Кубланов Леонид Александрович. Сердце в ладонях

      В подмосковном Клину, в центре города, на одном из домов по Бородинскому проезду, а именно под №3, установлена памятная мемориальная доска. Надпись гласит: «В этом доме с1969 по 2000 г.г. жил заслуженный врач РСФСР Кубланов Л.А.» Как мало информации может получить иногородний прохожий, прочитав это. Заслуженный врач не заслуженный артист, врачебная практика не настолько хорошо рекламируется в широких слоях населения. Поиск биографии этого человека в сети Интернет так же не даст желаемых результатов. Статья «Сердце в ладонях», напечатанная в местной газете в апреле 2010 года, со временем исчезла из доступного архива. До публикации на сайте «Проза.ру» можно было лишь узнать специализацию врача и высокое звание: «Почетный гражданин Клинского района». Правда жители Клина, в большинстве своем, знают уважаемого соотечественника и даже смогут сказать о нем несколько теплых слов. Быть может назовут фамилии тех, кто сегодня жив только благодаря усилиям Леонида Александровича. Или вспомнят как большого учителя и автора книги, как незаурядного организатора, как душевного и милого человека… Недаром говорится, что человек жив, пока память о нем жива. Но чтобы оставить выдающуюся личность в Истории, доступные знания о ей не должны быть столь скупы.
      День памяти Леонида Кубланова в конце марта. В 2014 году - в четырнадцатый раз. Быстро летит время и уже допустимо назвать выдающегося в прошлом человека, ушедшего в мир иной – великим. Каждый для себя решит это сам. Время показало – дело живет! Созданная Кублановым кардиологическая служба и сегодня одна из лучших в Подмосковье, потому что руководят подразделением ученики Леонида Александровича.
      Родился он 3 августа 1938 года в Клину. Отца, военнослужащего, подполковника перебросили на новое место службы в Забайкалье, поэтому среднюю школу, а затем и лечебный факультет мединститута Леонид оканчивал в Чите. Во время учебы в вузе на последних курсах ему довелось пройти врачебную практику в родном Клину. Еще тогда, в 1961 году, выпускник получил предложение от главного врача районной больницы А.В. Леоненко по окончании учебы вернуться работать домой. На какой-то период молодой специалист остался на кафедре – преподавал, продолжая учится в клинической ординатуре по терапии. В Клин переехал уже в 1965 году, и как оказалось навсегда. Начинал работать под руководством Т.В. Абрамовой в терапии. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию, а позже возглавил 1-е терапевтическое отделение. Он тогда уже мечтал создать в районе кардиологическую службу. Сегодня кардиология не считается новым направлением, а раньше, лет тридцать назад ее как таковой не было. Кардиологов в стране можно было пересчитать по пальцам, единицы. Все были в основном терапевтами. Ныне известные кардиологи со стажем, профессора, академики – все в прошлом терапевты высшей категории.
      Пациенты 1-го терапевтического были сложными в диагностическом плане больными: с трудным диагнозом, с неясной патологией, с пороком сердца, с тяжелой почечной недостаточностью. Отделение Кубланова принимало на себя всю эндокринологию, сахарный диабет, гипотиреозы. Это отдельная группа заболеваний. Не было эндокринологического отделения. Врачи проходили специализацию в этой области медицины. Брали пациентов и с различными отравлениями, пострадавших от укусов змей, с алкогольной интоксикацией и т.д. Первое терапевтическое служило базой. На ее основе шло практическое обучение многих выпускников ближайших к городу медицинских вузов: тверских, столичных. Так называемый интерн. Молодые врачи работали самостоятельно, но под присмотром опытных специалистов. В 1976 году, к примеру, было 7 интернов. Самый большой выпуск и в последующие 20 лет по 4-5 выпуска в год. Практически все врачи Клинского района, работающие с 1975 года - ученики Леонида Александровича. Врач высшей категории В.Г. Ермак: «Это был доктор от Бога! Я с ним в отделении проработала 24 года – как на одном дыхании! Он коллектив умел сплотить, помогал каждому, вникал в проблемы, знал особые подходы! Человеческим качествам нам учиться у него всю жизнь! Быть администратором итак нелегко, а совмещать организационную работу с блестящей врачебной практикой и научной работой под силу совсем немногим. Он мог быть и жестким и человечным одновременно. Работы, которые мы делали, могли лечь в основу «докторской». Материала бы хватило не на одну диссертацию, но Кубланов никогда не ставил успехи команды в заслугу себе лично!»
     Как педагог Леонид Александрович был очень внимательным. Щедро делился знаниями. Заставлял учиться и давно практикующих врачей. Отправлял на учебу в ординатуру наиболее перспективных. Всегда стремился познать новое сам, был на острие событий и прогрессивное старался немедленно внедрить. Клинские врачи первыми в области и даже в Москве, а значит в стране, начали применять методики внутривенно-капельного введения нитроглицерина, нитратов при сердечной недостаточности, для купирования отека легких, для лечения артериальной гипертонии. Это полностью его заслуга. С идеи Кубланова был организован блок интенсивной терапии. Были набраны молодые талантливые ребята – ныне известные врачи, собрались единомышленники, все горели энтузиазмом. Но самым большим энтузиазмом, безусловно, выделялся сам инициатор. Он очень переживал за дело. В.М. Базанова, врач высшей категории: «Работа была его жизнью, ко всем пациентам он был одинаково добрым! Он мог на руках нести больного, вес которого превышал его собственный, мог вскочить в любую минуту и босиком побежать делать реанимацию. Ночью по звонку срывался на консультацию в любое лечебное учреждение города или района. Я даже и не знаю, есть ли в настоящее время еще такие врачи как он?!»
     В середине 80-х прошлого века Кубланов создал кардиологическую службу, и отделение поменяло название, но не поменялся он сам. Выделив кардиологию в специализацию, «сердечных дел мастер» продолжал оставаться районным терапевтом. Будучи в постоянных разъездах, диагностируя и консультируя лечение самых тяжелых больных, работал день и ночь, не щадя сил. Успевал всюду. Делались обзорные конференции областного масштаба с приглашением профессорского состава. Леонид Александрович пользовался огромным авторитетом и давно перерос уровень, как говорится, периферийного врача. Его неоднократно звали на работу в Москву. И мог же сделать себе блестящую карьеру в обеих столицах и заграницей. Но он, патриот родного края, предпочел лечить своих клинчан, отправляя в Москву «тяжелых», приглашая медицинских светил в Клин. Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 20 апреля 1990 года Л.А. Кубланову присвоил почетное звание «Заслуженный врач РСФСР»
     В 1994 году в рамках программы по обмену опытом Леонид Александрович был отправлен в Америку. Ему устроили испытание – предложили по кардиограмме определить состояние пациента с пороком сердца. Доктор Кубланов посмотрел и ответил, что предъявленная кардиограмма принадлежит другому больному. Американцы вопросов больше не задавали, но предложили русскому остаться за океаном. Не поскупились на солидное вознаграждение, супруге - рабочее место в посольстве. Господин Кубланов пожелал вернуться в Клин. Он считал, что нужен Клину. Занимался заслуженный врач не только практикой, но и научной работой. Разрабатывал методики, пособия, издавал книги, думал о докторской диссертации, но времени на нее не хватало. Страна по смертности от инфаркта занимала одно из лидирующих мест в мире. Вызовы, дежурства, консультации, операции, наставничество… Был мужественным. Веря в свои знания, опыт - не боялся брать личную ответственность за рожениц с пороком сердца после тщательного осмотра. Разрешал рожать и был самым счастливым человеком после благополучного разрешения. Он был непревзойденным диагностом и… почетным донором – необходимую кровь сдавал всегда экстренно… Слова профессора кафедры терапии факультета усовершенствования врачей Московского областного научно-исследовательского института имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) М.А.Гуревича: «Следует отметить, что Леонид Александрович Кубланов выдающийся терапевт, который впервые в Московской области организовал реанимационную кардиологическую службу с палатами интенсивного наблюдения. Он щедро делился своим опытом и является автором более 50 научных работ.  Мне особенно приятно, что мы вместе написали монографию: «Острая сердечная недостаточность» Сегодня это настольная книга практикующих врачей, которой пользуются в неотложных ситуациях. Леонид Александрович всегда самосовершенствовался, в то же время, оставаясь самым человечным человеком по отношению к больным. К великому сожалению он не успел сделать всего того, что наметил. Светлая память о нем хранится не только в сердцах клинчан, но и у всех его московских коллег».
     Профессор Ю.М. Поздняков, областной кардиолог, пишет в своей книге, посвященной врачу Кубланову: «Леонид Александрович постоянно генерировал новые идеи. В повседневную клиническую практику он внедрил самые современные технологии. Причем некоторые приборы он сделал собственными руками. Можно без преувеличения сказать, что в его маленьком кабинете реализовывались методики, которые не всегда имеются в столичных клинических учреждениях!» Первая операция в Московской области на сердце, пациентка – молодая женщина – прошла успешно. Кубланов первым начал делать дифибриляцию. Это когда сердечный ритм неправильный. Сильный разряд тока - сердце запускается вновь. Вот в этот момент между жизнью и смертью с доктора сходит 10 потов. В практике Леонида Александровича был случай когда пациент 5 раз умирал и столько же раз возвращался к жизни. Перенес пять клинических смертей подряд! И каждый раз «черный коридор и масса людей…» (из воспоминаний) Первый датчик сердечного ритма вшивали 73-х летней пациентке тоже в Клину. Женщина погибала - пульс 32 удара в минуту… Спустя несколько месяцев после операции приезжала бабушка на осмотр, рассказывала врачам как плодовые деревья трясет при сборе урожая. Чувствует силы!
     Кардиология в Клину настолько подняла голову, что перенимать опыт в город съезжались ведущие кардиологи Московской области. Снимали зал имени П.И. Чайковского, проводили конференции. Вспоминает академик РАМН, руководитель отделения кардиопульмонологии МОНИКИ профессор Н.Р. Палеев: «Лёня Кубланов – это человек который был рожден врачом. Талантливый, честнейший человек никогда не нарушивший данного слова. Прекрасный администратор. Он обладал доброжелательным состраданием к больному и незаурядными актерскими способностями.  Врач непременно должен быть не только психологом, но и актером. При общении с больными необходимо правильно владеть своими эмоциями. Он иногда отправлял в МОНИКИ больных, но только тех, кого в условиях Клина невозможно было диагностировать. Следил за каждым своим пациентом. Никогда не перекладывал на плечи других, то с чем мог справится сам.  А он был выдающимся терапевтом. Леонид Александрович создал работоспособный коллектив, он гордился сотрудниками, а если и ругал их, то делал это исключительно интеллигентно, не повышая голоса. Все клинские врачи проходили дополнительное обучение, Кубланов постоянно направлял коллег в ординатуру, на курсы повышения квалификации. Сейчас из Клина я давно никого не вижу. А в то время мы про этот город не забывали вообще. Много раз приезжали, вместе работали, разрабатывали, внедряли. Как человек Лёня был просто необыкновенный. А как относился к семье: жене, дочери, внукам – позавидуешь! Мне всегда очень приятно вспоминать о нем, впрочем, я никогда о нем и не забываю…»
     Почти за 40 лет, с 1965 по 2000 год, Леонид Кубланов перелечил тысячи людей. Ему посвящали стихи, песни. Вот эти строчки: «Самый лучший и близкий, самый родной человек!» говорят о главном. С Анной Исааковной Кублановой на улице здороваются порой совершенно незнакомые ей люди. Говорят просто: «Ваш муж меня спас, я живу благодаря ему!» Она сама врач, причем высшей категории и знает цену подобным словам. Благодарность живет именно в сердцах людей.
     На памятнике, установленном на месте погребения Почетного гражданина Клинского района изображено сердце в ладонях. Он очень любил людей, умел дружить, не разделяя друзей по занимаемому в обществе положению. Внуки пошли по стопам деда - верны клятве Гиппократа. Анна Исааковна до сих пор вынимает из почтового ящика приглашения на конгрессы Европейского Международного общества кардиологов, членом которого был доктор Кубланов. Она не сообщает европейским коллегам горькую правду, ведь для мирового сообщества кардиологов, как и для нее, как и для жителей Клинского района Леонид Александрович Кубланов не умер, он жив! И всегда будет с ними: в их делах, поступках и своих учениках.

             Опубликовано в газете «Согласие и Правда» от 15 апреля 2010 года


Рецензии