Первое упоминание в прессе

НА СКАНЕ: Вырезка из журнала Советская музыка», 1956. Вып. 1-6, с.113. , где помещена информация о том, что солистка Вера Лотар-Шевченко исполняла произведения Листа и Шопена (?). Вопрос поставлен, потому что исполнение ею произведений этих композиторов точно не установлено - перечислены 4 композитора, произведения которых исполняли две пианистки.
 

Свердловск – несомненно, и в 50-е годы ХХ века был городом высокой культуры, в т.ч. и музыкальной. Об этом может свидетельствовать, например, вырезка из журнала «Советская музыка» за 1956 год, когда там появилась Вера Августовна Лотар-Шевченко.

Эту информацию, как результат своего обширного поиска, разыскал Г.Г. Угодников на стр. 113 журнала и привёл её на сайте "Вера Лотар – Vera Lautard"  в Facebook в ответ на мою просьбу сообщить, имеются ли какие-нибудь сведения о выступлении Лотар-Шевченко с Симфоническим оркестром Марка Павермана.

Вероятно, есть и другие газетные сообщения о концертах с участием Лотар-Шевченко в Свердловский период её жизни (1955-1961), но пока никто не прошерстил газеты в их поисках. И это очень жаль, поскольку такие сообщения проливают свет на её жизнь в Свердловске, о которой мы знаем пока довольно мало.

Годы жизни в Свердловске, которые я только что привёл - 1955-1961, - обосновываются следующими соображениями.

Апрелем 1955 г. датирована Справка о снятии с Лотар-Шевченко судимости, и известно, что она после этого довольно быстро перебралась в Свердловск, хотя Г.Г. говорит, что в 1955 году Вера Августовна ещё занималась с ним сузыкой в Нижнем Тагиле. Правда, не упоминает до какого месяца. Так что, противоречия здесь, возможно, и нет.

Это, что касается первой даты. Теперь о второй. В статье журналиста Тамары Поповой «Вера Лотар-Шевченко жила и работала в Барнауле», опубликованной в газете "Вечерний Барнаул" 7 июля 2008 г., приводятся данные из отдела кадров филармонии о том, что Вера Августовна была зачислена в Алтайскую краевую филармонию в сентябре 1961 г.

Хотя кое-кто говорит и пишет, что Вера Августовна после Свердловска работала во Владимирской, Курганской и даже Ярославской филармониях, эти данные ничем и никем не подтверждены и, на мой взгляд, не соответствуют действительности. Если бы работала, хоть что-нибудь было бы известно. Более того, есть свидетельства, что в Курганской филармонии Вера Августовна точно не работала. В упомянутой статье Тамары Поповой говорится, что в Алтайскую краевую филармонию Вера Августовна была принята по приглашению, сохранив стаж непрерывной работы, но откуда её пригласили, Т. Попова не пишет.

Г.Г. Угодников упоминает, что то, что я назвал «информацией» из журнала «Советская музыка», на самом деле составлено из нескольких фрагментов, взятых из разных выпусков журнала (1-6), но одного года – 1956-го. Из какого выпуска взята информация о В.А. Лотар-Шевченко, неизвестно, так что определить более точно время концерта пока не представляется возможным. Приходится довольствоваться тем, что это было в 1956 г.

Подборка свидетельствует об активной музыкальной жизни Свердловска того периода, о дирижерах Марке Павермане и Александре Фридлендере, выступлениях известных пианистов, таких, как Лев Оборин, о других солистах Свердловской филармонии, игравших с Симфоническим оркестром (Е. Мазуркевич, И. Зетель), которые, возможно, составляли конкуренцию Лотар-Шевченко..

Для тех, кому трудно прочитать скан наверху, приведу текст подборки, о которой рассказывал:

«Один из концертов цикла «Искусство братских республик» был посвящён эстонской музыке. Исполнялись «Увертюра-фантазия» М. Людга, «Симфоническая поэма» Х. Эллера, «Таллинские картинки» Э. Каппа. Дирижёр Н. Гольдшмидт, солист Г. Талеш (Таллин).

С авторскими концертами выступил грузинский композитор О. Тактакишвили (солист Л. Оборин); в одном из них состоялось первое исполнение его «Праздничной увертюры».

Тепло была встречена Симфония молодого свердловского композитора Г. Топоркова. Интересную программу провёл дирижёр А. Фридлендер: симфоническая поэма Р. Штрауса «Дон-Жуан», Четвертая симфония Бетховена и песни Листа (солистка Е. Мазуркевич).

М. Паверман продирижировал произведениями Рахманинова, Вагнера, Шостаковича, Листа и Шопена (солисты И. Зетель и В. Лотар-Шевченко).

В концертном исполнении прозвучала опера С. Рахманинова «Алеко».
К 200-летию со дня рождения Моцарта симфонический оркестр и хоровая капелла филармонии разучили «Реквием» (дирижёр М. Паверман, руководитель капеллы К. Кисляков).

Педагоги Уральской консерватории М. Затуловский и С. Лидская исполнили скрипичные сонаты современных зарубежных композиторов П. Хаджиева (Болгария) и Л. Вайнера (Венгрия). В трёх концертах прозвучали все скрипичные сонаты Бетховена (исполнители М. Затуловский и И. Рензин)».

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/23/536


Рецензии