Сталинград. В сердце Великой степи

      
      
       Перекрёсток цивилизаций
       В самом сердце Великой степи,
       Многоликого гордого братства
       Тут сплелись вековые пути...

      
       Я живу в самом сердце Великой степи. И на перекрёстке цивилизаций. Да, да! И попрошу не улыбаться, мол, свихнулся автор… 
       По словам известного российского ученого и писателя Льва Гумилева с места, где я обретаюсь, «видно» весь Евразийский материк и соседние с Великой степью страны. Те самые страны, которые протоптали в моём крае перекрёсток. Потому как шастали то с Юга на Север, то с Востока на Запад, ну а потом, вестимо, обратно, домой, причём гружёные дефицитом. А ещё разные народы великие переселения устраивали. Конечно, давно это было, но небеса всё помнят. Те самые небеса, откуда нашим орлам виден почти весь континент. Ну а мы, нынешние волжане, слышим отражённое эхо да на полные неразгаданных тайн курганы любуемся. И дышим особым Духом места…
         А теперь серьёзно поговорим обо всём этом. О моём родном крае и его богатой истории.
      
      
       ***

       Нижнее Поволжье...
       Четыре административных единицы юга России (Волгоградская, Саратовская и Астраханская области, Республика Калмыкия) – огромная территория, равная одиннадцати  Бельгиям, восьми Даниям,  двум с половиной Грециям.
       Единый природный комплекс, экологическая система, сравнительно недавно разорванная по конъюнктурным соображениям на два административных округа (наверное, чтобы сбить с толку врагов…).
       Нижнее Поволжье это историческая и культурная опора юга России, жизнь которой дает Волга – крупнейшая в Европе и одна из величайших рек мира. И именно здесь находится перекресток цивилизаций, регион контактов, один из немногих на нашей планете, богатый разнообразием племен, народов и этносов, начиная с каменного века.
       От того, что происходило здесь часто менялась судьба России, Европы и мира. Эта обласканная жарким солнцем земля дала миру великих первопроходцев и бунтарей – Ермака, Степана Разина и Емельяна Пугачева, биологов, художников и поэтов Хлебниковых, Кустодиева, ученых Шмидта, Гамеля, Батур – Убаши Тюменя, промышленников и меценатов Репиных, Лапшиных, Серебряковых, композиторов Пахмутову и Курмангазы Сагырбаева, политика Тредиаковского… А еще певцов, актеров, военных…
       Здесь закончили свой бесславный путь зарвавшиеся завоеватели – чингизиды и гитлеровцы. И отсюда были изгнаны радхониты, присосавшиеся к исконно русскому торговому и военному пути, называемому тропой Трояна.
       Мысль о каком бы то ни было рабстве нестерпима для гордых, свободолюбивых жителей и ковыльных степей, и междуречий, и побережий Великих Волги, Дона, Хопра.
       В Нижнем Поволжье живет многоликий, трудолюбивый и гордый народ, творящий мировую историю. Здесь, как в Вавилоне, слышится разноязыкая речь, и как в Иерусалиме, смотрят в небо храмы всех Богов, здесь звучат колокола, многоголосье джангарчи и звонкие казачьи песни…
      
       Тысячелетья Волга свои воды
       Несёт по знойным маревым степям,
       Где кочевали многие народы,
       Курганов россыпи оставив нам.
       Ласкает Каспия волна седая
       Разливов Дельты заросли и сны,
       На островах ликуют птичьи стаи,
       А в Диком поле скачут табуны.
      
       Тысячелетья след баталий многих
       Хранит земля, как летописей главы
       Здесь мирно уживаются все Боги,
       С пустыней рядом шелестят дубравы.
       Играет ветер волжскою волною,
       Сияет солнце летом и зимой,
       Мятежный дух сливается с покоем,
       А колея с верблюжьею тропой.
      
      
       ГОДЫ И НАРОДЫ
      
       Нижнее Поволжье это регион миграций и контактов народов. Его население формировалось в условиях войн и освоения торговых путей и к XXI веку сложилось сообщество из более 140 национальностей, в котором русские составляют 87% от всего населения, а русскими «первопроходцами» в освоении Волжских и Донских степей были казаки.
       Эта территория, особенно Волго-Донское междуречье, называвшееся некогда Диким полем, хранит свидетельства многих историко-культурных эпох – времен кочевников, Хазарского каганата и Золотой Орды, становления средневековой Руси и казачества, «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, оживленных путешествий по «Великому шелковому пути», многочисленных баталий, революций, смут и других событий.
      
       В глубокой древности в низовьях Волги жили тюрки, хунны, сарматы и савроматы, в степях Прикаспия обитали воинственные аланы и гунны. От этого периода остались памятники сармато-аланской культуры.
       Средневековая торговля заметно повлияла на межэтнические контакты. Иногда эта торговля вела к гибели народов, иногда – к их временным расцветам. Так покинули родную степь венгры, болгары, сербы и аланы, уступив место азиатам: печенегам и торкам. А тех потеснили куманы Сибирских и Аральских степей.
       Несколько веков на Волге процветал многонациональный хазарский каганат, одно время умело управляемый радхонитами-иудеями – пока не разбил его русский князь Святослав Игоревич.
       Строила тут города и Золотая Орда: в Волгоградской области находятся остатки Сарай-Берке –  второй столицы Золотой Орды. Позже, благодаря торговле солью и богатым пастбищам, в заволжской степи поселились украинцы и казахи. А ещё оседали у Волги и Дона люди из племён и народов соседних территорий.
      
       По сведениям из трудов русского историка и географа Льва Гумилева в VIII - X вв. в Крыму жили русы, степи Северного Кавказа занимали ясы (осетины) и касоги (черкесы), на левом берегу нашей Ахтубы жили гузы. В низовьях Днепра тогда обитали печенеги, между Кубанью и Доном – болгарское племя утургуров, а на Тереке – хазары.
       Хазары – тюркские племена, жившие в начале тысячелетия на территории современного Дагестана. Они были потомками древнего европеоидного населения Западной Евразии и стали предками гребенских казаков. Около 670 г. хазары разгромили болгар, и те разбежались – кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже и в Италию.  Хазары  же устремились на северо-запад и, начиная со второй половины IX века, заселили террасы Нижнего Дона, куда принесли с собой культуру терского винограда. В 860 г. они приняли православие от св. Кирилла и благодаря этому вошли в состав христианской общины и установили дружбу с крымскими готами, греками и аланами. В XI в. потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя по-славянски бродниками. В XIV в. потомки обрусевших хазар сменили русское название «бродники» на тюркское «казаки» и в XV-XVI вв. стали грозой степных ногайцев. «Ногайцами» же называли потомков половцев и других кочевых племен, покоренных монголами и ставших сторонниками темника Ногая, который выступил в конце XIII века на борьбу с монголами, пришедшими из Азии.
       Степь между Алтаем и Каспием была полем постоянных столкновений между тремя этносами: гузами (торками), канглами (печенегами) и куманами (половцами). Несмотря на это, в IV-V вв. в Степи был создан Великий тюркютский каганат, куда вошли многие эти племена.
       Монголы и татары ярко проявились в Степи в XII веке, когда степь была еще покрыта островками леса, истребленными людьми лишь в XIX в.   
       Татар в те времена рассматривали как часть монголов, причем так называли себя и поволжские тюрки, подданные Золотой Орды, и те люди, которые составляли многочисленные передовые отряды монгольского войска. Монголы же мобилизовали в свою орду половцев, венгров, мордву, куманов и даже «измаильтян» (мусульман) и в бою ставили их впереди соотечественников.
       Предки славянских народов дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких», принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский – «енко» (Иваненко).  В условиях почти ежегодно заключавшихся миров и брачных договоров многие половцы начали уже в XII в. переходить в христианство – часто целыми родами.
       До середины XIII в. половцы выполняли роль барьера против натиска сельджуков с востока и роль союзников Руси при столкновении с венграми и поляками.
       Войны войнами, а жизнь шла и поколение за поколением преображалась Великая степь, изборождённая военными и торговыми тропами…
      
      
       ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
      
       Степь волжская, сухая, пряная,
       В ночной испарине трава
       И неоглядная курганная
       По горизонту синева.
       Сквозь миражи седых веков
       Горбов верблюжьих череда
       Уходит в вату облаков,
       Где спит звезда.
       Шелка шуршат, и песня странная,
       Таясь в дыхании ветров,
       Волною падает незваною
       На сон дворов...
      
       Тысячу лет на караванных путях от Китая до Испании процветала торговля, в результате чего были «протоптаны» тропы Великого шелкового пути. Несколько таких троп пролегло  и по степям Нижнего Поволжья и доходили они до знаменитой  переволоки между Волгой и Доном. Легендарный путь отважных купцов, осваивающих пространство между восходом и закатом солнца,  много веков будоражит умы писателей, путешественников и ученых, его изучают, о нём пишут, его даже пытаются реанимировать.
       Вот что поведал об этом волгоградский ученый Евгений Цуцкин:
       «Хотя понятие «Великий шелковый путь» употребляется в единственном числе, под ним подразумевается разветвленная сеть трансевразийских сухопутных, а с XIV в. н.э. и морских путей, соединивших Азию с Европой и Африкой. Выделяют северные и южные сухопутные маршруты. Особый интерес для нас представляют северные ответвления Великого шелкового пути, так как его караванные направления пересекали Волго-Донское междуречье.
       Принято считать, что Шелковый путь был проложен в 138 126 гг. до н.э. китайским дипломатом и путешественником Чжан-Цянем. Однако Геродот со ссылкой на записи VII в. до н.э. приводит сведения о Скифской дороге, ведущей на Восток. Его данные подтверждаются находками в Китае «глазчатых» бус скифского времени из Средиземноморья. В свою очередь, в китайских письменных памятниках конца VIII V вв. до н.э. содержатся сведения о западных народах. Археологические источники свидетельствуют о существовании связей между Западом и Востоком задолго до появления на исторической арене скифов: раскопками в Монголии и Северном Китае установлено, что уже в бронзовую эпоху (III II тыс. до н.э.) там проживали народы европеоидного типа. Европейские и китайские исследователи указывают на еще большую древность пра-Шелкового пути, выявляя сходство китайской цветной керамики типа Яншао эпохи позднего неолита (VI тыс. до н.э.) с цветной керамикой неолитических культур Европы. Таким образом, Великий степной пояс Евразии с глубокой древности служил «мостом» между Европой и Азией.
       В силу географического положения, именно через территорию Волго-Донского междуречья пролегает кратчайший путь из Азии в Европу. Сливаясь с Великим Волжским и Донскими путями, Великий степной путь, затем Скифская дорога, позже Великий шелковый путь образовывали так называемый «перекресток цивилизаций». Особая роль в нем принадлежала самому узкому месту слияния Волги и Дона, служившему переволокой. Здесь по китайским источникам на противоположных берегах рек существовали поселения, жители которых переправляли людей, скот и грузы. На месте такого перевалочного пункта находится с. Перегрузное, от которого через водораздел в сторону Волги тянется цепочка курганов.
       В связи с возрождением Великого шелкового и  Великого Волжского путей Волго-Донское междуречье вновь становится центром формирования на качественно новом уровне евразийской системы континентальных, воздушных и водных коммуникаций. В этом направлении Китай, Иран и ряд других стран уже проводят активную политику. Для выработки грамотной, отвечающей геополитическим интересам России, стратегии развития трансевразийских коммуникаций, необходимо привлечение опыта становления и функционирования Великого Шёлкового пути».
       Как, по какому принципу прокладываются в пространстве тропы, становящиеся потом Великими Путями-дорогами? По Божьему промыслу? Несомненно, но те, кто прокладывал их, были просто людьми и в путешествии им, прежде всего, нужны были вода и пища…
      
      
       ЧТО ХРАНИТ ЗЕМЛЯ ВОЛГОГРАДСКАЯ
      
       Исстари люди селились у кромки Волго-Ахтубинской поймы. Это подтверждают многочисленные исторические памятники, прежде всего, археологический памятник, находящийся в у озера Черепашка (Ленинский район) и датируемый III-I вв. до н.э.
       Всего же на территории поймы в Волгоградской области выделено три массива археологических объектов периода III тыс. до н.э. – XIV в.н.э.: Колобовский, Царевский и Заплавинский. Колобовский массив включает 17 курганных могильников, курганных групп и одиночных курганов. Царевский массив состоит из 19 объектов, а Заплавинский массив представлен 11 курганными могильниками, курганными группами и одиночными курганами.
       Массивы памятников истории и культуры расположены на одной оси, совпадающей с трассой Великого Шёлкового пути XIII-XIV веков. Это обусловлено надежной системой охраны торговых маршрутов Золотой Ордой. Великим Шёлковым путем, по крайней мере, частью его, ходили известные путешественники Плано Карпини, Рубрук, ИбнФадлан, Адам Олеари и другие… На этом пути возникли исторические поселения: Царёв, Пришиб, Заплавное – и не только они.
       В Нижнем Поволжье было несколько золотоордынских городов. Особенным великолепием блистала столица Золотой Орды – Сарай-Берке. «Город занимал 48 кв. км. без учета пригородов, которые тянулись вдоль Ахтубы на 100 км. По численности населения в XIV веке Сарай-Берке был одним из самых крупных городов мира: под крышами его домов проживало не менее 75 тысяч человек (в Париже в те времена проживало около 60 тысяч человек). Сарай-Берке был оснащен обширной и сложной сетью каналов, прудов, бассейнов, фонтанов, действовали водопровод и канализация.» В общем, средневековая Европа отдыхает!
       Сарай-Берке просуществовал всего 63 года, но ещё в XVIII веке проезжавшие здесь путешественники встречали сплошную череду развалин, тянувшуюся от Пришиба (нынешнего Ленинска) до Царёва. Постепенно эти развалины разбирались для строительства каменных домов в Дубовке, Царёве, Царицыне. Ныне остатки города – исторический памятник, известный как «Царёвское городище».
       Раскопки на ордынских городищах начались в XIX веке, все материалы раскопок поступали в императорский Эрмитаж. А многие памятники истории пропали безвозвратно. Так, например, на территории Цимлянского водохранилища затоплен хазарский город Саркел, на дне искусственного моря покоится и станица Зимовейская – Родина бунтарей Разина и Пугачева…
       Однако много чего ещё хранит земля Нижнего Поволжья. Известно, что только в Волгоградской области на каждые два квадратных километра приходится, в среднем, один курган. Многочисленные археологические находки учёных и другие исторические свидетельства указывают, что многонациональная культура Нижнего Поволжья складывалась тысячелетиями, а в «закромах» Волгоградского краеведческого музея хранится солидная коллекция золота скифов и сарматов.
       Можно было бы поведать об историческом наследии со времён неолита, но мы ограничимся в этом экскурсе средневековьем… И грёзами о скифах:

       То ли были вы, то ли не были,
       То ли жили вы, то ли не жили,
       То ли в были той, то ли в небыли
       Ветры теплые щеки вам нежили.
       Птицы песни  в степи ваши множили,
       Годы кудри вам легкие снежили,
       То ли долгие жизни вы пожили,
       То ли юными очи вы смежили.
       И сегодня нам чудятся звонницы
       Вашей ветром подкованной конницы,
       И ковыль во степи грустно клонится
       Словно ваши следы ему помнятся…
      
      


      


Коллаж и стихи автора.

По адресу http://www.realmusic.ru/songs/501262 можно послушать «минусовку» к музыкальному творению автора данного эссе – к песне «Перекрёсток цивилизаций» (Тысячелетья Волга свои воды…).
Текст куплетов см. выше. Текст припева вынесен в эпиграф к материалу.


Рецензии
Здравствуйте! Хорошо написала и правдиво. Жаль только, что до сих пор город не имеет историческое, победоносное имя "Сталинград". Я жил в Донском крае. Знаю хорошо эти места.

С уважением Рудольф.

Рудольф Ложнов   25.02.2018 12:02     Заявить о нарушении
Как здорово, Рудольф - по одним тропам хаживали. А насчёт имени города -
согласна с вами. Но всё будет как Бог даст. И может при нашей жизни.
С благодарностью и уважением,

Лариса Бесчастная   26.02.2018 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.