Эскизы 2014 январь

2014/1
*
Читая мемуары о жизни в России до катастрофы 1917 года,  и радуясь за недоживших до нее (поводом к заметке послужили «Воспоминания о Скрябине» Л.Сабанеева), поневоле думаешь, как сильно в тогдашней России люди страдали фигней – особенно ввиду будущей катастрофы. Но это искаженная ретроспективная оценка. Тогда люди в России просто ЖИЛИ – хорошо или плохо, но по-своему. Жили в собственной стране, которая потом была реквизирована.
Невероятно до смешного:
Был целый мир – и нет его…

*
Прочел какую-то «недохудожественную» фантастическую ерунду по мотивам «мира И.Ефремова». Подумал о том, что миры Ефремова вырастают из эпохи, в которую были написаны его книги. Вне этого контекста они плохо смотрятся и непонятны, что еще раз показывает убогая апологетика подражателей.

*
Да кто же лучше Д.Г-го занимается деконструкцией «совка» и прополкой предрассудков, вырастающих на его почве. Но поле уж больно необъятное.

*
Из нынешней петли России можно было бы вырваться. Теоретически. Но для этого нужно преодолеть довлеющие мифы. А это уже представляется невозможным. Некому. Да и слушать не будут. Мало кто сейчас слушает.

*
Сейчас романы уже неинтересны. Больше   и читаю старые эпистолярии. Есть сборник «тройственный союз» переписки 53-58 гг. Р.Гуля, И.Одоевцевой, Г.Иванова. Последние все просят у американского большевизана: пришлите одежду, чеки, витамины. В ответ посылают в Н-Йорк стихи и прозу (перечитываю в «Новом журнале» и сборнике). Кто мог знать, что Одоевцева еще вернется в Ленинград – её мемуары очень милы. Но страну они отдали врагам – и не вернешь никак.
Гуль – читать его невыносимо, был «прогрессивным» и почти большевизан и юдофил (иначе бы работу не получил бы), но как администратор, наверно, хорошо. Иванов сам по себе выглядит довольно неприятно, но стихи великолепны (после Ходасевича – первый поэт зарубежья – а много ли их было). Одоевцева (Гейнике) слишком женщина и это хорошо. Ее «берега»  довольно приятное чтение для вхождения в тему. Милые, интеллигентные люди, жили в нищете, просили обноски прислать. Загнала судьба на парижские чердаки и в услужение американской разведке тех, кто не до конца сражался за свою страну. Потом и пришлось скулить от ностальгии.
Эмиграция первой волны умирала тяжело и не скажешь, что красиво.
Но нам ли их осуждать – сами не герои.

*
Полистал в ноутбуке некоторые номера «Нового журнала». Об Иванове только некролог и посмертная подборка.
Зато образцы есть другие «высокой поэзии»:
Когда с разрезом скифских глаз,
Из тьмы болота вылез ящер –
Ступил на землю в первый раз
Мой пресмыкающийся пращур (И.Моршен)

Или:
Но от картежного азарта
Мы, как и прежде, далеки…
Географические карты
Играют нами в дураки (Г. Глинка).

*
Вроде бы пора плюнуть и забыть, но продолжаешь листать эту ретруху. Язык такой – живой. Вот Георгий Иванов дает определение: «****а нараспашку». Разве сейчас так скажут! И, «как говорят девицы ди-пи, извиняюсь».

*
Нынешние стишата – это для круга знакомых, чаще уже сетевых. Но ведь была же и Поэзия когда-то. В стихах я очень ценю ПРОНЗИТЕЛЬНОСТЬ. Вот вокруг обычный уличный шум, падают листья, ничего особенного, а хочется застрелиться.
У Ходасевича это БЫЛО, а потом у Георгия Иванова. При их жизни – неудивительно. Но ведь другие писали вполне по-мещански. Может, и чувствовали также. Не дано нам знать прошлых страданий. Самим отмерено.

*
Хотя при нынешней и постоянной ловле хвоста» даже и переживания-страхи ретро-заемные. «Травля» какого-нибудь Пастернака до сих пор вызывает на порядки больше эмоций чем теракты в русских городах.

*
В Волгограде взрывали, а траур по стране не объявляли. По новогоднему ящику вовсю шла веселуха. Со зверьем могли бы справиться, если бы мобилизовались, хотя и с трудом, с потерями. Но слишком много заинтересованных центров есть в продолжение террора представителей (-ниц) серых рас.

*
В деконструкции какой-нибудь идеологии-мифологии нет ничего принципиально-невозможного или сверхъестественно сложного. «Glasnost» продемонстрировала как можно быстро разрушить идеологию Совка (которая при подлой помощи сверху восстанавливалась). Но – как деконструировать бессмысленную Пустоту?

*
События «красного мая» в Париже в 68-м году. Подкоп под Генерала с опорой на местных хунвейбинов?

*
Хорошо, когда работа увлекает: можно думать ночами над доказательством теоремы или поиском рифмы. Но не спать из-за квартального отчета или проблем с налоговой (не владея собственным бизнесом) – это мастурбация вместо труда.

*
Ко времени «первой русской революции» было уже «усё ясно». Надо было уже тогда повесить парвуса-бронштейна-бланка, сгноить на каторге несколько сотен их соплеменников, бегавших с браунингами, отстрелить кавказских боевиков. Сколько бы жизней спасли. И страну.

*
Слова «коммунист и марксист» – это синонимы кретинов. Конечно, речь идет об искренних леваках. Гораздо больше, конечно, тех, кто извлекает из «социализма» выгоды – от Зюгана до Жижека. Про циников можно сказать много непечатного, но искренние поклонники «коммунизма» - это идиоты.

*
Совки знают только Совок. Они в нем выросли, они его ищут везде, и, разумеется, находят.

*
Год столетия Великой войны. Она, может быть, и была совершенно неизбежной. Но тогдашним элитам нельзя простить, что они превратили в кладбища поля Фландрии и Белоруссии. Воевали бы где-нибудь в Африке. Несколько канонерок, рейды отрядов в сотни человек, привлечение туземцев и боевых слонов. Какие бы книжки об этом можно было написать, фильмы снять! Но сами себя «подорвали» (европейцы).

*
Если бы в России (вдруг) установилось национальное демократическое государство, то украинская самостийность и белорусский суверенитет продержались бы недолго, Россия притянула бы их своим примером. Но, поскольку вероятность РНГ совсем невелика, то братьям-славянам» придутся и дальше корячиться под властью диктатора и уголовника.

*
Опять думаю, что оригинальная русская мысль  не успела сложиться и освободиться от мифологической шелухи. И вот вся это белибердяевщина, всеединая софиология, ноосферный космизм и прочая х…ня были сохранены в качестве ядовитых ростков, приобрели притягательность запретного плода. А потом уж полезло.
Сейчас эти ядовитые философские сорняки заглушают не только рост русского разума, но и обыкновенный рассудочный здравый смысл при оценке ситуации.

*
Морлоки пожрали и выгнали элоев. Такова судьба дореволюционных «господствующих классов» - всех этих дворяшек, не ИванОвых, но ИвАновых. Вот один из таких – никогда не работал, жил на «нетрудовые доходы от тестя», потом нищенствовал и паразитировал. Подобные пили, курили, блудили (и даже уже не с женщинами, что подмечено у Климова). Сочиняли, да. Иногда не плохо. Но даже не потрудились освоить машинопись, предоставляя другим разбирать свои каракули. И даже собственные «шедевры» не хранили, а напрягали редакцию НЖ, дабы те перепечатали и вернули. Никчемные людишки – такие  что – могли бы спасти и обновить Россию? Безволие и трусость торжествовали: я твердо решился. Но тут же забыл, на что я так твердо решился… Некоторых жестокая судьба заставила все-таки работать, но какое это было мечения. Вот ивановский корреспондент признается, что лучше бы собак разводил. А тут приходится изображать из себя литератора-менеджера, но другие просто предпочли богадельню.
Правда, были Стихи – не чета советским и россиянским зарифмовочкам («поэзия морлоков» - это оксюморон!). Вот одно из моих любимых:
Свободен путь под Фермопилами
На все четыре стороны.
И Греция цветет могилами,
Как будто не было войны.

А мы — Леонтьева и Тютчева
Сумбурные ученики —
Мы никогда не знали лучшего,
Чем праздной жизни пустяки.

Мы тешимся самообманами,
И нам потворствует весна,
Пройдя меж трезвыми и пьяными,
Она садится у окна.

«Дыша духами и туманами,
Она садится у окна».
Ей за морями-океанами
Видна блаженная страна:

Стоят рождественские елочки,
Скрывая снежную тюрьму.
И голубые комсомолочки,
Визжа, купаются в Крыму.

Они ныряют над могилами,
С одной — стихи, с другой — жених.
...И Леонид под Фермопилами,
Конечно, умер и за них

*
Поэзия морлоков – это оксюморон? А как же «Гвозди бы делать из этих людей»?

*
Немцы? А что немцы. Сочетание романтических мечтаний и жадного тупого педантизма – это гремучая смесь. Ради какого-то глупого фэнтези, прикрываемого разглагольствованиями о лебенсраум, понаделали оружия, отработали лучшую в мире тактику и пошли убивать других европейцев. Самих и «обслужили» по полной – попались в одну и ту же ловушку войны на два фронта. Потом успокоились и зажили на подобающем уровне: пиво, сосиски и автопром. И что там еще канцлер-нудистка иногда «возбухает»?

 *
Из какого болота вытаскивал сам себя за волосы. И это продолжается. Помощи не было и нет, превращаешься в развалину. Правда, это «развалина» десятку на лыжах отмахать может.
Путь в десять тысяч метров начинается с первого шага.

*
Некий сноб-чистоплюй, уральский эмигрант в Богемии вздумал поучать нас по поводу «европейских ценностей», желая быть при этом святее папы римского. Вот он предлагает русским создать национальное государство. Но – как его создать без национально мыслящей элиты, появление которой надежно заблокировано. Не говоря уже о прочих блокадах. Вот он призывает не придавать значения мусульманской эмиграции в Европу. Мол, «хоттабычей» используют на грязных работах, а мусульманский фундаментализм раскрутят, чтобы потом зачистить, как это и было с нацизмом уже.
Но ведь русское сочувствие европейцам вполне понятно, когда читаешь про арабов-турок, вспоминаешь про кавказцев-азиатов на своих улицах. Да, у нас хуже. Но стоит ли так отмахиваться от проблемы. Так ли уж безобиден этот аул-кишлак! Из интеллектуального превосходства над существами, поднимающими пятикратно зады к небу, еще не следует автоматическая конвертация этого превосходства в возможность быстрого очищения цивилизации. Гитлера вскормили, а потом ликвидировали с огромным трудом, хотя соответствующие элиты и добились своего.
Про «слезинку ребенка» в перспективе «игр с Макиавелли» говорить как-то смешно даже. А про слезинки десятков миллионов детей, про тысячи разрушенных городов – ведь играя ТАК можно и доиграться до конца всего – в том числе, и своего положения на вершине пищевой пирамиды. «Богемик» - неглупый блоггер, но его манера полемики вызывает неприятие, да и неправ он может быть по существу. В той же игре с «бородатыми младенцами» выгода вполне может сгинуть в море издержек и безвозвратных потерь. Риск запредельный! Но если блоггер в споре выиграет, то Европа спасется и в очередной раз победит, а иначе – все равно.

*
Мнение о потребительском изобилии в нынешней России – это мнение людей, воспитанных на советском дефиците. Нет ни изобилия, ни качества. Недавно я обратил внимание, как в магазине «Магнит» покупатели копались в коробках с полусгнившими фруктами, выбирая еще сохранившиеся. Так можно обращаться только в какими-нибудь бездомными в цивилизованной стране, в постсовке – итак сойдет, чай, не баре). Те, кто готов платить немалую цену за такое к себе отношение трудно уважать, они сами себя не уважают, воспитанные в постоянном унижении. Если в торговле так (этот мусорный «Магнит» не закрылся, а как зараза распространяется по всей стране), то, что уж говорить о политике!

*
Увлекся на несколько дней книжками Толяна Гладилина (все-таки сказывается советское прошлое. В «ФССР» есть миленькая сцена. Итак, гэбешник готовит социалистический переворот во Франции, а для маскировки идет в парижское кафе. Что он там видит и что думает:
«Париж меня раздражал. Праздношатающиеся толпы бездельников - и это в разгар рабочего дня! Рядом за столиком нежно ворковала парочка. Небось, студент и студентка сбежали с лекций. Потом оба закрыли глаза и слились в десятиминутном поцелуе. Boкpyг люди шастают, посетители кафе глазеют - а этим все до лампочки, ни стыда, ни совести. Он ее лапал, она тихо повизгивала. "Ну, хорошо, - думал я, - девка, что с нее взять? Выпороть для науки! А вот парень? Лохмы до плеч отрастил, а если Родину придется защищать? Ты же с такой прической прицел винтовки не увидишь!..»

*
Несмотря на некоторый интерес, что-либо, кроме презрения трудно испытывать к проституированным диссидентствующим совписам, всем этим гладилиным, аксеновым, евтушенко-вознесенским, галич окуджавам и прочим вайлям-генисам с пенисами. Заискивали перед диктаторской властью и «боролись» с ней, воспевали СССР и «клеветали» на нее с западных радиопомоек. А, в общем, всегда искали ЖИРНЫЙ КУСОК ДЛЯ СЕБЯ, все остальное было до …

*
Нынешней высшей школе преподаватели (умеющие объяснить и научить) совершенно не нужны. Ученые, по-настоящему интересующиеся наукой, не нужны тем более. В цене только администраторы, умеющие манипулировать формальными «показателями». Форма уничтожила содержание.
Теперь добьют еще среднюю школу и раскурочат дошкольное воспитание…
*
Читаю в ЖЖ-х, как националисты друг друга охаивают. До политической партии переть не допереть; даже интеллектуально-политического клуба нормального  нет. Идеология нюансируется  и подменяется амбициями, с сайтов уходит в персональные дневники Дискуссии и свары по принципу «все против всех». Да-с, с такими мы «освободимся»…
А ведь быка какая-то надежда несколько лет назад.

*
Французы устроили себе праздник непослушания. Уже третье столетие празднуют.
Левых и правых избирателей примерно поровну, но здравомыслие в загоне. Левые придурки практически доминируют на интеллектуальном поле. Дело наверно в том, что правых обвинили в коллаборационизме (хотя леваки предавали не меньше) и загнали в культурную резервацию.

*
Есть Невыносимость выбора. Такое состояние наступает для людей, которые потеряли/предали свою Родину. Например, для русских, после захвата  страны бандой «интернационалистов». Сражаешься с немцами – укрепляешь власть коммисагов, записался к власовцам – стреляешь в своих. Потом или попадаешь в ГУЛАГ, или «клевещешь» против своей (?) страны. У французов тоже такое было в годы оккупации, которое большинство галлов приняло, вопреки мифу о Сопротивлении.
Сейчас в РФ примерно то же самое – хорошего выбора нет. Соблюдаешь чистоту – остаешься маргиналом, занимаешься политикой или общественной и даже публицистической деятельностью – таскаешь каштаны для недругов.
Прежней философии/литературы и прочее попросту недостаточно для поиска выхода из подобных моральных дилемм. Или же выхода попросту нет. Горе побеждённым!

*
Происходит не то чтобы немыслимое, но, во всяком случае, неординарное движение.  Недавно высокоразвитая в научном отношении страна, народ, несколько десятилетий претендовавший на то, чтобы быть авангардом будущего, за короткий исторический срок показали желание впасть в варварство и клерикализм, стремительно архаизировали свои культурные практики, не сумев модернаизироваться, приспособиться к современному миру. Впрочем, и «современный мир» переживает сходные увлечения. Стремительно исламизируется Европа, опасные реакционные  тенденции проявляет Северная Америка. Кризисная цивилизация разрушается извне и изнутри.
  Пресловутая «дорога к храму» оказалась путем к ваххабитской мечети. Но что же первоначально означал этот конкретный храм, взорванный в свое время сатанистами-интернационалистами? Конечно, многие помнят шумную кампанию по восстановлению храма Христа Спасителя в Москве. Он был взорван большевиками в эпоху борьбы с религией и торжественно восстановлен в постсоветский период. Какие же идеи были заложены в его символике. Можно согласиться с тем, что «символическая трактовка архитектурных идей храма Христа Спасителя А.Л.Витбергом выявляет ряд устремлений, родственных средневековым структурам мышления: в проекте храма отражена  тройственная панорама средневекой мистерии…  Поворот политико-архитектурной мысли к идеалам средневековья явился реакцией на рационалистические традиции Нового времени, зародившиеся ещё в эпоху Возрождения: Ренессанс возродил формы языческого искусства, неодухотвероенные какой-либо высокой нравственной идеей (??? – В.К) и его декоративизм пышным цветом расцвел в 18 в. Возврат к средневековью предполагал возврат к мистическим истокам народного духа, к религиозности, и неоромантике конца 14 в. (как и славянофилы) видели возрождение «Русской идеи» единственно возможный путь к восстановления исторического призвания русского народа, осуществляемого на основе нравственных императивов. Преодоление плюрализма и агностицизма Нового времени было возможно лишь в перспективе Нового средневековья, реанимирующего духовные ценности и мистическое мироощущение далекого прошлого» (Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец Х1Х-начало ХХ вв. М., 1991. С.27-28). .
Отказ от рационализма и идеалов Просвещения на практике не принес чаемого счастья и духовного возрождения, обернувшись скорее карикатурой «вторичной релизиозности» (Шпенглер), которая предшествует концу той или иной цивилизации. Это реально означает в нынешней РФ разрушение системы науки и образования, наплыв клерикализма и всяческих суеверий (взять хотя бы дикие очереди у того же ХХС, дабы прикоснуться к чудесным артефактам), разрушение рационального мышления и обыкновенного здравомыслия. Но есть еще и последствия для фантастического жанра. Прежде популярная «научная фантастика» вынуждена потесниться под наплывом всяческих «фэнтези», чаще всего глупых «утопий бегства». Конечно, «научный прогресс» применительно к нашей стране был сильно переоценён.

*
«Поверх барьеров»? Например, Виктория Атомовна Чаликова – знаменитая исследовательница утопий, принадлежала, несомненно, к ненавистному мне интеллектуально-политическому лагерю. Тем не менее, это не мешает уважать ее память и труды, с интересом читать и опираться на них.

*
В последнее время у нас на место некогда популярной  «фантастики ближнего прицела» приходит «фантастика ближнего боя». Сюжеты, в основном, крутятся вокруг оккупации территории РФ войсками НАТО (Китая, Японии и пр.),  и героическому сопротивлению супостатам как простых людей, так и не простых, имеющих спецподготовку. Где же вы были раньше, спрашивается, голуби наши сизокрылые, ястребы геополитические, герои патриотические - А?..
  То есть СЕЙЧАС –   где, вы!

*
Сулейман Стальский, Джамбул, Расул Гамзатов и прочая кайсынкулиевщина – какое унижение для языка Пушкина, какое насилие в этом навязывании переводов дикарей, когда такое не просто печатали, но и заставляли высоко оценивать, учить на школьных уроках – это громадное унижение Русского народа. Так что не стоит удивляться нынешним москвабадам и питерстанам. Они готовились давно и целенаправленно.

*
В попытке связать вместе разнородную земную общность мультикультурализм и поднимание на щит «примитивных культур» - это одно из самых неудачных решений. Гораздо хуже, чем «колониализм».

*
Прочел пару статей с критикой взглядов К.Леонтьева и В.Соловьева – неумные были люди и в повседневности, и, тем более, в интеллектуальной сфере. Особенно противны их нынешние поклонники и восхвалители. Подумал, что и сам бы мог подписаться под прочитанными текстами. Раньше.
Но сейчас думаю, что какая-то критика соловьевых-леонтьевых и т.п., как и «наследие» подобных чудиков уже не имеет значения. Никакого

*
Ничтожный Карпович обучил американских спецов по русистике и советологии (а другой рукой он вел идеологическую войну с Советами, редактируя «Новый журнал»). И эти последыши потом учили и учат нас жить, трактуя для русских их собственную историю. Вот что значит потерять свою историю, когда какой-то человек, имеющий должность в стране торжествующего геополитического победителя может значить больше, чем сотни родных умов.

*
Думай о мировой  несправедливости чаще, чем ешь (В подражание Эпиктету, оспаривая его).

*
319. «Оглянись на прошедшее: сколько переворотов пережили уже государства! Можно предвидеть и будущее. Ведь оно будет совершенно в том же роде и не выйдет из ритма происходящего ныне. Поэтому и безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?» - изрек когда-то Марк Аврелий.
А если не наблюдать, а жить в своем собственном ритме!

*
Перечитывая знаменитого императора-философа, думаешь, что он слишком сильно привязан к мыслям о смерти и благе.  Марк Аврелий был, пожалуй, лучшим, по нравственным качествам, правителем в истории. Но его добродетели не спасли Рим от последующего распада. Тем не менее, в такой позиции была невероятная нравственная красота. Снова думаешь, насколько же нравственная философия стоиков была благороднее примитивной христианской морали.

*
Моя «импрессионистская» книжка все же не о фантастике, а о реальной политике. Но там отсылок, возможно, больше, чем прямых описаний и утверждений.

*
Компрометирующим интеллектуальным штрихом к истории прошлого века является, например, то, что в этом безумном столетии такие придурки, как Д.Лукач, Э.Блох и т.п. считались «влиятельными мыслителями». Что тут скажешь? Остаётся только ругаться.

*
Терпим ли мы наши бедствия из-за недостатка мужества или дефицита идей. Кажется, что именно недостаток мужества не позволяет реализовать идеи, которые могли бы оказаться спасительными, дать какой-то выход и надежду.

*
Сейчас многие националисты поднимают на щит С.Семанова (бывшего главного редактора ЖЗЛ и журнала «Человек и закон»). Сей муж пытался найти сторонников «русской партии» в советском руководстве, но был жестоко обломан. Потом, долгое время он считал, что «полковник всё правильно делает». Все это свидетельствует о попытках выдать желаемое за действительное, т.е. о потрясающей политической наивности. Ну, с такими вождями разве могла и может выиграть русская партия. После уничтожения русской элиты народ превратился в этнографический материал, которым руководят все кому не лень – до полного истощения.

*
Л.Шевцова выступает не просто прозападнически, но еще и с позиций «ястребов», употребляя такие выражения, как «слабость запада» или даже его «паралич». (Очевидно, имеется в  виду то, что США и Европа, как может показаться,  несколько меньше стали лезть во внутрироссийские дела). Перебегание на сторону сильного противника – это довольно распространенная стратегия, но наши ли либералы» очевидно, не знают меры. Нет бы поддержать русское национально-освободительное движение, ту его часть, что выступает за свою демократию и национальный капитал. Так нет: «Запад нам поможет», или  - «Почему не помогает?! А-а-а!»

*
Иногда читаю свои собственные тексты, написанные несколько лет назад. Некоторые даже нравятся, во всяком случае, думаю, что сейчас так написать уже не смогу. Убывание интеллектуальной силы или какая-то абберация?

*
Чтобы посмотреть, как жгут покрышки в Киеве, несколько раз включал «Лайф-Ньюс». Довольно быстро убедился, что на канале под видом объективных новостей транслируется неприятельская пропаганда. А может ли быть иначе в условиях авторитарного «самовластья» и фактической оккупации: культурной и социально-экономической.

*
Джон Краули – писатель «под настроение». Если бы в том солнечный день, когда я впервые открыл «Эгипет», мое настроение было иным, то Краули не стал бы одни из моих любимых авторов.

*
Никогда (кроме разве что нежных возрастов) не пытался сочинять художественную прозу. Конечно, «нет таланта», хотя большинство пишет сейчас далеко не набоковским стилем; в принципе достаточно быть литературно грамотным. Но, дело еще, наверно, в каком-то «эгоцентризме» - или его слишком много, или, наоборот, мало. Не хочется отпускать от себя даже небольшую часть «Я», отдавать его какому-то персонажу. Нет, в эссеистике и т.п. моё Эго остаётся при мне, оно не расщепляется ни на какие части. (Также и быть актером, даже самодеятельным, играть других, я тоже не могу).

*
Разум как регулировщик: пропускает потоки воспоминаний и грез о будущем, контролирует, что получаешь и принимаешь извне и что выделяешь для «функции выхода».

*
«Вкус апельсина станцуйте» (Рильке)
*
Серое небо, чёрные птицы (взгляд в окно).

*
Энтузиасты трансгуманизма как-то упускают из виду, что переделка человеческой природы может поставить человеческую психику перед лицом настоящего ужаса. Есть уже несколько произведений, в которых это хорошо показано. Можно назвать французский фильм «Химера», роман «Вирусный маркетинг», написанный маренном Ледэном или любопытный опыт ретро-нуара в романе Владимира Ропшинова «Князь механический», который  строится на проигрывании мечты футуристов о превращении людей в машины, на фоне жутковатых декораций альтернативной России 1920-х годов. Если эта фантастика попытается воплотиться наяву, то ужас для оставшихся людей может стать бесконечным.
*
Возможно, для того, чтобы России прийти к подлинной демократии, нужно не только сочинять авторитарные антиутопии, а потом критиковать их, но и больше фантазировать о свободе, в том числе, о свободе национальной. Ведь фантастика не только следует за социальной ситуацией, отражая её, но и подчас опережает. Так, в переломные эпохи, например, в первой трети прошлого века,  фантасты вовсю разрабатывали сюжеты, связанные с классовым конфликтом. Или, после «культурной революции» 1960-70-х годов, в мировой НФ и фэнтези стала выделяться течения, связаннее с подъемом женского и экологического движений. В русской фантастической литературе последнего времени все более настойчиво дает о себе знать национальная проблематика, убеждения о том, что русские заслуживают более достойной жизни в прошлом, настоящем и будущем.
Пока же в реальности идеологические альтернативы превращаются в тупики, и сознание бесплодного утопизма по-прежнему  цветёт махровым цветом. Ясно, что очень многие силы и в самой России, и в мире не хотят ее возрождения, и при нашей попытке по-настоящему стать на ноги будут ожесточенно этому сопротивляться. Если у нас проснется воля к выживанию, то придется   отстаивать свою свободу и независимость, драться за свой образ жизни, культуру и возможность распоряжаться своими ресурсами в собственных интересах.
*
Галатея задушила Пигмалиона (во сне)

*
Дошедшие письма Юлиана показывают неплохого парня, с которым приятно было бы подружиться, и, выпив домашнего вина, побеседовать о поэзии и философии. Однако примитивное безумие зашло уже так далеко, что даже император не мог никак его задержать. Почти на тысячелетие опускалась ночь, в которой не было ни картин, ни грамотности, ни гигиены.

*
Возможно, с исчерпанием рентабельных углеводородов, наша цивилизация тоже погибнет, наподобие римской. Опять придут века, пока накопятся культурные силы для нового Возрождения, и опять образцом будут чудом сохраненные и реконструированные осколки европейской Античности.

*
Терпеть в своей стране миллионы вороватых бюрократов, или враждебных чужеродных интеллигентов; или инокультурную рабсилу – это примерно то же самое, что не выводить в своей квартире крыс, тараканов и клопов. До поры до времени «жить можно», но как же неудобно и мерзко. А потом и вовсе со света сживут!

*
Концовка: «как жить, если ты встретился взглядом с ликом Медузы Горгоны, если твое бытие  соприкоснулось с Ничто, если душа дрожит от страха перед безжалостным врагом. Зеркальным щитом, отражающим горгоний взгляд ужаса, для героя может стать истинное понимание ситуации и духовная смелость видеть вещи такими, какими они есть, даже если истина предстает в обличии фантазии. Нация, которая не имеет своих «персеев», со щитом ума и понимания, обречена на гибель под гнётом парализующего ее страха и/или даже непонимания приближающегося конца.
 Духовное сопротивление в почти полностью безнадежной ситуации – это пример, вдохновляющий как избранных мыслителей, так и тысяч анонимных бойцов против наступающего зла. В условиях торжества современной глобальной цивилизации, становящейся все более анти-человеческой, под финансовой и информационной властью Чужих, жестоко репрессируемые локальными полицаями,  скоро уже «просто жить», даже очень скромно и тихо,  станет практически невозможным делом. В этой перспективе МЫ ВСЕ  – ЛИБО РАБЫ, ЛИБО ПАРТИЗАНЫ».


Рецензии