Ван Гог - ожившие полотна
В больших темных залах на стены и пол проецировались картины из разных периодов творчества Ван Гога: темные, почти однотонные голландские, яркие полотна парижского периода, нереальные и завораживающие периода клиники Сен-Реми, и захватывающие душу последние картины, написанные перед его самоубийством, в Овер-Сюр-Уазе. Они менялись, переплывая с одной стены на другую, погружая зрителя во внутренний мир самого загадочного художника 19ого века.
Надо сказать, что финансово эта выставка очень выгодна: почти никаких вложений не требуется. Пара полотен винила, проекторы, аренда зала, анонс в Интернете - и огромное количество посетителей. Ведь Ван Гог – это бренд, Ван Гог – это загадка, это целый пласт культурных кодов и гений человечества. Это очень модно. И несмотря на то, что картины, представленные перед тобой в проекции, конечно же, не вызывают такого живого отклика, как подлинные полотна, где ты можешь подойти к картине и рассмотреть каждый её мазок, вовлечение все равно достигается – за счет музыки. Находясь в этом пространстве цветомузыки, постепенно погружаешься в медитативное состояние, в ощущения и взгляд художника.
Безусловно, Ван Гог – это прежде всего цвет. Однажды он сказал: "в ночи намного больше цветов, чем во время дня". Звезды на его картине «Звездная ночь» зеленые, синие, желтые, фиолетовые: так он чувствовал ночное небо. Ван Гог говорил: я свободнее использую цвета, чтобы лучше выразить самого себя. И именно это - самое прекрасное в его полотнах, потому что ты не можешь оставаться равнодушным, глядя на них.
Импрессионизм изобретен гениями. Поэтому импрессионизм, постимпрессионизм. авангард, модерн, - все ставшие популярными направления, выглядят и звучат так жалко и пусто у современных художников. Очень модно пытаться выразить себя, думая, что ты обнажаешь бездны и глубины, а выражать-то нечего! И в итоге на полотнах перед нами предстают гипертрофированные средства художественной выразительности, чтобы скрыть посредственность ярким цветом или необычной геометрической формой. Поэтому современное искусство – это пустой цвет и пустая форма, глядя на которую ты ничего не чувствуешь, кроме жалости и уныния. А Ван Гог был особенным и заплатил своим рассудком за дарованное ему призвание…
Интересно то, что писать Ван Гог стал после двадцати семи лет. Перепробовав много профессий, он стал художником. В этом плане он очень похож на Гогена, который изменил жизнь и стал писать картины после карьеры брокера в тридцать пять лет. У Ван Гога и Гогена были очень непростые отношения, от любви и восхищения до поножовщины. Ссора и расставание с Гогеном во многом послужило катализатором самоубийства художника.
Работа, наиболее поразившая меня - «Пшеничное поле с воронами», написанная незадолго до самоубийства. Умиротворяющие, колосящиеся поля, полные жизни, цвета и покоя. Стая черных тревожных птиц, взлетающих поверх этого спокойного и гармоничного пейзажа, где все хорошо и правильно, привносят в картину ощущение страшного. Знал ли он, когда писал, что тот день, когда он закончил картину, будет последним?
«Цветущее миндальное дерево» - тоже потрясла меня до глубины души. В этом дереве с розовыми цветами столько нежности и тихой радости!
Интересно то, что самые лучшие его картины были написаны 1888-1890, когда он был уже очень болен. Особенно завораживают автопортреты. Лицо написано достаточно схематично, а глаза – живые и реальные. Это создает неповторимое ощущение, как будто из-под маски на тебя направлен пристальный взгляд. После посещения выставки воспоминания об автопортретах и этих необычных глазах остаются надолго.
Несмотря на огромные очереди, отсутствие реальных живых полотен и очень большое количество людей в залах, я бы рекомендовала всем посетить эту выставку. Она погружает в особенное настроение, помогает ощутить, что в жизни всегда есть нечто большее, есть творчество, есть прекрасное и недосягаемое. И пусть современное искусство не рождает творцов, но хотя бы в цифровом варианте, ты всегда можешь прикоснуться к талантливому и безумному, одинокому и божественному художнику – Винсенту Ван Гогу.
Свидетельство о публикации №214020101572
еще музыкальное сопровождение
усиливают впечатление.
можно увидеть неповторимый штрих кистью
многое , многое еще
да еще письма к Тео, по которым мы хоть что-то знаем о В.Г.
Спасибо
Александр Артов 01.02.2014 16:47 Заявить о нарушении