Злотя великолепный
"Молчание" (1982)
http://www.zlotya.ru/
Юрий Злотя – удивительный мастер: скульптор, график, архитектор, и мыслитель. Даже в небольших его работах ощущается некая монументальность, каждая поражает своей предельной точностью. Быть интересным людям – высшее счастье для человека вдохновения. Злотя из счастливчиков. Искорку божью – талант, ограненный трудом – представляет его творчество.
Родился будущий скульптор 15 декабря 1958 года в старом районе Кишинева, городе очень красивом, в доме, имеющим долгую историю. О родных местах остались самые светлые воспоминания. В них и булыжная мостовая и музеи героев революции, в которых с пятилетнего возраста мальчик считался завсегдатаем. Рос хулиганистым.
Жизнь круто повернула в 1974 году. Поступив в художественное училище, Юрий попал в мастерскую знаменитого скульптора Ю.А. Канашкина, который оказался удивительным педагогом. Он действовал на молодежь буквально гипнотически и сам, видя результаты своей деятельности – окрылялся, горел. Оказывали влияние на ребят и сильные внешние данные наставника: мужественность, артистизм плюс богатый внутренний мир.
Жаркий юг с его бурными ночами представлялся вечным праздником не только туристам, но и местным жителям. Юношу это настораживало, поэтому после окончания училища Юрий решил бежать из края цветущих акаций. Пути привели в северную столицу, где со второго раза он поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.
С 1980 года молодой человек как будто провалился в сказочный сон, и не было ему конца. Исполнилась мечта бабушки, которая желала, чтобы ее внук обучался в самом лучшем вузе страны. Демократичность училища приводила студентов в неописуемый восторг. Педагогов-консультантов в нем было больше, чем обучающихся на курсе. Скульптура в учебном процессе была представлена не сама по себе, а тесным образом переплеталась с архитектурой. Дивный город на Неве ежедневно подтверждал правильность выбранной дороги в искусстве. Юрий подрабатывал дворником, сторожем и не уставал любоваться окружающим величием. В мастерской профессора В.Л. Рыбалко студентов учили избегать главной ошибки скульптора, это - не соответствие размера произведение произведения его задачи. Советовали, прежде всего, задавать себе вопросы: «Для чего нужна скульптура? Какой ее размер?» Ориентация изначально не делалась на сюжет.
По окончании учебы Злотя сам нашел себе распределение – уехал в Хабаровск, где в 1985-м был принят в художественный фонд и сразу получил мастерскую. Для начинающего – царский подарок! Спустя два года перебрался в Красноярск – совершенствовался в Академии Художеств (мастерская Головницкого Л.Н.), в 1987 году вступил в союз художников СССР.
Юрий Злотя активно выставлял свои работы на всех местных, зональных и всесоюзных выставках. Он автор многих городских памятников. На улице в Красноярске, среди спешащих по своим делам людей, торопится куда-то и Андрей Геннадьевич Поздеев. Знаменитый художник, родной для красноярцев, по-прежнему в городской суете, правда в бронзе и… под зонтиком. Так Злотя, друживший с ним, подчеркнул одиночество уникальной личности. Равнодушным эта фигура не оставляет никого. От большого Мастера Юрий многому научился. И еще одна конкурсная работа скульптора признана лучшей в Красноярске. Автор памятника Василию Сурикову – тоже он. А так же: М.Ф. Решетнёву в г. Железногорске, Петру I и Михаилу Сердюкову возле железнодорожного вокзала в Вышнем Волочке, трехметровая, в бронзе, Екатерина II тоже прописана по вышневолоцкому адресу. В августе 2012 года на улице имени Мусы Джалиля в Москве установлен памятник Герою Советского Союза авторства Злоти. Юрий выиграл конкурс, в составе жюри которого присутствовала и дочь знаменитого татарского поэта-героя Чулпан.
После аспирантуры художник обосновался в Подмосковье. Купил землю в живописном районе. Времена были очень трудные, голодные, тянулись они длительное время. Но построилась вначале мастерская, потом и дом. Более 20 лет Злотя живет и работает в деревне в нескольких километрах от Клина, его же произведения продолжают кочевую жизнь по выставочным залам, нескончаемые путешествия по стране. Они пребывают в постоянном контакте со зрителями, как говорится – ищут своих. Зачастую посетители экспозиций не всегда подготовлены, но неминуемо благодарны за увиденное – за саму возможность познакомиться, поразмышлять, удивиться. И если архитектура считается застывшей музыкой, то скульптуры, наверное – книги. Но композиции Юрия Викторовича Злоти, вкупе с названиями – это сама Поэзия.
https://www.facebook.com/ZlotyaYura
55
Погрузившись в мир скульптуры,
я брожу среди фигур.
Мне представил Злотя Юра
свой трехмерный супертур!
От великого к смешному,
от трагедии к греху -
Юра мыслит по-другому,
говорю, как на духу!
Даже голая натура
у него не так проста!
Что в века шепнул там Юра?!
Предлагаю по полста!
Выпьем за его здоровье!
Далее смотрю - "Портрет",
"Вымя и рога коровьи",
"Во Владикавказ билет"…
На камин поставить бонзе,
по желанию хоть в сквер,
может в камне он и в бронзе
вальс каких-нибудь химер!
Показать мускулатуру
Юру я не раз просил!
Нечто не поднять и сдуру…
Выпьем для поддержки сил!
Раз иной в раздумьях стоя,
не решив переливать
из порожнего в пустое -
я прошу намек хоть дать!
О задумке, о сюжете
отчего пошла волна,
по деталям тем и этим…
Женщинам - еще вина!
Хорошо быть просто ухом -
вновь напоминает мозг!
Легче понимать под мухой!
В форму - только жидкий воск.
Быть художнику в обиде!
Тост за «ЗлОтю», - как за бренд!
Вот он - в натуральном виде -
в фартуке интеллигент!
В бронзе пусть не отольЁтся
Речь сия, но не впервой
Эхом слово отзовется
В юбилей 100-лЕтний (!) твой!
15.12.13
Лев Толстой во Владикавказе
В начале 2014-го, объявленного в России Годом культуры, жители Северной Осетии узнали, что в столице республики грядёт событие, которое может положить начало культурного обновления края. Пресса сообщала ни много ни мало о возвращении в город самого Льва Толстого… правда в качестве памятника. Значение мощной фигуры русского писателя для Кавказа трудно переоценить. Лев Толстой объединил собой кавказские народности. Весь Кавказ ныне считает его своим: казаки - видя в своих станицах, дагестанцы предполагая, что в трудах Толстого нашел отражение вопрос о единой российской нации. В Чечне находится станица Старогладовская, где будущего писателя считали джигитом. В своих произведениях Лев Толстой показал Кавказ, именно в России - гуманным, гостеприимным, красивым. Он истинно представлял его нашей необъятной стране и всему миру. Владикавказ – форпост России на знаменитом шелковом пути через Дарьяльское ущелье, древней дороги алан. Лев Николаевич бывал в этом городе неоднократно. Вероятно, осенью 1910-го он вновь собирался в те же места… Железнодорожный билет, найденный в его кармане был до Владикавказа.
С идеей дать мысленную возможность великому писателю добраться до точки последнего назначения официально выступила творческая интеллигенция города. В умах горожан она витала давно. Благое начинание поддержали в администрации Владикавказа и оно тепло было принято инициативной группой горожан, с предложением учредить фонд для сбора пожертвований на монумент.
Улица Льва Толстого выходит на набережную реки Терек. Именно с началом реконструкции набережной возник будущий проект. Фрагмент старой крепости, из камней которой впоследствии был построен город, вернул главного городского дизайнера в конец XVIII начало XIX веков. Он попробовал вспомнить и перечислить выдающихся людей Отечества, посетивших с тех пор Владикавказ. Список оказался внушительным. Многим персонам памятники во Владикавказе уже установлены. Переложить историю «железнодорожного билета» в бронзу, было предложено заслуженному художнику России, известному скульптору Юрию Викторовичу Злоте. Из множества вариантов: с перроном, вагоном, людской толчеей, собственно билетом и прочим интерактивом Юрий Злотя остановился на фигуре сильного старика, вышедшего на дорогу. Путь в один конец. «То, что было для меня наиболее дорого в этой жизни, что столь долго уводило и отвлекало меня от жестокой реальности - моя семья и мое творчество - даже это утратило для меня всякую ценность" – писал о своем состоянии Лев Николаевич. Спасением виделось ему оказаться на Кавказе, где будущий писатель, по его словам «изведал высочайший взлет мысли», окунуться в живописную молодость, очутиться среди друзей и может быть начать жизнь с чистого листа, в гармонии с природой, а возможно и… умереть. Всколыхнул воспоминания старого графа войсковой старшина Д. М. Сехин, явившийся в 1908 году к Толстому в Ясную Поляну буквально со страниц повести «Казаки», лично знавший прототипов ее героев: «Лев Николаевич! Необыкновенный случай: пятьдесят пять лет спустя внук за деда делает вам ответный визит!» (В. Гиляровский «Друзья и встречи»)
Скульптор наделил образ торжественностью и трагизмом. Высокий ростом, чуть сутулый, стоящий в полушаге, старец с всклокоченной ветром бородой, пронзительным взглядом всматривается в даль. Он в старом пальто, сапогах. Пальцы левой руки цепко держат посох, в правой зажата широкополая шляпа. «Я думал вначале создать иллюзию какой-то среды, деталь которой или аксессуар отсылал бы в ту историческую эпоху, но когда вылепил скульптуру, понял, что никакого элемента, усиливающего воздействие не может быть. Мужчина вышел на прямую дорогу возврата по которой нет. Он и не собирался возвращаться домой, уходил навсегда. Поступок мужественного человека. Трость, как посох, пальто, как плащ дервиша будто олицетворяет следование убеждениям, великому принципу, перед которым он даже обнажил голову…» - объясняет Ю. Злотя. «Любая завлекаловка способна ослабить образ, - продолжает он. - Среда должна быть подчёркнуто современной, а скульптура своей трактовкой отсылать к Толстому - философу, мыслителю, мудрецу… и ко времени. Только тогда вопросы монументальности будут сконцентрированы в одном месте» Удачно вписала скульптуру в общую композицию, в неспешный городской ритм улиц современного Владикавказа архитектор Александра Воскресенская. «Бронзовое изваяние великого Толстого стало лейтмотивом всего архитектурного ансамбля, его дух поднимет социальную значимость и статус территории!»
Развернутый проект скульптуры с привязкой к местности во Владикавказе в 20-х числах апреля этого года был представлен комиссии, собранной по особому случаю в московском доме-музее писателя и был принят с некоторыми уточнениями. Льва Николаевича представляли Толстые: живописец Наталья Олеговна, советник Президента России по культуре, Заслуженный работник культуры РФ Владимир Ильич, директор мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Александровна. Владимир Толстой оценил замысел как значимый и перспективный. Поздравив с его возникновением, он по-отечески предостерег творческую группу от возможного рейдерства в искусстве. Для прописки монумента город обещал выделить достойное место и ждать дорогого гостя. Пусть поезд с названием «Лев Толстой» так и курсирует по маршруту: «Москва-Хельсинки», во Владикавказ Лев Толстой приедет в последний раз и навсегда, как домой. Обратного билета не будет.
Лев Николаевич Толстой любим на Кавказе. Недаром его считают флагманом, открывающим перспективу обращения в культуру нового поколения людей, в первую очередь молодежи. Благодаря истории с «билетом во Владикавказ» всего лишь строчкой отмеченной в воспоминаниях легендарного Владимира Гиляровского, дружившего с писателем, интересующимися был и будет прочитан-перечитан, и сам дядя Гиляй и, конечно же: «Казаки», «Ходжи Мурат» "Набег", "Рубка леса", "Встреча в отряде" в ряду бессмертных произведений Толстого. Тем временем, один из идейных вдохновителей проекта выдвигает новую инициативу: «В планах департамента культуры Северной Осетии непременно должно быть создание большого музея выдающихся людей, посетивших Владикавказ!» Дело это долгое, благодарное и можно сказать – великое в будущем.
04.06.2014
***
«Строго поставленная задача точно откликается в людях! Я убеждён – художник является проводником в душу зрителей своих идей!» Ю.Злотя
Юрий Злотя - представитель символизма, сумевший стать одним из значительных скульпторов современности, несмотря на подчеркнутую традиционность своей стилистики.
Родился в г. Кишиневе 15 декабря 1958 года в семье рабочих. В окнах художественного училища, находящегося на родной улице, можно было видеть мольберты, натюрморты, сидящих натурщиков. Увиденное завораживало. Причину своего состояния, будущий художник объяснить не мог. Может в этом была какая-то кармическая предрешенность.
Художественная школа, Художественное училище им. Репина, Высшее промышленное училище им. В. И. Мухиной, аспирантура Академии художеств России – его университеты, где постигал поэтапно рисунок, основы композиции, монументально-декоративной пластику.
Сегодня, Юрий Злотя - заслуженный художник России(2004г), обладатель медали Российской Академии художеств, автор памятников в Красноярске, Хабаровске, Железногорске, Вышнем Волочке, Москве. Он - великолепный график. Образные возможности графики и скульптуры, взаимно дополняют друг друга. Как скульптор работает в камне, бронзе. Наиболее характерные его произведения - уникальны. Творчески он тяготеет к символической обобщенности форм, стремясь извлечь максимум экспрессивных возможностей из натуры, подчеркнуто-угловатой, но в то же время полной внутреннего одухотворения. Скульптор наделяет многие изображенные фигуры портретными чертами, подчеркивает жанровые детали.
Среди главных авторитетов Юрия Злоти – культовая фигура Красноярска, «Сибирский Матисс» - художник Андрей Поздеев, ставший его «жизненным маяком». Памятник учителю удалось установить в городе.
В своих произведениях Злотя не раз обращался к военной теме. В Москве на одном из домов по Кутузовскому проспекту установлена мемориальная доска, его работа, посвященная Герою Советского Союза, писателю Владимиру Карпову. Величественный памятник поэту и Герою Мусе Джалилю обрел прописку на одноименной улице столицы. Пронзительная скульптура «Родина-мать. Помни» принимала участие и заняла III место в конкурсе «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе. Ветераны Великой отечественной войны и труженики тыла разнопланово представлены мастером как графически, так в рельефах и скульптурах. Философ, по своему складу, Злотя способен подняться в своих произведениях до эпического звучания. Многие его композиции – повествовательные. История нашла отражение в серии скульптурных портретов государственных деятелей разных эпох. Отозвалась в душе и трагическая страница Гулага. Его искусство покоряет пластической смелостью как в решении тем драматического внутреннего содержания, так и более камерных. Позитивное начало присуще таланту этого крупного мастера. Его реализм можно смело отнести к современному искусству.
Юрий Злотя не преподает, но в выставочную деятельность вкладывает душу и посвящает этому делу много времени и сил. Посетители неоднократно отмечали особенность персональных выставок – это ощущение, что представленные в залах произведения выполнены разными мастерами. Известный российский искусствовед, историк культуры Паола Волкова отмечала: «Поражает контраст, почти непонятный в творчестве одного художника между гротесковой фантазией «Подарка Страдивари» и классическим памятником «Василию Ивановичу Сурикову». Сегодня границы расширены – возможно, все, если все – талантливо. Фрагмент, деталь как образ целого, которое мы заполняем своим воображением – метафора наиболее близкая скульптуре и скульптору Юрию Злоте»
Свидетельство о публикации №214013102380