Об Аргунове, Левицком, Боровиковском...

- Наш рекомендательный список  -

Об Аргунове, Левицком, Боровиковском…

В филиале Протвинской городской библиотеки мне  предложили взять почитать книгу из новых поступлений. Автор Н.И.Глинка «Беседы о русском искусстве. XVIII век». Выпущена Санкт-Петербургским Издательским домом «Книжный мир» в 2001 г. Перелистав ее, найдя в ней множество неизвестных и десятка полтора замечательных цветных иллюстраций, я охотно взяла книжку, и дома сразу же стала ее читать. И уже с первых страниц поняла, какой бесценный дар попал мне в руки. Не часто встретишь обзорную книгу, написанную живым, сочным, образным языком, с подбором редких исторических фактов, с не сухими, а эмоциональными теоретическими доводами. Автору  книги все это очень удалось.

И тогда я обратила внимание на аннотацию, где прочла, что «Наталья Ивановна Глинка – кандидат исторических наук, виднейший специалист старшего поколения по истории русской культуры. Занимаясь главным образом архитектурой, она посвятила несколько книг и статей творчеству зодчих XVIII-XIX веков. Книга «Державин в Петербурге» показала широту ее интересов, обширность знаний и несомненный литературный дар.

Наталья Ивановна создала несколько книг для юношества. Первая из них – «Строгий, стройный вид…» (во втором издании «Красуйся, град Петров…») стала настольной для школьников старших классов, изучающих краеведение, полюбилась она и взрослым. В ней ярким и образным языком автор рассказала о золотом веке архитектуры Петербурга  от его основания до 1830-х годов.

Новая книга о «знатнейших художествах» (наиболее значительных, важных) является как бы продолжением и углублением предыдущей. На достоверном материале автор показывает взлёт русской архитектуры, живописи, скульптуры в XVIII веке.
Давно ушедшая эпоха предстает перед читателями в колоритных образах реальных людей и потому сложная проблема рождения и становления русской самобытной национальной художественной школы становится близкой и понятной».

Вот и получилось, что мы почти полностью переписали аннотацию. Сожалею, что не читала прежде созданных ею книг, зато охотно кратко проанализирую выше названные «Беседы…»

Книга, прежде всего, интересна тем, что она чётко выдерживает временную хронологию. Помните, у Пушкина? «Мы все учились понемногу, /Чему-нибудь и как-нибудь…» В области искусства примерно так училась и я. Понемногу, по чуть-чуть из разных источников; обо всём знаешь что-то примерно, поверхностно, в любой момент можешь всерьёз перепутать XVIII век с предыдущим или  с последующим. Эта книга  –  хронологически точна и выдержанна. Вместо предисловия  –  маленький познавательный обзор  –  от русской иконы, парсуны  –  к портрету, от XI века  –  к  XVII, XVIII.

А  в первой главе  “Петра творенье”  читаем о первых русских зодчих, а также иностранцах, приглашённых царем и его приближенными. О Доменико Трезини, Иоганне Готфриде Шеделе, Жане Батисте Александре Леблоне, зачинавших застройку Петербурга. Узнаём и новые фамилии русских талантливых зодчих и художников – И.П.Запрудного, А.Ф.Зубова, М.Г.Земцова; «финифтяных дел мастеров»  Григория  Мусикийского и Андрея Овсова. В иллюстрациях видим картины первых иностранных живописцев  России Луи Каравакка, Иоганна Таннауэра, писавших портреты цесаревичей и дочерей Меньшикова, придворных вельмож, а также картины первых «из нашего народа добрых мастеров» Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Замечательные, прекрасные работы! Сохраняемые ныне в известнейших русских музеях и картинных галереях.

Здесь же вы прочтёте о первом в России иностранном скульпторе Бартоломео Карло Растрелли и первых русских «живописных дел мастерах» Алексее Антропове, Иване Вишнякове, Иване Аргунове. Насладитесь просмотром напечатанных здесь их работ, черно-белых и цветных, а из комментариев автора  узнаете  многие подробности  из жизни этих людей, истории создания их портретов и т.д.

В главе третьей описана история замышления и создания первой в России «Академии трёх знатнейших художеств». Узнаете, что у истоков её стояли граф Иван Шувалов и Михайло Ломоносов, а после её учреждения  –  в 1758 г. в ней стали преподавать приглашённые иностранные мастера, и русские, такие как архитектор Александр Кокоринов, бывшие ученики Ивана Аргунова  художники Антон Лосенко, Иван Саблуков, Кирилл Головачевский, позднее  –  Федор Рокотов и др.

Много, много чего интересного, ребята, узнаете вы, если прочтёте эту книгу. Воспитанниками Академии были и Василий Баженов, и Федор Волков, и первые русские скульпторы Федот Шубин, Федор Гордеев, Феодосий Щедрин, Иван Мартос, Иван  Козловский (автор известных скульптурных памятников А.В.Суворову, Александру Македонскому, композиции «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе и др.).

Книга интересно, продуманно скомпанована: после общеобзорной первой части - вторая часть её посвящена (отдельными главами) таким большим талантам как Ф.С.Рокотов, Ф.И.Шубин, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, где даны обозрения русской живописи XVIII века (портрет, в основном), и скульптуры (Федот Шубин) во всём блеске, великолепии, в прославлении русской красоты, гармонии, величия, с прекрасными иллюстрациями. Сама  история российская запечатлена в этих картинах, скульптурах. Российский дух восхищает в этих лицах, улыбках, взглядах…

В «Заключении» книги – кратенький итог о том «Что же произошло с русским искусством в XVIII веке?», и далее даны словарь терминов и понятий, именной указатель, список литературы. Всё то, что может пригодиться тому юному читателю, кто всерьёз изучает историю искусств, интересуется его истоками, загадками, тайнами.
Возьмите эту книжку в библиотеке – и вы не пожалеете о том. Она, что называется,  поднимет ваши внутренние чувства на нужную высоту, а, может быть, даже вызовет в вас состояние полного восторга перед русской историей, культурой, талантливостью народа.
2003 г.
В.Лефтерова

(«Эксперимент», №1(7) /2003, с.40)


Рецензии