Армавир-Туапсинская железная дорога. 1909 г

НА ФОТО: Мост на Армавир-Туапсинской железной дороге. Автор: Светлана. Фотки.Яндекс.

***

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА
АРМАВИР-ТУАПСИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Приступая к дальнейшим работам по организации Общества Армавир-Туапсинской железной дороги, мы можем уже, с чувством удовлетворения, оглянуться на пройденный путь; главная часть уже сделана, дело стоит на твердых ногах; остается придать всей работе тот законный характер, без которого как будто не все еще сделано, - характер глубоко общественный.

В настоящее время постройка дороги начата, в течение текущей осени земляные работы на равнинном участке – Армавир-Белореченская – будут закончены, весною начнется укладка шпал и рельс, а к июлю будущего года откроется временное движение на этом участке. С весны начнутся работы в горах и Туапсинском порту, а к 1912 году все работы будут закончены и откроется постоянное движение по всей линии.

Но работы работами, они пойдут своим чередом, наша же забота, как организаторов дела, состоит в том, чтобы идти по намеченному пути, проникая вширь и вглубь в народные массы, организуя эти массы для будущей широкой и планомерной экономической деятельности. Наше дело с полным правом может назваться народным. Более 120 станичных, сельских и аульных обществ входят в него на правах акционеров. Наша организация почти сплошь захватила станицы, села и аулы Баталпашинского, Лабинского, Майкопского и Екатеринодарского отделов Кубанской области, а частные лица, входящие в состав нашей организации, рассыпаны по всему Северному Кавказу и далеко за его пределами.

Но на этом дело не остановилось: тяготение к нашему Обществу распространяется на обширные территории, захватывая все большие и большие круги. К нам тяготеет Ставропольская губерния, почти все племена Карачаевцев, Кабардинцев; число станиц все прибавляется, есть основания полагать, что к нам присоединятся станицы Терского войска, а к ним – многие аулы чеченцев, кумык, ингушей, осетинские села, нагайские улусы, жители сурового Дагестана…

Словом, представители всех племен и народов Северного Кавказа примут участие в нашем деле; наша дорога объединит всех и свяжет их в мощный экономический союз. Этот союз, соединив все народности на почве экономических отношений, составит крепкий оплот нашей Государственности на Кавказе и надежную базу действий, когда то потребуется, за его пределы – в глубину Азии.

Наше Общество, построив линию Армавир-Туапсе, не остановится только на этом, - оно разовьет свое строительство далее, покроет сетью дорог весь Северный Кавказ, а если обстоятельства будут благоприятствовать, выйдет и за его пределы. Пока нам приходится завоевывать собственный край.

Собственно говоря, край наш – не наш край. Наши прадеды, деды и отцы бились и умирали за него. Много было сложено голов и пролито поту и крови. Но не мы, потомки наших прадедов и сыны отцов, - здесь господа положения. Пока мы бились и умирали здесь и далеко за пределами края на службу Отечества, - пришли другие люди с умом и капиталом и разделили наше наследство. И мы – потомки бойцов и работники на местной ниве, - остались без наследства. Мы очутились в рабстве. Все крупные предприятия и богатства края – железные дороги, нефтяное дело, горное, рудное, - все не в наших руках. Нас допускают туда только в качестве жалких поденщиков. И еще глумятся над нами.

Между тем, край и его богатства должны принадлежать нам и никому больше. Мы – главная сила и основа его, в нас только залог будущего его процветания. Ничто крепкое извне не приходит, надо в себе иметь силы, чтобы стать на твердую почву. Пришельцы с их капиталами и знаниями идут к нам лишь для того, чтобы создать себе миллионы и край бесконечно сосать и сосать.
Например, Общество Владикавказской железной дороги получило в прошлом году более 14 миллионов чистой прибыли и все целиком увезло неизвестно куда. Так оно увозило от нас миллионы из года в год вот уже 37 лет. Сколько всего увезло? Бог весть.

Между тем, при другой организации Общества Владикавказской дороги, эти сотни миллионов могли бы остаться здесь, в крае, и могли пойти на поднятие его благосостояния и культуры. 37 лет, что хозяйничало у нас Общество Владикавказской дороги, для края потеряны. Они составляют ущерб его.
Но не одно Общество Владикавказской дороги выкачивало соки их края. Нефтяные общества, разные горные, рудные, - все они создали себе миллионы на нашем добре. Пора нам очнуться и подумать о судьбе своих поколений.

Главный источник ресурсов у нас – земля. Но население у нас растет быстро, а количество земли остается все тоже. Во многих местах у нас ощущается острое малоземелье. Через 20-40 лет малоземелье будет повсюду. Где же искать выхода?
Выход один, надо взять все предприятия и богатства в свои руки, свой сок никому не давать. Тогда мы можем кормить, сверх имеющихся, еще миллионы народу… И не только кормить, - создадим просвещение, двинем науку, свой край сделаем раем.

Армавир-Туапсинская железная дорога призвана к жизни для того, чтобы, с одной стороны – положить конец хозяйничанью пришельцам, а с другой – положить базой для объединения населения Северного Кавказа для экономического завоевания края. Мы уверены, край оно завоюет и уже никому никогда не отдаст.
Но совершится это не само собой и не сразу. В этом направлении необходимо упорно и долго работать, необходимы усилия, может быть жертвы. И жертвы будут принесены, когда то потребуется, - пока же – будем работать.

Мы призываем всех, кто любит свой край и желает ему всячески преуспевания, кому дороги мощь и величие родины, - приобщиться к нашему делу. Дело наше большое, огромное, чистое, святое и правое дело. Те эпохи прошли безвозвратно, когда каждый хозяин мог жить и работать вполне обособленно; настала пора соединения сил для солидарной работы. Дорога, которая создается усилиями и заботами местного населения, - ему нужна, необходима. Она поднимет наш край, приблизит его к миру и мировым рынкам, источникам просвещения, знаний, культуры, даст народу достаток, работу, облегчит изнурительный труд, сделает его продуктивным и, в конце концов, даст те необходимые блага, без которых невозможно, сколько ни будь, достойное человеческое существование.

Но повторяем, что достигнуть этого – необходимо работать всем за едино. Только в единении – сила, и наоборот – слабость в разладице. Пусть же исчезнут между нами вражда, злоба и ненависть, и наступят мир и правда, - необходимые условия для дружной работы. В работе и работниках край наш и Россия нуждаются, - будем же  достойными сынами Отчизны. Приступим к делу с полным сознанием серьезности и важности нашей задачи.

Для того. Чтобы войти в состав нашего Общества, необходимо стать его пайщиком. Пай у нас (акция) стоит сто рублей. Паев приобретать можно сколько угодно.
Тут необходимы пояснения.

Стоимость линии Армавир-Туапсе и порта в Туапсе – исчислены в 37,5 миллионов рублей (нарицательных). Из них 33,5 миллиона (нарицательных) составляют строительный капитал (облигационный). Эти деньги заняты в Англии из 4,5 процента годовых. Четыре миллиона – акционерный капитал – должны быть покрыты подпиской в России. Более двух миллионов уже покрыто, главным образом станичными обществами Кубанской области; остальные – менее двух миллионов – внес пока Русско-Китайский Банк; так что акции пока у него. Эти то акции и нужно выкупить из банка, тогда мы и станем господами положения.

Кто владеет акциями, тот хозяин дела. Владея акциями, мы не только железную дорогу будем держать в своих руках, но с нею – весь край. В военном деле – тот владеет районом, кто владеет путями сообщения. Тоже самое в мирной экономической деятельности. От дорог все исходит и к ним возвращается, они – главная жизненная артерия всех стран, без них невозможна ни торговля, ни промышленность, ни развитие сельского хозяйства. Отсутствие дорог может убить жизнь в крае, и наличность их может край возродить.

Разница между акционерным и облигационным капиталами следующая: лица, купившие облигации, получают из казначейства 4,5 процента годовых, и больше уже никакого касательства к делу дороги не имеют. Лица же, составившие акционерный капитал и имеющие акции (квитанции), являются настоящими хозяевами дела. Они не только получают доход от предприятия (доход гораздо больший, чем на облигации; но об этом ниже), но через посредство своих выборных членов правления управляют всем делом, а через посредство выборной же ревизионной комиссии – контролируют, как действия самого правления, так и служащих дороги и всю постановку в ней дела.

Подробно права и обязанности г.г. акционеров изложены в Высочайше утвержденном уставе Общества, там же изложен порядок избрания членов правления и других должностных лиц. Мы только скажем относительно возможных доходов на акции (дивиденд).

Как велик будет дивиденд – трудно конечно сказать с точностью, но приблизительно сказать можно. Для этого достаточно взять живой образец. В прошлом году Владикавказская железная дорога заработала своим акционерам 19 %, весь же чистый ее дивиденд составил колоссальную сумму – свыше 14 миллионов рублей.

Линия Армавир-Туапсе находится в совершенно тех же условиях, как и Владикавказская, даже еще лучших. Она возьмет у Владикавказской дороги все грузы богатого Закубанья и весь транзит, с востока от Армавира, и повезет эти грузы в Туапсе. У Владикавказской дороги есть малодоходные участки, которые понижают среднюю доходность дороги; линия Армавир-Туапсе – вся сплошь доходна.
Если бы она не имела ни одного пуда местных грузов, она могла бы жить одним транзитом; но она проходит по богатейшему Закубанскому краю, который даст огромное количество грузов.

 Много отпуская, этот же край много потребляет, следовательно, дороге работа. В будущем количество грузов должно увеличиться. Лес горных участков, нефть, строительный камень, алебастр, известь, цемент в Туапсе, где для добычи его образуется общество, и прочее, - все эти грузы, которые дадут работу дороге, в изобилии. Где много работы, там много и заработка.

Наконец, если бы дорога была бездоходна, правительство ее не разрешило бы, а оно не только разрешило, но и гарантировало облигации 4,5 % и акции 3 % за время постройки. Доплачивать из государственного казначейства оно не любит.

Доходность Армавир-Туапсинской дороги приблизительно можно исчислить следующим образом: в правительственной комиссии, рассматривавшей вопрос о проведении линии Армавир-Туапсе, вычислено, что Владикавказская дорога, вследствие того, что А.-Т. Отнимет у нее часть грузов, потеряет один миллион рублей чистой прибыли (дивиденда).

Если двое играют и один проигрывает, то другой непременно должен выиграть: А.-Т. дорога этот миллион и возьмет в виде чистой прибыли. Весь акционерный капитал А.-Т. дороги – 4 миллиона рублей зарабатывает один миллион, - составляющий 25 % на каждый рубль. Расчет это конечно приблизительный. Пусть не 25 %, не 19 %, как у Владикавказской дороги, - пусть 15 %, 12 %, 10 %, и все-таки же есть расчет входить в состав нашего Общества.

Но главная задача нашего Общества, пока оно владеет линией только Армавир-Туапсе – не денежная выгода, а объединение сил для дальнейшей широкой экономической деятельности, завоевание собственного края, широкое его культурное развитие, достаток, который придет попутно с дорогой, начало добрых отношений между всеми населяющими область племенами, чего раньше не было.

Надо пользоваться всеми случаями, чтобы забыть старую рознь, войти с ними в добрые отношения, связать их в тесный союз с нами, и таким образом, закрепить их навсегда за Россией, сделать их сынами ее не только по имени, но и по плоти и крови, по мысли и духу.

Пусть они останутся добрыми мусульманами, - религии их не коснемся, - но пусть станут нашими верными друзьями и верными сынами России. Россия и русский народ скажут нам спасибо, скажут спасибо и горцы, ибо мы идем к ним с любовью и хотим иметь все с ними общее.

Установим здесь мир и порядок – двинемся дальше. Россия велика и работы в ней много. Мы обслужим весь край между Доном и Нижней Волгой, Каспием и Черным и Азовскими морями, и главным Кавказским хребтом. Тесно станет нам здесь, - двинемся в Сибирь, свяжем магистрально Туапсе-Армавир – Ставрополь – Астрахань.

По договору с бывшим учредителем Общества г. П.Н. Перцовым, а затем и с Русско-Китайским банком, - подписываться на акции можно в рассрочку. При подписке в настоящем году вносится 50 %, к 15 сентября 1910 года – 25 % и остальные 25 % - к 15 сентября 1911 года.

Кто подписался в прошлом году – те внесли при подписке 25 %, к 15-му сентября текущего года 25 %, остальные – тоже по 25 %, как сказано выше. Таким образом, уплачивая по частям, можно через два года стать полноправным членом Общества.

Планы на будущее у нас таковы:
Нынешней же осенью взять концессию на линию Армавир – Ставрополь – Дивное и Ставрополь – Прасковея. В этом направлении изыскания уже производятся и в сентябре будут закончены.

Будущим летом (1910 г.) произвести изыскания на участке Прасковея – Грозный и осенью взять на этот участок концессию, а весной (1911 г.) приступить к работам и закончить их одновременно с линией Армавир-Туапсе.

Для окончания работ Армавир-Туапсе дан трехлетний срок. Работа в степи от Ставрополя до Дивного и Ставрополь – Прасковея – Грозный никакого труда не составит. Эту линию можно закончить в год – полтора.

Таким образом, вся Ставропольская губерния будет прорезана в двух направлениях и Терская область – пополам. Наша задача – наисовершеннейшим образом обслужить ту и другую. Как повести дальнейшие ветки? – Мы спросим у наших собратий Терцев и Ставропольцев. Если они войдут к нам акционерами, то вопрос о своих ветках и линиях мы предоставим решать им. Они лучше знают свои нужды и лучше нас решат, где строить ветки. В составе нашего Общества они сами себе, таким образом, построят ветки.

Для Терской области мы намечаем пока линию на Кизляр и Брянскую пристань, примерно от Червленной и ветку на Моздок – Прохладную оттуда же. Сами Терцы могут наши планы перерешить по-своему. Эти линии предлагается построить одновременно с линией Грозный – Прасковея.

Для Кубанской области – очередная линия – Курганная – Лабинская – Баталпашинск – Кисловодск с веткой от Баталпашинска на Теберду.

Таким образом, Ставропольская губерния, Кубанская и Терские области будут быстро обслужены нашим обществом; остается добавить только детали. Но за этим дело не станет.

Преимущество нашего общества перед всеми другими то, что в состав нашего Общества входит само население, главным образом – станичные и сельские общества, которые для себя и сделают все необходимое.

Совсем другое было бы дело, если бы наше Общество состояло из двух-трех капиталистов, ничем, кроме жажды от нас поживиться, с нашим краем не связанных. Тогда они повели бы линии там, где им выгодней, мы же с нашими нуждами зависели от их милостей… Дадут – им спасибо, не дадут – надо ждать, как ждали много лет милостей общества Владикавказской дороги. Довольно. Надо брать самим судьбу в свои руки, пора нам самим стать хозяином края.

Мы призываем всех, кому дорог свой край, в ком бьется горячее сердце, кто чтит завет его прошлого и думает о судьбах будущего, кто дорожит настоящим моментом. Подобный случай – единственный, другого может и не быть.
 
 Не сделаем того, что наметили, мы – сделают другие, но сделают они для себя; ничем с нами не связанные, не знающие нашей истории с ее высокими подвигами. Они не подумают о нашей нужде, и будут строить судьбу своих поколений на наших хребтах. Все перейдет в их руки, - капиталы, богатство. Власть, - самая жизнь наша будет в их руках. Ибо мы будем их рабами, им будем служить и на них работать, нашими руками создавая им богатства.

Если же мы возьмем край в наши руки, - мы его возродим: построим стальные колеи, проложим шоссе, перекинем мосты через реки и пропасти, где надо – осушим, где надо – оросим; уничтожим болота. На песках и камнях создадим пашни; дадим просвещение краю, капитал и науку и мысль заставим служить для него.

Все у нас будет свое, ни в чем не будем нуждаться. Те колоссальные суммы, которые уходят ныне из края, останутся здесь. Их то мы и заставим служить нам, создавая родную культуру. На них создадим мы свое просвещение, мысль и науку, они – основа всего.

Объединимся же все племена и народности нашего края: казаки, крестьяне, карачаевцы, черкесы из Закубанья, кумыки, кабардинцы, чеченцы, ингуши, осетины, нагайцы и дагестанцы из своих горных расщелин – соберем капитал; составим союз, будем работать и превратим Кавказ в настоящий – в короне молодой и могучей России – алмаз; приложим все усилия, чтобы оправдать доверие правительства и покровительство, которые всегда оказывали нам свыше.

Потомки нам скажут спасибо, пользуясь плодами наших трудов. Мы сами еще увидим их результаты и вкусим от них.

Не сделаем мы ничего – наша жизнь пройдет бесследно, потомкам своим мы не оставим ничего, наследники останутся без наследства, его захватят другие.

Скорее же к делу, сыны Северного Кавказа, время не терпит!
К жизни, к труду, к процветанию, к дружбе мы вас зовем, все племена родного края!

ПОДПИСАЛИ:

Директор Правления Общества Армавир-Туапсинской железной дороги Андрей Дмитриевич Переясловский.
Инженер Путей Сообщения Иван Александрович Маймулин.
Инженер путей Сообщения Магомет-Али Дахадаев.
Подъесаул Лев Ефимович Медяник.

Дата: 1909 год. [1]

***

ИСТОЧНИКИ:
1. Переясловский А.Д. и др. Организация, задачи общества Армавир-Туапсинской железной дороги. 1909 г. г. Ставрополь. Библиотека имени Лермонтова.


1 февраля 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков


Рецензии
Остатки дороги больше напоминают акведук, чем железнодорожное полотно...

Анатолий Бешенцев   26.12.2014 15:27     Заявить о нарушении
Местность не подходит для жел. дороги.
Большой перепад высот, оползни...

Владимир Пузиков   26.12.2014 17:48   Заявить о нарушении
Мой сын по материнской линии - праправнук Андрея Дмитриевича Переяславского. Машинист, работает на его "дороге" Курганная - Армавир, Белореченская. Спасибо большое за материал. Пишу не в рецензии, не хочется огласки, извините! С уважением

Михаил Погорелов   03.10.2022 08:58   Заявить о нарушении
Понятно! Спасибо!

Владимир Пузиков   03.10.2022 21:35   Заявить о нарушении