Мы с отцом греем ригу

       Отец ночью ходил греть ригу. Это сарай с большой печкой. В ригу на специальные стеллажи складывали влажную продукцию (рожь, овёс, ячмень, лён), а ночью печь хорошенько протапливали, и к утру или через сутки продукция высыхала. Зерновые обмолачивали, а из льна вырабатывали волокно, паклю.Я всё время просил отца взять с собой на ночь, но мама не разрешала, хотя отец был не против.
      И вот однажды, осенью, отец договорился с мамой, и я пошёл с ним греть ригу.
Отец взял с собой бутылку молока, хлеб, соль и с десяток сырых картофелин.
У риги лежали расколотые метровые дрова. Отец сложил их в печь и разжёг огонь.
Видно дрова были сыроватые и они долго не разгорались.Внутри риги было всё в дыму. Мы с отцом сидели у входа в ригу и смотрели на звёздное небо. Отец показывал мне на звёзды и говорил.
- Вот это Большая медведица, а по другому Ковш. Как увидишь Большую медведицу,
 сразу же можно определить Полярную звезду, там и находится север, а повернёшься лицом на Полярную звезду, слева будет запад, а справа восток, сзади юг.
     Небо было ясное и светлое, со всех сторон ярко светили звёздочки. Постоянно по небу светящимися лучами падали звёзды. На каждую падающую звезду отец реагировал словами.
- Вот ещё одна жизнь закатилась.
 Я спрашивал.
- Как это, закатилась?
Отец в раздумье отвечал.
-  Это значит, на земле кто-то умер. Вот я и говорю, жизнь закатилась, значит закончилась.
     Мы с отцом  долго сидели и беседовали. Он знал  много сказок, историй и приключений.Дрова в печке, тем временем, разгорались, воздух внутри риги прогревался, и дым поднимался вверх. От земли на 2 метра всё было без дыма. Мы забирались в ригу.  От печки несло жаром. Отец палочкой подвигал к уголькам сырую картошку и через полчаса она испеклась. Он предлагал.
- А теперь, Коля, давай поедим печёной картошки.
До чего же вкусная была печёная картошка, да перед огнем в теплой риге!
Шкурка картошки была серенькой, а под шкуркой, жёлтая запеченная корочка, посыплешь немного соли на разломанную пополам картофелину и ешь этот деликатес, божественно!
        Поев картошки и запив её молоком, я укладывался спать, под спокойную и неторопливую речь отца. Много позднее, я спрашивал у старшего брата.
- Володя, помнишь, как говорил отец? На кого была похожа его речь?
Брат без промедления отвечал.
- Наш отец говорил, как Громыко.
Я, очень удивился, что у него , как и у меня, осталась одинаковая память о речи отца.Отец даже внешне был похож на А.А.Громыко. Вот  так неторопливо, спокойно, уверенно и обстоятельно, немного на  О, отец и рассказывал нам сказки и были.           Убаюканный речью отца, я засыпал. Просыпался  рано  утром, когда отец будил меня и говорил.
- Вставай, Коля, пора идти домой. Ригу прогрели. Огонь угас. Пожара не будет.
     Мы шли домой. Солнце всходило. На улице было холодновато. Вся трава сверкала серебряной росой. Мы шли молча с сознаньем выполненного долга. Дома я снова засыпал, до обеда.
Сейчас мне очень жалко, что таких, незабываемых, ночёвок с отцом у меня было совсем мало.


Рецензии