Эксплик. Тартюф

Анализ пьесы:
1. «Обоснование выбора».
• Чем интересна пьеса как литературное произведение:
    Для читателя Пьеса Жана-Батиста Мольера должна быть интересна не только своим захватывающим сюжетом, но и историей своего рождения. Знакомство с этой комедией позволяет узнать историю Франции во второй половине 17 века. Мольер написал сатирическую пьесу, в которой разоблачает «Общество святых даров» — тайное религиозное учреждение, которое старалось подчинить своей власти все сферы жизни в стране.  Людям, не увлеченным историей, тоже будет интересно прочесть эту комедию. Яркие образы, комические ситуации, легкий и понятный язык – всё это увлекает читателя, погружая в удивительный мир французской классики.

• Чем интересна пьеса как возможная постановка:
        «Тартюф» Мольера – комедия удивительная! Ещё при жизни автора она принесла ему больше горя, чем славы, и потом – на протяжении трех с половиной столетий – успех в зале сопутствовал травле в жизни. Что же удивительного в этой пьесе? Вроде бы у Мольера всё понятно: злодей – зол, скупой – скуп, хитрец – хитер. По душевной простоте может показаться, что смотреть на такую пьесу из зала малоинтересно: сразу всё ясно, а играть, пожалуй, просто и скучно… Но почему же тогда из года в год этот спектакль появляется в репертуаре театров?  В этой пьесе стоит разобраться, чтобы можно было увидеть за ней нечто большее, чем простую комедию, и уже тогда, пьеса становится действительно, любима.
       Я взяла эту пьесу для режиссёрского разбора, так как уверена в том, что она весьма актуальна для нашего времени. Откинем эпоху действия и увидим прежде всего людей. Страсть и переживания, которые их обуревают, совершенно не зависят от эпохи. Сейчас мы живем там, где тартюфы на каждом шагу: «Эпоха Мольера прошла, а подлецы вечны». Но это касается не только одного героя пьесы. В каждом из персонажей современный зритель может узнать себя или человека, сидящего рядом. Несомненно, подобная пьеса  обогатит афишу любого театра. Важно, чтобы рядом с постановками родных авторов соседствовали и такие постановки как французский «Тартюф»: театр не должен иметь государственных границ.
       Данная пьеса является примером того материала, работа над которым может быть бесконечно долга. Автор не дает нам полного описания героев, их образы могут быть домыслены, а методы воплощения постановки на сцене будут зависеть от фантазии режиссера. Пьеса «Тартюф, или обманщик» - произведение классической литературы, в которой соблюдается правило трех единств, что дает возможность сосредоточить всё внимание не на смене картин, не на том, как будет меняться характер героя, а на самом действие и поиске новых режиссерских решений.


2. «Автор. Эпоха. История пьесы».
• Жан-Батист Мольер:
     Жан Батист Мольер (1622-1673) - один из крупнейших драматург-классицист XVII в., живший во Франции в эпоху Просвещения. Его творчество было сосредоточено в пределах комедийного жанра. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм Жизнь Жана-Батиста была посвящена театру. В 21 год он открыл «Блистательный театр» в Париже, который просуществовал два года. Позже Мольер организовал бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой.
Постановка при дворе комедии «Тартюф» стала самой спорной постановкой Мольера, так как нанесла серьёзный удар по католической церкви. В пьесе раскрывалась преступность церкви, лживость её морали. Стоит заметить, что в изначальном варианте Тартюф имел духовный сан, но во избежание запрета пьесы, Жан-Батист «снял» с героя сан, сделав обычным святошей.
До самой смерти Мольер не оставил театр. Умер он в нем же, спустя несколько часов, как сыграл главную роль в спектакле «Мнимый больной».





• Эпоха:
         Франция XVII века является классическим примером самодержавия. Уже при Генрихе IV воля короля становится высшим критерием государственного порядка.
В это же время происходит переосмысление старых философских категорий, связанное с развитием науки и вызывающее новое толкование общественных проблем. Уже в конце XV века рождается новая реалистическая политика с чисто светским характером.
Новые теории государства исключают божественное происхождение королевской власти.
• История пьесы:
     Пьеса Ж.Б. Мольера была написана во Франции (1664 год. «Тартюф, или лицемер»).  Работа Ж.Б. Мольера имеет несколько переводов на русский язык (И. Кропотов  «Тартюф, или Лицемер», Н. И. Хмельницкий, «Тартюф», М. Л. Лозинский, «Тартюф, или Обманщик»). Комедия построена согласно основным правилам классицизма и делится на 5 актов. В ней скрупулезно соблюден принцип трех единств: действие происходит в одном месте - в Париже, в доме зажиточного купца Органа, события развиваются на протяжении суток  Дошедший до нас «Тартюф, или обманщик» совсем не тот, каким он был раньше. История создания этого произведения по-своему уникальна и интересна. Мариана, Валер, судебный пристав появились в комедии позже, чем другие герои пьесы, когда под влиянием религиозных организаций, Мольер был вынужден снять с Тартюфа рясу. Во второй редакции героя звали Панюльф, а сама пьеса называлась – «Обманщик». Стоит отметить, что в основу художественного образа легли реальные действия, совершаемые членами «Общества святых даров». Они, являлись, по сути, тайной полицией, проникали в дома,
собирали сведения о живущих и сдавали их как за совершенные, так и за вымышленные преступления         В 1667 г. Мольер показал на сцене второй вариант «Тартюфа». Герой был переименован на Панюльфа, комедия шла под названием «Обманщик», особенно острые сатирические места были изъятые или же смягченные. Успех пьесы был неистовым, но ее снова запретили после первого, же спектакля. Наконец, в 1669 г. он поставил третий вариант «Тартюфа». На этот раз Мольер усилил сатирическое звучание пьесы..
      Первое представление на русской сцене — 22 ноября 1757 года в Петербурге, 21 апреля 1761 — в Москве.
 


3. «Тема и идея пьесы»
• Тема – Противопоставление здравой веры фанатизму. Противоречие между явным и кажущимся, маской и лицом.

• Идея – Люди пытаются отыскать что-то или кого-то, кто был бы достоин любви и поклонения, в кого можно было бы верить. В этой вере их безопасность, надежда, что есть кто-то или что-то, ради чего стоит жить, но в итоге получается, что этим «кем-то» оказываются наши близкие.



4. «Предлагаемые обстоятельства».
          Действие происходит во второй половине 17 века, во Франции, Париже, доме почтенного Оргона, который знакомится с Тартюфом и приводит его к себе. Вскоре должна произойти свадьба Валера и Марианы. Вся семья, кроме Оргона и его матери отрицательно относятся к «святоше», но глава семейства рьяно настроен оберегать интересы г-на Тартюфа.





5. «Краткое содержание пьесы «Тартюф, или обманщик».
          В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости. Из всех домочадцев восхищение Оргона праведником разделяла лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе  — лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.
          Домашним Оргона опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам.
          Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис — в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, — его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери. 
          Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа значило бы стать предметом насмешек всего города, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.
          Мариана была готова покориться воле отца — так ей велел дочерний долг, в порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Дорина убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, ей не удалось.
         Вскоре выяснилось,  что Тартюф неравнодушен к жене Оргона и он предлогает Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и она соглащается, но с условием, что он отказывается от идеи свадьбы. Дамис, подслушав разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, и в гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.
Эльмира не могла терпеть— коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном — в высоко нравственности праведника, — Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.
          Тартюф сразу клюнул на притворные речи и попросил  получить от неё осязаемый залог нежных чувств. Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.
Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.
          Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.
Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. К великому своему — и всеобщему — изумлению, он услышал, что арестован. Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.
Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.
6. «Фабула».
Жители дома Оргона рьяно спорят о госте их дома, г-не Тартюфе. В доме вскоре должны были бы играть свадьбу, но Оргон, хозяин дома, всё больше попадает под влияние мошенника, и соглашается отменить данное дочери слово и собирается выдать Мариану замуж за Тартюфа. Брат Марианы пытается во всем разобраться, но узнает то, что г-н Тартюф влюблен в его мачеху и рассказывает всё своему отцу. Оргон остается слеп, идет на конфликт с сыном и подписывает на Тартюфа дом и отдает ему ценный ларец. Желая показать мужу истинное лицо лжеца, Эльмира назначает Тартюфу встречу, которая открывает хозяину дома глаза на всё происходящее. Г-н Тартюф выставлен из дома, но ненадолго. Лжец возвращается с королевским офицером, но тот признает виновным его. Дом вновь становится имуществом Оргона, а Валер и Мариана вновь получают благословление.

7. «Событийный ряд»
• Экспозиция:  Первый акт комедии.
Здесь мы знакомимся с основными персонажами: Главой дома Оргоном, его матерью госпожой Пернель, его второй женой – Эльмирой и детьми – сыном Дамисом и Марианной. Так же мы встречаем шурина Оргона Клеанта и бойкую на язык служанку Дорину. Тартюф, вокруг которого разгорается интрига на сцене не появляется, но все персонажи так или иначе характеризуют его.
• Завязка – Второй, акт комедии.
Оргон хочет насильно выдать свою дочь замуж за тартюфа, нарушив слово, данное другом жениху (Валеру).
• Развитие действия: Третий акт комедии.
В третьем акте появляется сам Тартюф. Действие осложняется, напряжение нарастает. Оргон упорствует в своих заблуждениях и лишь с большим трудом  домочадцам удается раскрыть  ему глаза. Рассчитывая на брак с дочерью, Тартюф вовсе не прочь приударить за хозяйкой дому.
• Кульминация: Четвертый акт комедии.
В четвертом акте его лицемерие окончательно разоблачается, когда Оргон воочию убеждается в лживости своего «святого» друга.
• Развязка: Пятый акт пьесы.
Пятый акт показывает результаты глупой доверчивости Оргона. Воспользовавшись его неостарожностью, Тартюф пытается завладеть имуществом Оргона, а так же обвиняет его в связи с мятежниками. Конец комедии, изображающий, как по воле короля восстанавливается справедливость, выглядит несколько искусственно

8. «Сверхзадача».
Необходимо показать разницу между верой и фанатизмом, и донести до зрителей будущего спектакля идею о том, что нельзя отдаваться беспрекословной вере кому-то или чему-то, необходимо прислушиваться к голосу наших близких и оценивать события объективно и беспристрастно.

9. «Конфликт пьесы».

• Основной конфликт:
 – Борьба между здравым смыслом и иллюзией.
• Побочные конфликты:
-Столкновение лицемерия и благочестия.
- Столкновение интересов большинства с единичным мнением.
- Столкновение моральных принципов и чувства долга.
- Конфликт старшего и младшего поколений.
10. «Характеристика героев».
• Г-жа Пернель — мать Оргона. Женщина в годах, привыкла руководить и держать ситуацию под контролем. Самоуверенная, с домочадцами ведет себя грубо, очень набожна, боится слухов и дурной молвы.
• Оргон — муж Эльмиры. На службе показывал себя как храбрый человек, но с появлением Тартюфа «готов забыть то, что есть на свете», трепетно относится к гостю, невнимателен к домочадцам, рассеян, но великодушен и добр, он бывает вспыльчив и в своей горячности несправедлив.
• Эльмира — жена Оргона. Любит красиво одеться, ходит в бархате, кружевах. Она хранительница домашнего очага. Добрая женщина, верная жена, искренне переживает за судьбу своей семьи.
• Дамис — сын Оргона. Имеет вспыльчивый характер, говорит всё открыто, прямо в лицо, бабушка называет его сорванцом. Рьяно отстаивает правду.
• Мариана — дочь Оргона, влюблённая в Валера. Тихня, скромница. Во всем слушает отца, так как считает, что это её долг. Робкая, с волнением и трепетом относится к чувствам. Гордая, ради любви готова отказаться от всего, что имеет.
• Валер — молодой человек, влюблённый в Мариану. Он вольнодумец, говорят, что игрок. Ревнивый, немного робок, боится потерять Мариану.
• Клеант — брат Эльмиры, шурин Оргона. Уверен в себе и собственных силах, справедливый, взывает к благородству, уважительно относится ко всем жителям дома. Для него характерны житейская мудрость и высокая принципиальность.
• Тартюф — святоша. Лжец под личиной праведника. Речь хорошо поставлена, говорит большими красивыми предложениями, тайный распутник. Румяный, дородный, много ест и спит, лицемер, двуличный человек. Интересно то, что он сам не догадывается о том, что он лицемер. Для него это вовсе не порок, а условие выживания, более того,  основной жизненный принцип.
• Дорина — горничная Марианы. Не боится высказывать своё мнение, хорошо знает семью, выступает за справедливость и честность, верит в настоящую любовь, любопытна, высказывает идею о том, что за счастье нужно бороться.
• Г-н Лояль — судебный пристав (фр. loyal, законный). Мольер умышленно даёт это имя человеку, подкупленному Тартюфом.









Воплощение пьесы:
11. «Особенности будущей постановки».
Жанр: Комедия.
Состоит из 2 актов.
Стержнем сюжета будущей постановки становится не разоблачение интриг жуликоватого святоши, тем более не разоблачение общепринятой фальши в мире богатых и сильных.  Это попытка осознания на новом уровне рокового вопроса - «быть и казаться». Источник лицемерия - в каждом человеке, причем, как оказывается, связано это с нашей потребностью в воплощении идеала, с желанием видеть мир таким, каким мы рисуем его себе в самых сокровенных мечтах
Представляет из себя постановку с пластическими вставками, которые начинают её.
   На главный план спектакля выходит не обманщик-Тартюф, а жители дома. Каждый из них показан в своих красках. Присутствие Тартюфа позволяет раскрыть их истинные переживания, их настоящее лицо. Все мы не идеальны, а в данном спектакле, наша нелепость и угловатость, скрытое лицемерие  выводится на новый уровень. Кто мы на самом деле? Что нами движет?

• Оргон хотел получить в свое распоряжение совершенного человека, он хотел, чтобы его подарил своей дружбой идеальный праведник. Почему? Почему Тартюф дороже ему жены, детей? - Да потому что жена, дети - такие, какими их создал Бог - другие, самостоятельные, со своей человеческой активностью, противоречащей идеальным представлениям Оргона. Тартюф же - всецело создание своего хозяина. Он становится таким, каким его хочет видеть Оргон: совершенным, набожным человеком, великодушным, ведущим благочестивые беседы, вникающим в положение других людей, оберегающим честь жены Оргона, при этом тихим и скромным. Таково условие. Если бы Тартюф не «стал» таким, он бы просто не попал в дом Оргона.
• Тартюф по самой своей природе приживальщик. Хозяин хотел воплощения иллюзии? - Он его получил. Зачем же было с помощью хитрых уловок разоблачать искомую иллюзорность? С точки зрения Тартюфа один человек для другого вообще ничего не может сделать, кроме как разыграть на заказ лицемерный спектакль, стать таким, каким от тебя требуют. И если богатые, власть имеющие могут по отношению к нижестоящим выступать «заказчиками» подобного узаконенного лицемерия, то и «исполнители» вольны требовать «компенсации» за принятие на себя роли того, кем по сути они не являются. Так сверху донизу организовано по Тартюфу все общество. Поэтому перед человеком стоит лишь один вопрос: как добиться власти, гарантирующей тебе место «заказчика» в этой системе всеобщего лицемерия.
• Эльмира. Набожный и скромный с Оргоном, Тартюф страстен и красноречив с его женой, настолько красноречив и пылок, что Эльмира не может не заметить выгодного отличия ухажера от своего мужа. Угрожая Тартюфу, что передаст его страстные признания Оргону, хозяйка вовсе не стремится избавиться от приживальщика. Ей нужен «обезвреженный» Тартюф, который мог бы теперь стать «человеком под нее».
• Дамис. Но это совершенно не нужно подстроившему западню Дамису. Ведь с приходом в дом Тартюфа ему достаются теперь только «вторые роли». И Дамиса, и Марианну Тартюф раздражает прежде всего тем, что он является воплощением чаяний их отца и бабки (религиозно-пуританских чаяний, когда в дом перестали ездить гости и нет веселья).
• Между прочим, все они непрерывно демонстрируют Тартюфу, что он прав: один человек всё время стремится превратить другого в куклу, заставить «играть под себя». Однако добиться тут успеха можно лишь, если кто-то возьмет на себя труд добровольного лицемерия. Причем, Тартюф уверен: любая ложь здесь оправдана уже тем, что от тебя лжи и ожидают. Только остальные желают этой лжи подсознательно, он же вполне осознанно пользуется открытым им универсальным механизмом человеческих отношений. Тартюф настолько уверен в безотказности действующего принципа, что предлагает эту «игру» даже служанке Дорине, даже Марианне. Он понимает, конечно, что они его терпеть не могут, но он же разыгрывает перед Оргоном нежного друга, пусть и другие разыграют перед ним доброжелателей, тем более, что его положение в доме (непрерывно укрепляющееся) их к тому обязывает. Подсознательно Тартюф все время пытается поставить других на свое место, загнать их в положение вынужденных лицемеров. Это ему, кстати, почти удается, когда после истории с опасными бумагами, отданными ему на сохранение Оргоном, Клеант советует всем быть с Тартюфом поласковее. Никакого заранее обдуманного плана погубить Оргона у Тартюфа нет. Он ведь даже ничего хозяина прямо для себя не просит. И имущество, и рука Марианны ему навязываются Оргоном (чтобы сильнее привязать, сделать совсем уже «под себя»). Он, быть может, и рад был бы лицемерно разыгрывать «своего» перед каждым в этом доме. Но вот беда - не в состоянии же он, в самом деле, быть одновременно и таким, и таким, и таким. Конечно, он предусмотрителен и стремится себя обезопасить, советуя Оргону отдать ему на сохранение сундучок с опасными документами. Но ведь он же понимает, в какой враждебной атмосфере ему приходится жить. Ведь на него охотятся в полном смысле слова, ставят ловушку за ловушкой и Дамис, и Дорина, и Эльмира. Когда же притязания Тартюфа на жену Оргона разоблачаются, и его изгоняют, он считает себя обманутым, следовательно, имеющим право мстить. Еще бы! Он честно играл свою роль, а Оргон недоволен, хотя разрушил иллюзию своими же руками. Критика Мольера в этой комедии очень глубока. Это не обличение порочной сущности некого пройдохи, умеющего втереться в доверие к богатым и знатным. Это попытка осознания на новом уровне все того же рокового для XVII в. вопроса - «быть и казаться». Источник лицемерия - в каждом человеке, причем, как оказывается, связано это с нашей потребностью в воплощении идеала, с желанием видеть мир таким, каким мы рисуем его себе в самых сокровенных мечтах.


 
12. «Тема и идея будущей постановки».

• Тема – Кто мы есть, а кем мы хотим казаться.

• Идея –  Чтобы увидеть человека настоящим, необходимо либо оставить его наедине с собой, либо столкнуть лицом – к лицу с новым, пугающим, неизвестным для него явлением.

13. «Сверхзадача постановки».
• Необходимо донести до зрителя идею о том, что на любой предмет нашей жизни нужно смотреть под разным углом восприятия.  Реальная действительность – есть порождение наших действий и эмоций.


Рецензии
Хорошо подан материал, благо дарю! Хорошо бы привести примеры из текста, особенно монологи!

Николай Виноградов 5   29.04.2024 17:17     Заявить о нарушении