Рыбий царь

               

    « О рыбе не надо много  разговаривать, ее надо есть»,-это утверждение, разумеется было почти бесспорным. Так говорил наш сосед дядя Яша, который каждый выходной часами просиживал с удочкой. « Зачем тебе это надо?»,- спрашивала сердито тетя Зина,- «лучше бы ( в зависимости от времени года): огород вскопал, траву прополол, снег убрал с крыши, листья сгреб в саду.
- Кому лучше?- незлобиво огрызался дядя Яша и умудрялся таки исчезнуть из дома.
       В нашей семье отношение к рыбе тоже было достаточно уважительным. Правда, таких заядлых рыбаков не было, и поэтому роль феи этого вопроса исполняла бабулечка моя, Елизавета Марковна.
       Как это все происходило? Очень просто. Солнце едва-едва раскрывало свои объятья народившемуся дню, а бабуля уже собиралась на базар. Надо было прийти рано, потому что летним днем рыба выдерживала температурных нагрузок немного и могла изменить сама себе.
       Ритуал по приобретению был тщательно отработан. Так же тщательно, как бабуля собиралась:  отглаженная юбка, блуза, белоснежный  батистовый платок на голову и последний штрих-немного духов c удивительным ( мне тогда казалось, что это что-то из французского) названием « Жасмин» Отлично помню, что маленький такой пузырек из толстого стекла стоил 20 копеек и картинка на нем была яркая. Солнечная. Это было предметом моих тайных детских мечтаний. Мне казалось, что, если у меня будет флакон таких модных духов, то и мой статус сразу изменится. Может быть, взрослые начнут по-другому смотреть на меня, светлокосую зеленоглазую девчонку?  А пока я не стала обладательницей заветного флакончика, мне полагалось, как сопровождающему лицу, мороженое за 13 копеек в бумажном стаканчике, а если повезет, то за 20 в вафельном.
        Процесс выбора подходящей рыбы был достаточно сложным. Рыбные ряды бабуля обходила не один раз. Оценивалось все: и степень свежести  рыбы и нежелание продавца торговаться (это значит, что не уступит и 10 копеек). Опрятность была на первом месте: если, не дай Бог была замечена грязь под ногтями торгующего, то- все разговора не было, даже если уступали 50 копеек. Я всегда удивлялась, как среди этого многообразия можно было найти самую вкусную, самую свежую рыбу, да еще и умудриться сэкономить. Небольшие такие карасики кругленькие и улыбчивые соседствовали в нашей корзине с умудренной жизненным опытом щукой, а толстоспинные важные лини свысока поглядывали на красноперку и плотву.Самыми живучими из них оказывались карасики: Уже очищенные и разделанные, посоленные и обвалянные в муке они подпрыгивали на сковороде и были случаи, что падали на пол. Какая жажда жизни! Иногда рыба помещалась в ведро и там продолжала плавать в ожидании своей участи.
            Многообразие рыбных блюд было таким, что еще и сегодня можно издать либо отдельную брошюру, либо главу в книге о вкусной и здоровой пище.Это и просто ароматная уха, приготовленная  по какому-то особенному рецепту по которому готовили в монастыре, это и легкие сочные рыбные щучьи котлетки , и замечательный зеленый борщ с жареными карасиками! Одним словом, рыбе оказывалось должное внимание.
          Однажды весной папа, который был главным кондуктором и сопровождал поезд до Приморско –Ахтарска и обратно, привез огромного судака. Размеры привезенной рыбы были не то, чтобы очень большими, а для меня просто они показались просто устрашающими. Приморского гостя удобно уложили на небольшой столик ( длина его была около метра), а хвост свисал со стола. Я подошла поближе , чтобы посмотреть на рыбу:
- Это Царь-рыба ?- спросила я у бабулечки.
-Да что ты,Лилечка, это обыкновенная сула ( так называли судака в нашем краю),- задумчиво произнесла бабушка.
- А вот и нет, это рыбий царь!- возмущенно воскликнула я.
- Да с чего же ты взяла, внученька? Рыба как рыба,-продолжала утверждать бабуля.
-Бабулечка, дорогая давай его отпустим!
-Он уже не сможет плавать, посмотри, твой рыбий царь уже уснул.
 Я смотрела на громадную рыбу, и мне казалось, что ее взгляд тоже устремлен на меня. Погладив судака рядом с угрожающе торчащими плавниками, я ощутила какое-то волнение, почувствовала, какое-то единство с этим безгранично одиноким, обреченным на суровые испытания существом. Необыкновенная встреча произвела на меня неизгладимое впечатление. Во время разделки судака папа обнаружил кольцо с синим камнем.
-Я же знала, знала, что это рыбий царь, и он приготовил кольцо своей невесте!- горько плакала я.
Горе мое было столь велико, что я не ела никаких блюд приготовленных из этой удивительной рыбы, даже от ароматных  рыбных оладушек я отказалась, проявив твердость своего маленького характера. Бабулечка сопереживая, дольше обычного рассказывала вечерние сказки и бережнее обычного расчесывала мои льняные волосы, заплетая две косички с розовыми атласными лентами. Потом она придумала сказку о рыбьем царе, которого никто никогда не мог поймать ,и у  него была невеста, прекрасная золотая рыбка, они поженились и были счастливы.
-Бабулечка, это правда?-, спрашивала я.
-Конечно,- искренне подтверждала бабуля.
-Но он же лежал на столе большой, шершавый и жалобно смотрел на меня!
-Давай придумаем сказку о том, что тебе это приснилось.
    Я закрывала глаза, мне снилось море прозрачное, голубое, пронизанное с берега солнечными лучами, огромная рыба била хвостом по воде и говорила : «Я- рыбий царь!»
         Друзья удивляются, почему я не ем судака. А если мне снится детский морской сон, значит, день будет удачным.
-


Рецензии