Таро и герметизм

                ВВЕДЕНИЕ   В   ТЕМУ

    Когда-то, в стародавние времена Галилео Галилей утверждал, что настоящий исследователь способен провести практический опыт при помощи палочки, верёвочки и собственной слюны, а затем сформулировать результат в виде очередного научного открытия, «осчастливив» тем самым всё человечество. В какой то мере старик был прав. Архимеду для его : «На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила…» хватило обычной ванны с водой, а Ньютон, говорят, «оформил» явление гравитации вообще обойдясь одним яблоком.
    В наше техногенное время подобный фокус уже не пройдёт. Завершая галерею великих исследователей, упомянем Эйнштейна, который пошучивал, что современная наука есть процесс удовлетворения личного любопытства за государственный счёт и тем самым подчёркивал определённую  тенденцию  в   человеческой  цивилизации  –  неудержимо прогрессирующее возрастание затрат сил и средств для проведения научных изысканий.  На сегодня миллионные армии интеллектуалов с различными научными степенями в тысячах исследовательских институтов тратят миллиарды различных денежных эквивалентов, чтобы вырвать у природы очередную её «маленькую» тайну.
    Всё дело в том, что предмет исследования как бы отдалился от человека и уже не находится в непосредственной досягаемости и поэтому для ведения более или менее научной деятельности требуется сверхдорогое оборудование вроде электронного микроскопа, инфракрасного телескопа или, на худой конец, синхрофазотрона с лазером в придачу. Если же речь идёт об изучении чего либо, видимого невооружённым глазом, то для прибытия на место необходим, как правило, корабль или самолёт, а если автомобиль, то не один, а вереница – на всю экспедицию.
    Казалось бы, где же можно столкнуться с настоящей тайной нынешнему простому непрофессионалу, да чтобы не просто пощупать её руками, но и иметь возможность для всестороннего её изучения в течении неограниченного времени ? Тем не менее, такая тайна существует рядом с нами. Она стала составной частью человеческой культуры, мы частенько касаемся её в часы досуга, поэтому привыкли к ней и не фиксируем на ней внимание.
    Это тайна происхождения игральных карт, в том числе, расширенного их варианта – карточной колоды «ТАРО».
    Что означает это замысловатое название – тоже тайна, хотя существует на этот счёт много предположений, но нет ни одного по-настоящему убедительного.
    «ТАРО» является одной из величайших загадок человеческой цивилизации. Пачка раскрашенных картонок, так называемая полная колода, от которой произошло бесчисленное множество наших карточных игр, при первом же знакомстве вызывает кучу вопросов.
    Откуда она взялась ? Когда она появилась ? Зачем была сделана ? Кто её автор ?   И, наконец, что же она представляет собой на самом деле ?
    В принципе, можно сразу для себя решить – а зачем вообще задаваться подобными вопросами по поводу каких то картинок ? Но уж очень они странные, эти картинки. В отличие от просто лубочных рисунков в них угадывается внутренний смысл, какой то скрытый символизм не только общего сюжета отдельной карты, но и каждого штриха на ней. Мало того, бросается в глаза до конца не понятая система всей колоды в целом, отчего все карты кажутся тесно взаимосвязанными друг с другом.
    Многочисленные исследователи, описывая «ТАРО», часто называют эти карты иероглифами, беда только в том, что ключ для чтения означенных иероглифов давно утерян и работа над ними сводится к различного  рода  толкованиям,  которые  по  понятным  причинам  всегда субьективны  и, как правило,  зависят  от личных  предпочтений, а подчас и от умственного развития самого толкователя. Но очарование «ТАРО» не только в её будоражащей замысловатости, увлекающей разум куда-то за грань, она имеет ещё и историческую и даже археологическую ценность, хотя и оспариваемую некоторыми исследователями. К примеру, есть мнение, что колода «ТАРО» явно построена на французском символизме средних веков, а потому ни о какой «седой» древности не может быть и речи, да и вообще, для настоящего интеллекта «ТАРО», дескать, больше обещает, чем даёт. На сегодня, практически, это единственное серьёзное обвинение в её адрес, но, думается, его можно отвести, если как следует напрячь этот самый интеллект.
    За время существования «ТАРО» (а, скорее всего, оно исчисляется тысячелетиями) было изготовлено множество различных её вариантов – от максимально упрощённых, полностью лишённых какой либо смысловой нагрузки, и до минимально доступных современному пониманию, в силу использования столь древних идей и символов, что их истинное, «седое» значение уже много раз менялось в истории человечества, либо вообще, полностью забыто. Поэтому для современного разума «ТАРО» как бы закрыто, вроде культуры насекомых,  дельфинов  или  инопланетян.
    Что же касается французского средневекового символизма, то его присутствию можно дать вполне простое историческое объяснение, которое будет приведено несколько позже.
    Сохранилась любопытная легенда о происхождении «ТАРО». Когда то, в каких то египетских храмах строили специальные длинные галереи, в которых по бокам у стен стояли гигантские статуи или барельефы. Во время церемонии посвящения по этой галерее проводили новичка и обьясняли значение изваяний. Данный обряд не всегда был безопасным мероприятием – в дыму и пламени статуи оживали (в те времена изобретателей-механиков тоже хватало), приводя в ужас неофита. Ко всему прочему для проверки мужества инспирировалось нападение хищников и ядовитых змей. После подобных испытаний лишь малая часть новичков становились «посвящёнными», остальные «сходили с трассы» по причине потери самообладания, рассудка и даже гибели. Когда до Египта докатилось христианство и византийский император официально поставил все остальные культы вне закона, в стране вспыхнула волна христианского вандализма. Воинствующие фанатики разоряли древние храмы и методично разрушали каменные изваяния, избивая при этом служителей. Дабы не потерять «ТАРО» (или как называлась данная система в то время), изображения статуй были перенесены (с соответствующим «уважением») на золотые пластины. В конце концов к гонениям присоединилось государство и служителям пришлось покинуть свои  храмы.  При  этом  с  конфискованных  золотых пластин рисунки успели  перенести  на пергамент.  Вот эти кожаные  карты и стали  первой колодой «ТАРО». Бывшие жрецы, нищенствуя, бродили по окрестностям, а найдя где-нибудь пристанище на ночь, вытаскивали из своих поберушек кожаные листы и при неверном свете костра или лучины перебирали их, бормоча что-то про себя…
    Какая-то доля истины наверное присутствует в этой легенде, поскольку обьясняет то странное обстоятельство, что до недавнего времени «ТАРО» имело распространение именно в социальных «низах».
    Как бы то ни было, но с тех пор все европейские короли своими указами запрещали «ТАРО» и для дворянина было постыдным держать их в руках, хотя впоследствии, когда «ТАРО» приобрело популярность, один комплект был торжественно преподнесён французскому монарху. Ну а что же пресловутые «низы» ? Как они распорядились наследием древнейшей жреческой касты ? Были придуманы карточные игры ! И постепенно «ТАРО» распространилось во всех слоях общества, правда в несколько урезанном варианте, а точнее, во многих урезанных вариантах.
    Полная колода «ТАРО» состоит из 78-и карт, которые делятся на 22 старших и 56 младших так называемых аркана.
    Старшие арканы являются наиболее нагруженными в смысловом отношении и в свою очередь делятся на две части : одна карта под номером «0» и двадцать одна карта с римской нумерацией от «I» до «XXI». Но существуют колоды, в которых этого разделения нет, а нумерация идёт от «I» до «XXII», что представляет из себя, думается, не очень удачный вариант оформления.
    Младшие арканы выглядят значительно проще и тоже делятся на две части : первая – сорок карт цифровых от 1 до 10 по четырём мастям; вторая – шестнадцать «костюмных» арканов и также по четырём мастям. Причём «костюмные» арканы с буквами : «В»(Вестник), «Р»(Рыцарь), «Д»(Дама), «К»(Король).
    Масть на младших арканах определяется изображениями жезла, меча, кубка и пентакля - магического пятиугольника, (но в некоторых вариантах это восьмиугольник). Со временем «пентакль», «кубок», «меч», «жезл» превратились в «бубна», «черва», «пика», «креста», при этом первые две окрашены в красный цвет, а две другие – в чёрный.
    Вот из этого материала и составлено всё многообразие карточных игр на нашей планете. Правда, нигде, кажется, не применяются старшие арканы. Исключением является карта «0» под названием «Безумец» или «Шут». Ею пользуются при игре в покер в качестве козырной карты «джокер». Загадкой является тот факт, что во всех карточных играх из малых костюмных арканов почему-то используют только три карты из четырёх : «Вестник» (т.е. «Валет»), «Дама» и «Король». Есть сведения, что в одной из европейских стран вместо карты «Дама» применяют карту «Рыцарь» (или «Всадник»), но опять же,  на лицо только  три  костюмных аркана. А вот «Туз» из маленькой 1(единички) вдруг превратился в самую сильную карту. Может быть, здесь как раз и проявилось желание «низов» поставить себя выше королей (пусть хотя бы и в игре) ?
    Единственная карточная манипуляция, при которой комплект «ТАРО» задействуется полностью, включая старшие арканы, это гадание на картах. Согласитесь, каков эффект, если, при попытке прозреть своё будущее, из перетасованной колоды вдруг вытащить карту «Колесо Фортуны» или ещё позабористей – «Смерть»! Тут уж никому ничего не надо растолковывать! А вот теперь самое интересное.
    Все исследователи «ТАРО» сходятся во мнении, что данный комплект карт является конспектом некой глобальной философской доктрины, записанной не буквами, а рисунками. Мало того, считается, что «ТАРО» представляет собой философскую «счётную машину», что-то вроде логарифмической линейки. Т.е., раскладывая карты в определённых сочетаниях и тем самым оперируя абстрактными понятиями, на них зафиксированными, можно получать в качестве итога философские открытия, неизвестные ранее. Беда только в том, что мы не знаем правил, следуя которым нужно производить эти раскладки. К тому же, нет уверенности в точности идентификации каждой отдельной карты, её хотя бы основного смысла. К примеру, карта «Колесо Фортуны» (или «Колесо Счастья») на самом ли деле означает постоянную изменчивость изворотливой фортуны или она просто символизирует круговорот веществ в природе ? Ведь названию карты тоже нельзя слишком доверять, его могли навесить намного позже, основываясь только на внешнем виде изображения. То же самое можно сказать и о нумерации арканов – арабская и римская оцифровка говорит о совсем свежих доработках, и, наверняка, раньше числа оформлялись по другому.
    Сотни поколений художников за тысячи лет, перерисовывая друг у друга, могли изуродовать арканы, поменяв их смысл на противоположный или, ещё хуже, опустить их до уровня детских рисунков на асфальте, хотя, возможно, были среди них и художники-педанты, для которых главное при копировании – ничего не менять. Были, наверное, и художники-мыслители, способные раскрыть сокровенную идею маленькой картинки и затем усилить её, сделать более выпуклой, используя всю мощь своего таланта. Поэтому не нужно удивляться существованию на данный момент различных вариантов «ТАРО», очень сильно разнящихся друг от друга.
    Как отличить настоящее, философское «ТАРО» от упрощённого, лубочного комплекта? Надёжных рекомендаций на этот счёт нет, остаётся больше доверять собственной интуиции, подсознательному ощущению – тут что-то есть! Ну и в любом случае, чем сложнее оформлен аркан и загадочней его элементы, вызывающие массу мыслей и рассуждений, тем вероятнее случай, что перед вами настоящее, «седое» «ТАРО».
        На сегодняшний день никто из исследователей не может убедительно доказать, что он правильно интерпретирует (расшифровывает) как весь комплект «ТАРО», так и отдельные арканы. Очевидно, это нереально. Все лингвисты знают, что в принципе невозможно прочесть неизвестный текст на неизвестном языке, как невозможно в математике определить неизвестную величину, решая тождество.
    Но вот пример из археологии. Обнаруженный в Египте небезизвестный Розеттский камень имел на себе несколько «параллельных» (одинаковых по смыслу) текстов на разных языках, в том числе известном греческом и неизвестном тогда египетском. Сопоставление этих текстов друг с другом позволило  подобрать ключ к прочтению египетских иероглифов.
    А что, если попробовать «вычислить», какую именно философскую систему можно было бы  поставить в соответствие иероглифам «ТАРО»?
    Принимая за исходный постулат  их  древнеегипетское происхождение,
а также несомненное французское влияние времён средневековья, уже примерно ясно, какой именно исторический интервал человеческой культуры нужно «перелопатить» для этой цели.

              (продолжение следует, если кому то это интересно)


Рецензии
Мне интересно!
Поэтому вношу Вас в избранные!
Ваше введение в Таро великолепно!

Татьяна Гутова   25.11.2014 16:13     Заявить о нарушении