосы, от приступа беззвучного
го смеха всё её тело слегка вибрировало:
   – Ах вы лукавый притворщик, так вы слышали весь наш
разговор с Лебланом?..
   – Как? Пока я спал, вы принимали здесь своего поклонника?
   – И он с силой притянул её к себе.
   – Что вы делаете, граф?! ещё миг, и я не отпущу вас из каюты
до самого утра. Бегите же к Антуану, он вас ждёт.
   Через пять минут они уже стояли на капитанском мостике.
Незаметно Антра дотронулась до руки Антуана. Он всё понял
и чуть заметно кивнул. Погода, между тем, начинала меняться.
ещё дул зюйд-ост, но небо заволокло тучами. «Диана», уменьшив
парусность, очень медленно, почти крадучись, подходила к
проходу между островами Сарк и Литл Сарк.

                191


  Несколько человек команды слева и справа по борту пытались
определить глубину под килем корабля, собственная осадка
которого составляла не менее четырнадцати футов, но крепкие
шкоты с грузами длиной более сорока футов ещё ни разу не
коснулись дна. Тем не менее лица Антуана, Фронтенака и
штурвального были напряжены до предела. Гастон тоже пристально
следил за приближающимися скалами и за матросами, которые промеряли
глубины слева и справа по борту. Рядом с ними находился и Хайме
Усаторре. Вдруг раздался крик: «Глубина сорок футов!»
   – Фронтенак, возьмите рифы на грот-марселях и бизани, самый
малый ход.
   Гастон посмотрел на Антуана, тот молчал, только иногда
переводил глаза с парусов на небо и на надвигающиеся скалы по
обеим сторонам прохода. Прошли ещё с кабельтов, глубины
колебались от двадцати восьми до тридцати футов, и вдруг:
двадцать один фут! «Диана» медленно втягивалась в проход:
девятнадцать футов, опять двадцать один, наконец – опять двадцать
восемь футов! У Антуана на лбу выступили капли пота. он
обернулся к Гастону:
   – Ещё одно «корыто»?
   – Я же вас предупреждал, – одним взглядом ответил Гастон.
   – Фронтенак, отдать рифы на фок и грот марсах. До самой
большой воды ещё час, к этому времени мы должны быть на той
стороне.
   Расчёт Антуана был точен. Если на той стороне засада, он
успеет мощным залпом, если не сокрушить, то остановить
противника и по высокой воде прорваться на внешнюю сторону
прохода.
   Вот и главные воды Ла Манша, на севере горизонт почти
чёрен от наползающих туч. Антуан, напряжённо глядя в
под-орную трубу, медленно смещал её справа налево по линии
горизонта. Были видны паруса сразу нескольких кораблей, но это
спешили укрыться в гаванях мирные «купцы». Далеко, в направлении
на норд-ост, виднелись чьи-то паруса, но они уже уходили
за горизонт.
   – Фронтенак, поставить штормовые паруса, поворот на пять
румбов на норд-норд-ост, идём к Олдерни.
   Шторм на заставил себя ждать, но вышколенная и опытная
команда встретила налетевший шквал, во время взяв рифы и
убрав лишнюю при таком свежем ветре парусность.

                192


Рецензии