Раздел 8. оьеспечивающие мероприятия центра

     8. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРА

     Начавшаяся операция «Рамзай» требовала от Центра постоянного внимания  и проведения мероприятий, необходимых для ее обеспечения. Кроме оказания помощи и контроля за хо-дом  легализации Зорге в Германии и прохождением маршрута, Центр  готовил каналы  свя-зи Зорге с Москвой: радиосвязь напрямую из Японии через радиоузел во Владивостоке (опе-ративное название радиостанции – «Висбаден»), курьерскую связь в Китае и непосредствен-но в Японии, запасной вариант – связь через радиостанцию шанхайской резидентуры, под-бирал конспиративные адреса и квартиры. Задействованных в операции лиц надо было снаб-дить соответствующими легендами, паспортами, денежными средствами, обеспечить их вы-вод в промежуточные страны.
     Одновременно с этой работой продолжался упорный поиск кандидатов для создаваемой резидентуры. По линии Коминтерна в июле 1933 года было получено согласие японца-коммуниста Мияги, проживавшего в США,  на трехмесячную поездку в Японию для оказа-ния помощи представителю ИККИ. Ему были даны условия встречи в Токио с нужным чело-веком. При этом следует  подчеркнуть, что Мияги крайне неохотно согласился на поездку с неясными для него целями и тянул с отъездом. Потребовалось напомнить ему о партийной дисциплине и только в начале октября он отправился в Токио. В августе в Чикаго через представителя Центра Зорге  были переданы  данные на Мияги и условия связи с ним. Был обеспечен выезд также радистов «Бернгардта» и «Эрны».
     Поскольку обстановка в Германии была крайне сложной и не было стопроцентной уве-ренности, что начальная стадия операции «Рамзай», связанная с легализацией Зорге в Герма-нии, завершится успехом, Центр вел также интенсивную работу для  использования различ-ных каналов с целью изучения возможностей для проникновения  в высшие военно-политические круги Японии. Берзин принял решение параллельно с операцией «Рамзай» за-действовать шанхайскую резидентуру и  отдельных разведчиков-нелегалов – Айно Куусинен и Гюнтера Штайна для изучения обстановки и возможностей в Японии для проникновения на главные объекты разведки.
     Из перечисленного выше,  видно насколько  сложной, объемной  и ответственной работой  был занят Центр. При этом поджимали сроки.  Поэтому наряду с положительными результа-тами были и недостатки. К ним можно отнести следующие: Мияги являлся членом коммуни-стической партии США (японская секция), к которой было привлечено пристальное внима-ние японских и американских КРО, Мияги не был завербован. Он выполнял партийное пору-чение и никто не мог дать гарантию, что он согласится остаться в Японии на срок более трех месяцев и работать в качестве агента. В США у него оставались отец, подруга, друзья и то-варищи по партии.
     Для радистов Бруно и Эммы Виндт были неудачно  подобраны элементы легендирования, которые сказались после их приезда в Японию. У бывшего моряка не оказалось природных данных, чтобы выступать в роли бизнесмена и это привело к крайне отрицательному психо-логическому воздействию на него, которое сказалось на  работе в качестве радиста.
     Вукеличам дали денег в обрез, хотя не исключено, что  они сами не расчитали возможные расходы. Но до приезда Зорге в Токио и встречи с ним Вукеличи бедствовали и вполне мог-ли привлечь к себе внимание.


Рецензии