Белый квадрат

Часто можно видеть в резюме, произведениях и рецензиях фразу: "НИЧЕГО ЛИЧНОГО, только творчество".
Как мило! Давайте не будем лукавить. А чьё же это всё, если не ваше, уважаемые авторы?
Темы мы, конечно, берём из космоса, а информацию считываем с нейтральных источников?
То, что мы ежедневно общаемся друг с другом, ходим, дышим, делаем хорошие дела и не очень - это не наше?
Фраза "ничего личного" означает - всё что было сказано не принимай на свой счет, не о тебе, не про тебя...и, в конечном счёте, не для тебя.
Когда вам говорят "ничего личного", будьте уверены, это именно оно и есть - личное.
Только каждый понимает по-своему.
Как правило, такую фразу говорят якобы "близкие" друзья, когда отказываются дать в долг "до получки".
Или враги, что предвещают вашу близкую кончину - физическую либо моральную ликвидацию.
До выстрела и после.
Более мягкий вариант может быть как приглашение к дружбе и любви - мол, ничего личного, все общее.
Нащупывается пронзительный изначальный абсурд: ты проникаешь в жизнь людей на таинственную глубину, а там ничего, пустота...БЕЛЫЙ КВАДРАТ. Вот и всё личное, что мы можем предъявить читателям.

Наши ЛГ...Кто они? Тоже вымысел больного воображения?
Неискренние, надуманные герои не вызывают симпатии. Есть в них что-то непреодолимо неприятное.
Причем это не какие-то сильные эмоции: ненависть, ярость, что было бы гораздо лучше. Это именно неприязнь, на грани с брезгливостью, и как следствие, нежелание вникать в какие-то их, героев, внутренние проблемы.
Что отражается на отношении к автору, который пишет всё скорее от неудовлетворенности и скуки.
Тогда, действительно, к персонажам так и не начинаешь испытывать ничего. Ничего личного.
Получается, что отделять творчество от частной жизни нельзя, хоть это крайне неудобно, осуждаемо! 
Как сказала одна чудная писательница*, опубликовавшая недавно на Прозе путевые заметки:
"Такие новые будоражащие ощущения: будто я голая иду по площади - ужасно неловко и стыдно, хочется спрятаться - а надо делать вид, что так и надо, и идти дальше с улыбкой. Вы идёте рядом и деликатно заслоняете меня."(с)
Да, чёрт возьми, да!  Так и нужно писать, на грани фола, на разрыв! Появляются произведения ошеломляющей выразительности, бьющей наотмашь фактурой! Читатель вынужден подглядывать за чужой жизнью, у него нет выбора...и ему это, представляете, нравится.
 
Повседневная рутина жизни с ее сложностями заработка, личных отношений в семье, ответственности за близких людей, с верностью себе, с самоуважением — минное поле.
Равно как и набившее оскомину понятие "человеческая мораль". И как на этом поле не подорваться? Ничего не поделаешь: в нынешней ситуации приходится на собственном опыте, в одиночку вырабатывать общечеловеческую мораль.
Ибо, все мы - постсоветские люди, оказавшийся один на один с проблемой морального выбора, должны делать его самостоятельно, на свой страх и риск. И всё для того, чтобы остаться Человеком.

"Ничего личного"...меня просто отталкивают эти слова!
Не нужно в этом убеждать никого в ущерб истории, постановке, характерам героев. Замах, очевидно, предполагаемый на рубль, ударит этой фразой на копейку. Пишите, не задумываясь, как отреагирует въедливый читатель.
Только тогда возможен переход от нахрапистого борзописца, руководствующегося инстинктами и избытком энергии - в бытописателя с жесткой хваткой по отношению к социальному и деликатными чувствами к тому, кто их заслуживает. Только внимательно роясь в деталях личной жизни, своей и чужой, можно превратить лирический этюд в драму, выработать узнаваемый писательский почерк. А тема, у каждого своя...сугубо личная, на износ всего человеческого.
Автор - это художник, который виртуозно исполняют пьесу жизни, написанную специально для его инструмента.
Здесь нельзя фальшивить.
В писательской среде подглядывать и подслушивать за интимной жизнью — в порядке вещей, дело техники, рутинная работа. Эта тема не афишируется, но оседает где-то в подсознании читателя, окрашивая эмоционально незатейливый, порой, сюжет к которому хочется возвращаться снова и снова.
Ведь, творчество, по-большому счёту, это -  искусно обыгранная идея и тонкая грань между чем-то стоящим и чем-то никому ненужным, интимным и общедоступным. Где нет и не может быть ничего личного, это и так понятно.
Хочу, наконец, закончить своё странное повествование небольшим наблюдением из жизни.

***
Смотреть на чужое счастье, это тоже счастье.(с)

Я видела своими глазами как суровый мужик, грозный генерал в жизни...на пляже, с умилением глядел на пяточку жены. И в глазах стояли слёзы... Мне было очень неудобно это наблюдать, до сих пор не могу забыть. Вот так...

А вы говорите..."ничего личного".

"Смотреть на чужое счастье, это тоже счастье."  Вахид Чеменли, автор Прозы.ру


Рецензии
Оленька, молодец! Ну наконец -то, хоть кто так написал, без вуалей и драпировок, без ретуши и без глянца. Да, всегда хочется почитать нечто реальное, настоящее, а ЛГ , -конечно, из жизни. Но странно, что в одном , многие узнают себя. Хотя чего тут странного? Разве лжецы, подлец, крадуны в единственном числе? А красавицы и умницы, так тут много претендентов. Так , что- И ЭТО ВСЁ О НЁМ....-можно писать вместо-НИЧЕГО ЛИЧНОГО, :-))

Касабланка 2   28.09.2019 08:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Нелли! Эта статья появилась давно, и сейчас она актуальна. Мы пишем о жизни, о себе, о том что видим-слышим, о людях, а не о фейках и мистических героях. А кто себя в них узнаёт, это всего лишь - домыслы. Автора не должно волновать предвзятое мнение. Иначе, ничего не напишешь, с оглядкой и в сомнениях.

Ольга Шельпякова   28.09.2019 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.