9. сердцевина мировоззрения

Существует некая сердцевина мировоззрения, тесно связанная с эмоциональной самооценкой человека. Она очень помогает разобраться в происходящем, разобраться в своем отношении к нему и сделать выбор в пользу свободы сознания и совести, в пользу совместного справедливого решения проблем – в пользу выигрышной стратегии человека. В каждой жизнеспособной культуре, конфессии есть понятие об этой сердцевине, о ядре, формирующим вокруг себя общность людей с более высокой степенью доверия друг к другу, солидарностью и может быть более глубоким пониманием мироздания и происходящего вокруг.

Если попытаться согласовать эти традиционные понятия с современными знаниями о развитии природы, возникновении человека, его истории можно уловить некую тенденцию. Так, человек – стремление природы к универсализации, к большей приспособляемости к изменениям и, как бы иронично это сейчас ни звучало, к большей защищенности жизни. Это выражается в великом разнообразии занятий человека. Но один человек при всем желании не в силах овладеть всеми знаниями и умениями, для сохранения универсализма необходимы тесные связи между людьми – асабия. И при этом условии вступает в силу коллективный разум, который может находить чудесные решения самых сложных вопросов.

Асабии развивалась от родовой до племенной, этнической, затем к национальной, а потом к имперской... Переход от одного к другому уровню обустроенности как правило происходит в ситуации кризиса, когда близость катастрофы пробуждает чуткость. Развитие этнической асабии ограничивало родо-племенной эгоизм, развитие имперской асабии позволяло людям подняться над национальной и этнической ограниченностью в рамках имперской идеи.

Упадок империй и дискредитация имперских идей может быть прелюдией к переходу на новый глобальный уровень обустроенности, формирование общечеловеческой асабии. Кстати, имперские идеи формировались на основе сердцевины мировоззрения монотеистических религий или этических систем, которые в силу своей оригинальности и органичной связи с обыденной жизнью людей демонстрируют большую жизнеспособность.

Вместе с тем глобализация ставит под сомнение эту жизнеспособность, коль скоро ее оказывается недостаточно, чтобы преодолеть межконфессиональное недоверие и враждебное соперничество. Это серьезные преграды на пути решения острейших проблем 21 века. В современных условиях растет разочарование в имперских идеях, всяких идеологиях вообще, в капитализме и обществе потребления, языковые барьеры не столь неприступны, люди больше узнают о других культурах и видят больше общего друг в друге. Сейчас, научные знания вышли на более цельные представление о мире и не стоят в такой непримиримой оппозиции к интуитивным знаниям о гармонии и тенденциях развития мира. Именно в такой момент, казалось бы, человечеству было бы проще прийти к единой формулировке сердцевины мировоззрения, которая способствовала бы примирению, росту общечеловеческой асабии и более разумному обустройству мира.

Формальные различия в текстах первоисточников, в представлениях об абсолюте, конфликты прошлого и настоящего, стремление сохранить самоидентификацию  и т.п. на фоне взаимного недоверия оказываются непреодолимыми препятствиями к этой цели. Как это ни парадоксально, но особенно сильно это проявляется в монотеистических конфессиях. Возникает сомнение в искренности их веры и в приверженности абсолюту, тому самому, соответствующему своей абсолютности. Тем более, когда мы видим, что даже единство текста первоисточника не решает проблем, а подчас делает соперничество еще более жестоким. Формальной причиной розни может быть разница в интерпретации, а по сути - борьба за власть, предательство своих же идеалов.

Кажется, что легче прийти к взаимопониманию с атеистами. Они ведь знают, что поклонение идолам, божествам унижает человека. А это, грубо говоря, уже половина сакрального знания. Недостающую часть они могут поискать в науках. Правда для этого следует изменить к ним отношение, не использовать их как средство самоутверждения, демонстрации превосходства, а уловить в них что-то общее... цели природы. Задаться вопросом, как человеку удается развивать науки до таких сказочных высот, создавать чудесные технологии,- в чем корень таких способностей? И может быть уловить в этом корне полноценное сакральное знание – сердцевину мировоззрения и эмоциональной самооценки.

8. В преддверии апокалипсиса
http://www.proza.ru/2014/01/30/1978
10. Кто виноват и что делать
http://www.proza.ru/2014/01/31/1088


Рецензии
Наличие божеств...может быть-это наличие противоречия между людьми,
когда есть только одно-всецело соединение с природой,
где все струны её проходят через наши души,гармоничной мелодией,
но не всякое существо это слышит и чувствует её,вот отсюда и идёт
рознь между мыслями и творителями нашей жизни.И наука набирает высь,
переходя границы реальности,приводя к катастрофам.Рушатся все заповеди духовности.Не хватает МЕРЫ во всём.А ведь духовность и наука должна идти в одну ногу.Хотелось бы...
Эту мысль можно продолжить бесконечно...
Но увы,природа не потерпит нестерпимый контраст.
Отсюда и идёт отрицательный резонанс нашей жизни.
Спасибо!
С теплом...

Валентина-Софи   08.02.2014 21:48     Заявить о нарушении
Тонкие замечания...
Спасибо, что откликнулись!
С теплом...

Гималайский Кедр   02.02.2014 10:04   Заявить о нарушении