Эксплик. Чайка

«Чайка» пьеса А.П.Чехова

Творческая работа (режиссура)


Анастасия Владимировна Акудович





;
1.«Своеобразие пьесы»:
Пьеса представляет собой постановку с пластическими вставками, выдержанную в концепции Е.Гротовского (Концепция бедного театра). Центральная тема постановки – судьба человека в искусстве, жанр постановки – трагикомедия.

2.«Эпоха»:
Время описанное в пьесе – конец 19 века (90-е годы).Комедия создается тогда, когда на литературном поприще сталкиваются классика и декадентство, что и отражается в произведении драматурга в виде противостояния различных концепций искусства. 

3. «Обоснование выбора»:
  -Чем пьеса интересна, как литературное произведение:
  «Чайка» была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. «Чайка» много проблемное произведение. В нем отражены вечные вопросы, присущие любому классическому произведению, находящие отражение в современной жизни.  Для «Чайки» характерно «отклонение от нормы» в отношениях людей. История  пьесы необычна, она построена на основе символизма, и в то же время восходит к народно-поэтическому представлению о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица.
-Чем интересна пьеса, как возможная постановка:
Пьеса имеет множество «тематических узлов», каждый из которых может быть развернут на усмотрение режиссера (любовь (безответная, тайная, созидающая), судьба человека, отношения в семье, природное начало всего, восприятие нового и т.д.). «Чайка» не имеет в своем строении завершения – предоставляется возможность свободной мысли, то, что станет с героями, зависит от задумки режиссера. «Чайка» - представляет собой неограниченное пространство для творческих идей и исканий.

4. «Тема»:
Это пьеса о молодом и амбициозном юноше, который пытается внести новое слово в мир творчества, но сталкивается с непониманием и отторжением собственных идей, что заставляет его поддаться рутине повседневности, превратиться в жертву собственных чувств. Он тот, кто дает жизнь теням – тем, что являются ничем иным как человеческими мыслями и эмоциями, под их давлением герой и погибает.

5. «Мысль, утверждение, сентенция, которой подчинено всё действие»:
• «Любовь подобна паутине, окутывающей и пронизывающей весь мир, а мы здесь пауки, плетущие эту божественную паутину».

6. «Сверхзадача»:
Провести параллель между мыслями, эмоциями и нашей жизнью. Необходимо  донести до зрителя идею о том, что мы сами вершители своей судьбы, мы первопричина, мы порождаем то, что нас окружает.


7. «Конфликт»:
  Главный конфликт:
  -Между жизненными обстоятельствами и душевными порывами. Столкновение устремлений героев с жизнью рождает трагический конфликт пьесы.
  Побочные конфликты:
-Между назначением человека в этой жизни и отсутствием возможности реализации своего предназначения.






8. «Композиционное построение спектакля»:
• Экспозиция: Предпремьерная суета в усадьбе Сорина. От слов: «Так вы перед началом пришлите сказать….»
1)разговор Маши и Медведенко.
2)беседа Сорина и Треплева.
3) подготовка к спектаклю.
4) приезд Нины.
5) признание Треплева в любви к Нине.
До слов: «В вашей пьесе мало действия, одна только читка…»
• 2. Завязка: Начало спектакля
От слов: «Становится сыро. Вернитесь наденьте калоши…»
1) Приход зрителей.
2) Перепалка Треплева с матерью.
3) Вступительное слово Треплева.
4) Игра Нины в театре Треплева.
5) Ссора Аркадиной и Треплева.
До слов: «Виноват! Я выпустил из вида, что писать пьесы и играть на сцене могут только немногие…»
• 3. Развитие действия: Обыденная жизнь необычных людей.
От слов: « Это справедливо, но не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный…»
1) Симпатия Нины к Тригорину.
2) Ссора Аркадиной и Шамраева.
3) Подарок Нины Тригорину.
4) Отъезд Аркадиной и Тригорина.
5) Предательство Тригорина.
6) Обморок Сорина.
7) Возвращение Аркадиной и Тригорина.
До слов: «Как знаешь. Петруша, ужинать!.....»
• 4. Кульминация: Приход Нины к Треплеву.
От слов: «Я так много говорил о новых формах…»
1) Размышления Треплева о новых формах.
2) Появление Нины.
3) Признание Треплева Нине в былых чувствах.
4) Отказ Нины.
5) Отъезд Нины.
До слов: «Нехорошо, если кто-нибудь встретит ее в саду и потом скажет маме…»
• 5. Развязка: самоубийство Треплева.
От слов: «Красное вино и пиво для Бориса Алексеевича…»
1) Веселье в усадьбе Сорина.
2) Самоубийство Константина Гавриловича.
До слов: «дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»




9. «Событийный ряд»:
Исходное: предпремьерная подготовка спектакля.
Основное: провал спектакля. Первая попытка суицида.
Центральное: приезд Заречной к Треплеву.
Финальное: самоубийство Треплева.
Главное: премьера спектакля.






10. «Распределение ролей. Какие актеры могли бы сыграть роли в спектакле?»
РФ. Курск:
Константин Гаврилович Треплев - Михаил Тюленев (Актер Курского Драматического театра)
Ирина Николаевна Аркадина - Левчук Татьяна Владимировна (актер Курского ТЮЗа)
Петр Николаевич Сорин - Николай Шадрин (Актер Курского Драматического театра)
Илья Афанасьевич Шамраев - Александр Швачунов (Заслуженный артист России, Актер Курского Драматического театра)
Полина Андреевна - Людмила Скородед  (Заслуженная артистка России, Актриса Курского Драматического театра)
Маша - Юлия Гулидова (Актер Курского Драматического театра)
Борис Алексеевич Тригорин – Максим Карпович (Актер Курского Драматического театра)
Евгений Сергеевич Дорн - Эдуард Баранов (Заслуженный артист России, Актер Курского Драматического театра)
Семен Семенович Медведенко  - Евгений Сетьков (Актер Курского Драматического театра)
Нина Михайловна Заречная - Светлана Сластенкина (Актер Курского Драматического театра)
Яков - Сергей Тоичкин (Актер Курского Драматического театра)

РБ. Гомель:
Константин Гаврилович Треплев –Дмитрий Байков (Актер Гомельского Драматического театра)
Ирина Николаевна Аркадина –Анна Ковалькова (Актер Гомельского Драматического театра)
Петр Николаевич Сорин – Федор Иванов (Заслуженный артист РБ., Актер Гомельского Драматического театра)
Илья Афанасьевич Шамраев – Владислав Карако (Актер Гомельского Драматического театра)
Полина Андреевна – Людмила Корхова (Заслуженная артистка РБ., Актер Гомельского Драматического театра)
Маша – Анна Барташевич (Актер Гомельского Драматического театра)
Борис Алексеевич Тригорин – Кордик Павел (Актер Гомельского Драматического театра)
Евгений Сергеевич Дорн - Титов Владимир (Актер Гомельского Драматического театра)
Нина Михайловна Заречная – Ольга Доценко (Актер Гомельского Драматического театра)
Семен Семенович Медведенко  - Григорий Журавлев (Актер Гомельского Драматического театра)
Яков – Александр Лавринович (Актер Гомельского Драматического театра)


Рецензии