Jingle Bells, или Большое Рождественское ограблени

Провинциальная российская глубинка. В маленьком, но уютном иностранном отделе областной библиотеки 25 декабря идет очередное заседание «Аглицкого клуба». Завсегдатаи --- пенсионеры и студенты. Пара гостей-читателей. Приглашенная настоящая американка из какого-нибудь легендарного города Каламазу.

Теплая праздничная атмосфера. Чаевничаем за сдвинутыми в один столами. Беседует интенсивно на Simple English. Кто-то принес компакт-диск с соответствующими празднику  песенками.

После нескольких несложных викторин на языке Шекспира и Барака Обамы  председательствующий вдруг спрашивает, невинно округлив глаза: «А кто автор песни Jingle Bells?».

Вот те раз. Среди любителей великого могучего английского языка и поклонников англоязычной культуры никто даже не слышал имя Пьерпонт! Человек старался, сочинил песню, которая  звучит сегодня буквально в каждом доме на всех континентах (включая ледяную Антарктиду), а люди не могут вспомнить автора.

Далее следует следующий коварный вопрос: «Какой гонорар получил гениальный американец за свою феноменальную новогоднюю песню? Просьба учесть, что  авторские права в США уже существовали и разницу в курсе доллара тогда, полтора столетия назад, и сейчас».

Посыпались догадки по нарастающей: 50 долларов, 100, 400, 700… Щедрее всех оказалась гражданка США,  предположившая смело, что создатель Jingle Bells заработал на своей песенке  десять тысяч баксов.

Председательствующий выдержал мхатовскую паузу и сообщил собравшимся, что автор общепланетарного хита не получил за свое детище ровным счетом ни-че-го!




Кто вы, мистер Пьерпонт?

У Джеймса Лорда Пьерпонта прекрасная, по американским меркам, родословная и биография --- хоть сейчас на киноэкран.

Рожден и воспитан юный Джеймс в лоне унитарианской церкви. Это ответвление протестантизма всегда связывалось не только с единосущным Богом, но и с постоянной борьбой за права человека. Переехав из Англии в Америку, унитарианцы защищали индейцев, негров, женщин. Самым известным приверженцем унитарианской церкви был автор романа «Над пропастью во ржи» талантливый и строптивый писатель Джером Дэйвид Сэлинджер.

Отец будущего композитора был пастором бостонской унитарианской церкви, боролся с рабством и писал стихи. По отцовской линии Джеймс Пьерпонт приходился родным дядей  олигарха, финансиста, банкира и мультимиллионера Джона Пьерпонта Моргана.

Мэри Шелдон Лорд, выйдя замуж за протестанского священника родила ему шестерых детей, которым и посвятила свою жизнь.
В десять лет Джеймсу пришлось оставить родной Бостон, когда отец отвез его в штат Нью-Гэмпшир и устроил учиться в интернат. В одном из писем матери Джеймс с восторгом описал поездку на санях по заснеженным декабрьским полям. Впрочем, вольнолюбивому отроку учеба в интернате явно не понравилась и в четырнадцать лет, подкопив деньжат, он сбежал на море и стал китобоем на корабле под названием «Акула». Еще через четыре года пришла призывная повестка и Джеймс Пьерпонт оказался на военном флоте, где  прослужил от звонка до звонка три года.

Два года после армии пролетели в поисках места в жизни, после чего Джемс вернулся в семью. Отец его в этот время был переведен в городок Трой (штат Нью-Йорк). Джеймс помогал Пьерпонту-старшему и играл на органе во время богослужений. Молодой органист с привлекательной внешностью и романтической биографией «морского волка» приглянулся местной девушке, которую звали Миллисент Кауи. Когда церковное начальство перевело Джона Пьерпонта в городок Медфорд (штат Массачусетс), сын последовал за ним, чтобы помочь обосноваться на новом месте.

Увлекшись слухами о Диком Западе и возможности мгновенно сколотить состояние, Джеймс оставляет жену и детей на попечение Пьерпонта-старшего, а сам устремляется на другой конец страны. В Калифорнии в самом разгаре была Золотая Лихорадка. Погоня за фортуной привела моряка-музыканта в Сан-Франциско, где он освоил профессию фотографа  и вложил все накопленные деньги в фото-студию. Дела шли блестяще, фотография была в большой моде, а потом бизнес лопнул из-за катастрофической случайности. Случился пожар и Пьерпонт-младший потерял в огне все и остался у разбитого корыта. За финансовой трагедией последовала семейная --- в 1853 году  скоропостижно скончалась любимая жена Миллисент.

На сей раз руку помощи Джеймсу протянул его брат Джон Пьерпонт-младший. Получив приход в городке Саванна (штат Джорджия), Джон устроил Джеймса к себе на должность церковвного органиста и хормейстера. В виду стесненных финансовых трудностей приходилось подрабатывать на стороне уроками игры на органе и вокала. Легендарный орган, на котором музицировал автор Jingle Bells, в настоящее время перешел во владение Университета штата Флорида.







.


Рецензии