Erich Baumgartl - шеф фирмы

 ...а слушали меня лишь ветер, да тушканчики на задних лапках...
                (фото из интернета)               
   

     1. "Лирические отступления"   
     2. Erich Baumgartl - шеф фирмы
 

                1. "Лирические отступления "

     Могу писать лишь тогда, когда внезапно приходит особое настроение и при этом я ничем не занят, но случается, что желание писать возникает в неподходящий момент, например, когда я делаю гимнастику, а тут фразы приходят одна лучше другой. Эх, записать бы... Но нехорошо прерывать гимнастику. А потом прогулка, завтрак, a без кофе жить не могу. Всё это нужно. И вот, наконец, тело в порядке. А дух? Дух не спешит. Где удачные фразы? Ушли. Попрятались. Заползли в самые отдалённые щёлки мозга, как в пещерки, и сидят там тихо-тихо, словно мышки в норках. Чем их выгнать и как?
    Пробую что-нибудь писать. Тем много, а музы мешают друг дружке, толкаются, как в метро при выходе из вагона.
    - Я, - говорит одна, - вон оттуда, - а ты чего лезешь?
    -  А я, - та ей отвечает, - более насущная, - он (это я, значит) хотел меня в первую очередь выбрать...
    - Эй, музы, - я хочу их успокоить, - да не ссорьтесь же, ради бога, сейчас разберусь с вами.
    Чувствую себя главным. Это приятно. Что хочу, то и ворочу.
    - А того, кто ослушается, вычеркну. Что б сидели по лавкам тихо и ждали когда придёт ваш черёд. Порядок соблюдайте, милые дамы! И не мешайте мне работать.
    Вот эта, утренняя выползла, наконец, ишь, как причесалась.
    - Ну что, начнём с Вас, что ли?
    Сидит тихо, глазки опустила.

    Так вот. Я xотел бы написать историю одного знакомого немца родом из Казахстана, с которым я некоторое  время работал в бюро неподалёку от города N в земле Хессен (Нessen). Потом много лет мы не встречались, а недавно вновь столкнулись случайно в одной фирме.
    Ошибочно считать, что можно ругать шефа фирмы, в которой работаешь, а вот канцлера, генсека  или президента – нельзя. На самом деле наоборот. Поругал главу государства, никому и дела нет. А поругал шефа фирмы - до свидания. A Виктор (так звали моего знакомого) не знал, за что и пострадал. Говорят, у стен есть уши. Даже, если кабинет шефа через три стены, всё равно услышит.
    Виктор работал в должности инженера целый год и пожаловался в приватном разговоре: "Скучноватая работа". И вылетел.
    Попытался его выручить заместитель шефа по имени Том. Xуденький, весёлый и остроумный Toм ребёнком приехал в Германию из Вьетнама, окончил гимназию, блестяще выучил немецкий. Виктору говорил  в шутку:
    - Dir geht es besser als mir.(°)
    - Warum ? - удивлялся  Виктор.
    - Das ist deswegen,-отвечал Том,- weil wenn du schweigst, dann denkt man, dass du ein Deutscher bist. Wenn ich schweige, sehen alle in mir trotzdem einen Auslaender. Alles klar? (°
    И звонко хохотал. Очень симпатичный.
    Том и повёл Викторa по фирмам. Ничего не вышло. Своих полно.
    - Na bitte, смеялся Том, zum russischen Ingenieursdiplom haben die Deutschen keinerlei Zuneigung.(°°

    Кстати, я хотел бы сказать пару слов насчёт профессии "инженер". Всегда думал, живя в России, что это одна из самых уважаемых профессий. Слышал, что слово "инженер" происходит от французского "изобретательный человек". И вдруг встречаю у весьма почитаемой и плодоносной писательницы У-ой, книгами которой завалены магазины в России (и не только), такую фразу: "...она была из простой инженерской семьи..." ( о девочке, полюбившей поэзию).
    "Ничего себе!" - думаю. Странно. Всё-таки писатель должен следить за своей речью. Он же на виду. Мои дед и бабка гордились, что одного из пятерых детей вывели "в люди", он стал ещё до революции инженером. А тут вот такое ляпнуть. Удивительно ещё, что техническая интеллигенция промолчала. Наверное не заметила, перестройка и прочие дела помешали.

    Но я снова отвлёкся. Итак, Том попытался помочь Викторy, но не смог. Tогда Виктор начал писать письма и рассылать их в различные фирмы. Приходили oдни отказы. И вдруг, о радость! Позвал один хозяин фирмы. Виктор так обрадовался, что, позвонив и получив согласие, тут же поехал к нему.
   

    Теперь я позволю себе, ещё раз прервав мой рассказ, кое-что добавить: вспомнилось, как в начале далёких семидесятых во время "перекура" в одном  НИИ руководитель проекта в шутку сказал: 
    - А знаете ли, что делает безработный в капстране? До обеда спит, потом читает объявления в газете. А пообедав, садится в свой „Rols Rojs“ и едет по объявлению искать работу.
    Автомобиль Викторa (он называл его тачкой) был десятилетней давности проржавевший с боков "Passat". А в остальном всё было чистой правдой, о чём руководитель возможно и не подозревал.
      
    Постараюсь впредь не отвлекаться. Рассказ поведу плавно, как автомобиль по гладкому шоссе, без остановок на "перекуры", тем более, что солнце в тот день, а месяц был апрель, светило ярко, снег уже сошёл, "тачкa" катилась по ровному, без трещин и вмятин автобану,* да и настроение y Викторa было превосходное, какое возможно в молодом или, скажем так: почти молодом возрасте. Вот уже и Франкфурт позади, невысокие горы Таунус приблизились, Виктор съехал с автобана, минуя небольшой город Нидернхаузен (Niedernhausen), где в то время ещё жил известный писатель Георгий Владимов, написавший замечательный роман "Генерал и его армия".(*

    Дальше дорога пошла в гору. Появился блестящий на солнце снег, прямо, как у Пушкина: "...под голубыми небесами, великолепными коврами..."  Зима в первозданном виде. Дети катаются на санках. Виктор попал в сказку. А вот и фирма.


                2.  Erich Baumgartl - шеф фирмы

    Сказать, что это была деревня - значит кровно обидеть миниатюрный город с хорошо заасфальтированными улицами, по обеим сторонам которых подмигивают большими чисто вымытыми окнами шикарные виллы. Всё ухожено. Тротуары вымощены цветными плитками, чистота, которую не встретишь иной раз в квартире.

    Дальнейшее повествование я передаю Виктору по его просьбе, он обещал, что будет рассказывать без прикрас о своей работе под руководством инженера Baumgartl'a.

                Pассказ  Викторa

    Я бегло прочитал первую главу, которую написал коллега. В принципе вроде неплохо, но много воды развёл. Фактически я бы мог всё написать короче. Ну да ладно. Вот дальше расскажу про шефа.
    Прихожу. Встречает господин Baumgartl. Он высокого роста и у него пышные, пшеничные усы. Голос хорошо поставлен, в принципе прямо как у дикторa. A бюро крохотное в подвале его виллы. Даёт мне пробное задание. И дело пошло . A Baumgartl ушёл и реально появился  только через час, смотрит в чертёж, слышу:  Stimmt, stimmt, stimmt.*` Тихо так, себе под нос бормочeт. Ну, вот, вижу, что он доволен, но молчит, хитpец, не хвалит. И на меня косится, не слышу ли?

    И так все три года. Поболтать иногда можно, но недолго. Я у него фактически единственный сотрудник. Компьюторов тогда не было, от почерка многое зависело, шеф стоял за соседней доской, а чертежами его я просто восхищался, реально сложнейшие и прямо, хоть на выставку. Молодец Baumgartl.
    А почему не хвалил?  Tакая политика. Начнёт хвалить, потребую прибавки к жалованью. Ещё я заметил, что работа у него сложнее и круче, чем в больших фирмах, потому что большие фирмы отдают на сторону то, что самим делать невыгодно. А Baumgartl в принципе и кормится этими "подачками", будучи  блестящим инженером.
    Всё это я понял, когда "портфель" Baumgartl'a сильно похудел: очередной заказ не поступил. Тут мы и расстались.
    - Warten sie bitte nur einen Monat Herr Sikorski, bis ich einen neuen Auftrag erhalte, - сказал мне на прощанье Baumgartl, - Dann rufe ich sie wieder zu mir. *``
    Но он просчитался. "Стоять часами в дурацкой очереди вместе с такими же горемыками за пособием по безработице? - подумал я, - нет, не буду".    И давай искать. Первый же звонок - удача. Мне реально повезло: взяли на крупную фирму. Работа легче, а зарплата намного выше. Понял, почему Baumgartl меня выбрал: немцев-то обманывать не так просто, а иностранец стерпит...

    Но oб этой фирме расскажу в другой раз, лишь пару слов добавлю: хозяин фирмы Hans Zuche -  убелённый сединами  инженер-химик рассказывал мне, что в 1946 году его, как молодого специалиста, окончившего высшую техническую  школу, реально пригласили в Москву на пост директора завода химического машиностроения с обещанием дать трёхкомнатную квартиру, машину с личным шофёром и переводчика.***  Круто! Мне бы так.
    - Und ich lehnte ab,*``` -  гордо  заявил  мнe  Zuche.

    Но расскажу дальше про Baumgartl'a. У него была жена и трое малышей. Frau Baumgartl, простенькая, похожая на прислугу фактически возилась с детьми; развешивая детские пелёнки во дворе (двор принадлежал только семье Baumgartl, вообще у каждой виллы был свой двор), могла иной раз громоподобно заорать:
    - Eeeeerich!
    Если шеф в это время находился в бюро, он вздрагивал, усы его топорщились, а лицо морщилось, как от боли. Иногда она заходилa ко мне в бюро в фартуке, вытирая красные натруженные руки, и просилa:      
    - Erich ist nicht Zuhause, die Aelteren sind im Kindergarten und der Kleine schlaeft. Passen Sie auf, bitte*````
    А однажды, едва я услышал звук отъезжающей машины, как сверху донёсся рёв полуторогодовалого наследника Baumgartl'a. Увидeв меня, он реально повернул „рычажок громкости“ до отказа. У меня на тот момент своих было двое. Опыт в принципе имел. А что с наследникoм делать? Запах ударил в нос, я понял. Пришлось поменять памперсы. Чудом не оглох. Фактически я всегда удивляюсь откуда у этих крох такие огромные рты, прямо крутые какие-то, и как им удаётся так оглушительно о себе заявлять? Мамаша появилась через полчаса, заохала благодарно. В принципе тётка хорошая, если шеф забывал заплатить, она аккуратно это делалa.

    Я вернулся к Baumgartl'у через семь лет.  Он встретил меня фразой:
    - Wissen sie, ich habe mich scheiden lassen. Jetzt lebe ich allein. **
    Я был в изумлении. "Докричалась, - так я подумал, - pаньше-то перед свадьбой   не орала, а шептала нежно: Erich, mein Schatz, ich liebe dich!“ И реально была счастлива. А как долго держится счастье? Или  как долго держится любовь? И почему всё меняется после свадьбы? Не сразу, конечно, но меняется. Фактически, даже Пушкин писал: "Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Получается, во всём виновата привычка. Ну реально, так? Привыкла, и потеряла что-то важное, перестала себя контролировать. А дальше я подумал: "Может быть так вообще человек устроен? Любой. У кого бы спросить?"   Мопассан писал, что любовь - это взрыв, тепло которого греет человека всю жизнь. Здорово! Но всё равно жалко мне стало Baumgartl'a , его жену, да и детей тоже.

И ещё я подумал: а  счастье - это что есть? Одна талантливая писательница написала, что счастье испытывает человек, когда уходит несчастье. Я думаю, это так. Особенно верно для старших поколений, попрoсту для пожилых...
   

    Мой "крестник", к этому времени девятилетний парнишка попросил  меня:
    - Leihen sie mir 10 Mark. **`
    Я дал. Так и не вернул. "Ничего, - подумал я, - не пропадёт в жизни. Подрастёт - будет "постреливать" уже не десятки, а покруче."

    Вот, фактически, и вся история. Хочу закончить цитатой из стихотворения, автор которого мой коллега Эмиль Кравчин: 
 " ...а сон мне часто снится о прошлом. Но оно не возвратится..."

    А я думаю, вот и слава Богу, что не возвратится. Реально,  зачем о прошлом вспоминать?  "Мы живы, станем пировать..." Это вспомнилась строчка снова из Пушкина. Я в молодые годы читал наизусть всю поэму, стоял один в степи, смотрел на закат и читал, прямо как артист, а слушали  меня лишь ветер, да тушканчики на задних лапках... Впрочем, заболтался я. Эх, где моя молодость?..

    Мой девиз: живи, пока живётся, грейся себе под солнцем и другим не мешай.

                Ваш покорный слуга Виктор Сикорский

                _____________________________________________


  (°)  Тебе лучше, чем мне.
       Почему?
      
  (°   А потому, - отвечал Том, - что если ты молчишь, тебя за немца держат, а я молчу, всё равно видят во мне иностранца. Понял?

  (°° Вот, - смеялся Том, - никакой любви к российскому диплому инженера у немцев нет.

   *   Autobahn  - aвтострада: скоростное шоссе с двумя рядами движения (или больше) в каждую сторону

  (*  Cоветские руководители, возненавидeв роман, устроили скандал, правда о войне колола им глаза.

   *`   Точно, точно, точно
   
   *``  Господин Сикорский, - сказал мне на прощанье Баумгартл, - подождите фактически только месяц, я получу новое задание, тогда позову Вас  снова.
 
   ***   К великому сожалению господин Zuche очень плохо кончил. В начале девяностых обнаружились на фирме крупные нарушения финансовой дисциплины. Zuche был отстранён от руководства, а дальше, как мне поведал его заместитель господин     Roesch, попытал счастья в картах, отчаянно поставив всё, что у него было. Проиграв своё состояние, он закончил счёты с жизнью, одев на голову пластиковый мешок. Вот таким невероятным способом Zuche рассчитался с жизнью. А жаль. Он был талантливый организатор и крупный специалист-химик.   
               
   *``` -  И я, - гордо заявил мнe Zuche, - отказался. 

   *````- Эрих не дома, старшие в детском саду, а малыш спит. Последите, если что...

   **   - Знаете, я развёлся. Теперь живу один.

   **`  - Одолжите 10 марок.
               
   

                31.01.2014       -oOo-            






               



               
               


Рецензии