Великий Пост-2014. Подготовительный период

Великий пост-2014, как и всегда, начинается с подготовительного периода. Он открылся в этом году 26 января евангельским чтением об исцелении слепого Вартимея. За пять недель до самого поста в храмах постепенно начинается подготовка к посту.


По мере приближения Великого поста появляются Евангельские чтения, готовящие человека к покаянию и признанию своей греховности. Потом включаются великопостные песнопения, усиливающие покаянные чувства.


Еще чуть позднее – богослужебные чтения из Октоиха сменяются великопостными чтениями из постной Триоди. Достигнув своего апогея в Прощеное воскресение, подготовительный период сменяется Великим и самым строгим христианским постом. В этом году он начинается 3 марта.


Заканчивается пост накануне Лазаревой субботы, за которой следует вербное воскресение и еще одна, самая строгая неделя, страстная седмица. Итого семь недель.


Первые две подготовительные недели (из пяти) только отдаленным эхом напоминают, что скоро наступит время сугубого покаяния, а за три недели до Великого Поста уже услышим великопостное чтение и пение «Покаяния отверзи ми двери».

 
Богослужение Великого поста за многие столетия меньше всего претерпело изменений и сохранило в наиболее полном виде тот строй и молитвенный дух, который был присущ первым векам христианства. Наверное, поэтому Великопостное богослужение очень сильно отличается от тех, к которым мы привыкли в течение года.


Служба в храмах и особенно в монастырях становится существенно длиннее, количество чтений значительно увеличивается, а количество песнопений уменьшается. И все они наполнены глубоким молитвенным настроением, сердечным сокрушением и способствуют покаянию и очищению от телесных и душевных грехов.


Царские врата и все убранство храма в это время меняет обычный праздничный наряд на черный, покаянный. Верующие тоже стараются приходить в храм в более темных одеждах. Свет во время богослужений зажигается редко, завеса дверей почти всегда остается задернутой и значительно увеличивается количество поясных и земных поклонов.

 
В старину в России даже запрещались игры,  развлечения и катания с гор. Все  заканчивалось вместе с Масленицей. Во время поста все внешнее  замирало, чтобы не разрушать молитвенный и покаянный строй  Четыредесятницы и не отвлекать человека на суетное.


Пища в это время становится скудной, легкой, малокалорийной, исключающей мясо и молочные продукты, что способствует молитвенным подвигам. Для поддержания плоти разрешаются только орехи и мед. Растительная пища употребляется тоже в умеренных количествах. Словом, Великий пост – очень благоприятное время для приведения в порядок и телесной, и духовной жизни.


Подготовительный период начинается с евангельских чтений, в которых истинное покаяние и вера в Иисуса Христа совершают чудеса, а иносказательно они обращают внимание на состояние нашей души.

 
Первое чтение - о нищем и бедном Вартимее, сыне Тимея (сокращенное от Тимофей). Однажды, когда он сидел, как обычно, у ворот Иерихона, прося милостыню, к воротам Иерихона стала приближаться толпа народа.


Вартимей понял, что происходит что-то необычное. Узнав, что это Иисус из Назарета со своими учениками и сопровождавшей их толпой, закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!»


Люди зашикали на него, хотя только недавно до этого слышали слова Господа о любви, милости, добре и помощи немощным. Но вот сейчас, когда надо было проявить их к нищему и больному старику на деле, все стали его обвинять, что он слишком громко кричит и требовали, чтобы замолчал. Хотя просил-то помощи он не у них, а у Того, Кто бесконечно далек от него.

 
Тогда Вартимей стал еще громче кричать, не обращая внимания на толпу: «Помилуй меня, Сыне Давидов!»


Иисус остановился, услышав крик, и велел позвать к себе нищего. Когда Вартимей подошел к Иисусу, Он спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» - «Прозреть!» - «Иди и больше не греши. Вера твоя спасла тебя». И Вартимей сразу прозрел и последовал за Иисусом.

В этой истории поражает реакция толпы: ведь только что им говорилось: «Будьте милостивы!» И кто из них последовал этому призыву? А тот, кто не знал Писаний и был безграмотным, кто не слышал Его речей, тот последовал и оказался единственным, поверившим, что Он и есть Тот, Кто может его исцелить. Остальные же встали  стеной между Господом  и нищим.

 
Все это похоже на сегодняшнюю жизнь, с тех пор мало что изменилось: те же последователи Христа и Его ученики, часто заслоняющие путь к Богу, проходящие мимо того, кто действительно нуждается в Божьей помощи и не подающие руку для исцеления, зашикивая и заставляя замолчать.


И только вера приводит слепого, нищего и безграмотного Вартимея к исцелению. Вера не только в Спасителя, но и в себя, в понимание собственной слепоты. Это наводит на многие размышления.


И второе чтение, которое будет в это воскресение, 2 февраля. Оно рассказывает о событии, случившемся после входа Иисуса в Иерихон, о коротышке Закхее, сборщике налогов, который, как и все мытари, брал больше, чем нужно было, фактически обворовывая свой народ.

 
Но в Евангелии мытарь часто становится тем, кто позволяет нам посмотреть на себя другими глазами: так ли уж мы далеки от этого мытаря. Чаще, конечно, мы становимся в ряд с фарисеями, нежели со сборщиками налогов.


Закхей, как только услышал, что Иисус приближается к Иерихону, побежал к тому месту, мимо которого Он обязательно будет проходить. И взобрался на дерево, чтобы было видно, когда придет сюда Господь.


Все смеялись над ним, потому что это вовсе уж было не похоже на поведение солидного и богатого, каким, безусловно, был Закхей.


Действительно, Иисус остановился у того дерева, на которое взобрался мытарь, и сказал, чтобы он спускался вниз, т.к.  сегодня будет у него в гостях. «Как, - стали роптать окружающие, - разве можно идти к вору и грешнику на обед?!»


Но Господь пошел не к праведным фарисеям, а в дом Закхея, вора и мытаря, потому что тот покаялся и сказал: «Вчетверо воздам тому, кого обидел!», «Половину имения своего отдам нищим!». Вчетверо обязаны были отдавать по закону иудейскому только воры. Закхей, произнеся эти слова, фактически признал себя вором. И только ему Господь сказал: «Нынче и к тебе пришло спасение».

 
И наконец, в третье подготовительное воскресенье (9 февраля) мы услышим притчу о мытаре и фарисее, венчающую и завершающую притчи о спасении тех, кто, несмотря на свою нищету, лихоимство и греховность, верой своей прозревая свою немощь, дерзают обратиться к Богу: «Господи, помилуй меня и спаси!»


Вартимей понял свою духовную слепоту и прозрел по вере своей, Закхей понял свое лихоимство и признал его, дав слово вернуть с лихвой тому, кого обидел, а мытарь не смел даже глаза поднять, а только твердил: «Боже, милостив буди мне грешному!».


Так начинается путь к Великому посту: о грехах задумываются именно в этот период, а не тогда, когда пост уже начался, сейчас звучит призыв оглянуться на себя, понять свою слепоту и признать свою греховность. Тогда Пост  будет действительно благоприятным.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/velikij-post-2014/


Рецензии