Адмиральский час

 
                Адмиральский час (ист.), -
                выражение,появившееся при ПетреI и
                означающее период  предобеденного отдыха
                (Военно-морской энциклопедический словарь)

Норд дул противный и влажный. Это летом он хулиган-мальчишка, бьющий стёкла, задирающий подолы платьев у молодых женщин, заставляющий их прижимать платья и даже приседать.

Он и сейчас пытается быть хулиганом, но окна закрыты, а женщины все в пальто или плащах. Вот и гонит он перед собой серые влажные тучи. Тучи оседают серебреными капельками на хвое сосен. А ветер, своим очередным порывом сбрасывает их мне за шиворот. Зябко, мерзко, а если точнее, просто холодно на этой горке. Внизу море серое и неприветливое.

Тучи убегают туда, где должен быть Нарген. Не видно его. Волн на море особенных нет, ветер-то всё гонит от берега. А в море идёт "вояка". Вот где не соскучишься. Он идёт вдоль волны и качка на нём, вероятно, изрядная. На базу идёт. Сейчас отшвартуется у причала и поспокойнее на нем станет.

Пришлось единожды побывать на военном судне. Школу юных моряков, по выражению наставников школы - оморячивали. И в день выхода в море был, если и не шторм, то свежий ветер наверняка. Мало приятное ощущение валкой палубы под ногами. И буханье волн в борт. А на мостике и того интереснее. Водяная пыль, почти мгновенно, залила мои очки. И фотографировать в темпе пришлось. Сфотографировал - аппарат спрятал.

И мне на базу надо. Приглашал уж давно меня мой хороший знакомый к себе на пароход. "Если тебя пропустят," - оговаривается он.

Вот и попытаюсь прорваться. А пароход-вон он стоит. На борту, по всей высоте АЛИ АМИРОВ. Белая надпись на чёрном фоне борта. На палубе - ярко-оранжевая вышка. Она совсем не красит корабль, но ведь кому-то надо и с этим работать.

Внизу ветер хоть и не бросает в меня капли, но гудит в сложенных трубах. Это почти концерт для ветра на трубах и с завыванием в проводах.

Унылая стена портобазы, ворота, но они закрыты, и дверь в проходную. Вот её-то и надлежит пройти мне.

Дверь открывается с трудом, зато с большим удовольствием захлопывается, защемляя заднюю (заднюю - это, чтоб вы похихикать могли) ногу. В проходной - унылый свет и унылый вохра пьёт тоже как-то уныло чай.

Не смотрю на охранника, делаю вид, что я свой. В голове крутится тормознёт-не тормознёт. Но он пьёт чай.

Дверь, которая по другую сторону проходной легко распахивается, зато закрывается только с третий попытки. Ветер гонит меня к пирсу. Под ногами уже и не асфальт, а доски пристани-причала. Они такие гулкие, и сразу вспоминается купальня, где мы ходили специально топая. Впереди "Али Амиров". Только краешки букв и видно.

Трап, а у трапа никого. Но когда подхожу и ставлю ногу, чтоб подняться наверх, из-за борта появляется голова вахтенного, от ветра прячется.

"Что надо?" Объясняю. "А командира нет. Он в управление ушёл".

Вот теперь и я буду звать его - КОМАНДИР. Всё лучше, чем просто по имени или даже по имени-отчеству. Звучно получается и по делу.

Ну, что ж не повезло. Иду в конец пирса, посмотреть, что этот "вояка" вытворяет. А он собирается стать на бочку. Это когда судно, оставаясь на рейде, не становится на якорь, а крепит швартовые к бочке предварительно заякоренной.

Вот и пытается швартовая команда, в оранжевых жилетах, завести концы на бочку. Волна ялик так бросает, а сидящие в нём, просто боятся. Ничего не получается. Только подойдут к бочке, как волна отбрасывает. Вот и мучаются.

Посмотрел-поглазел. Пошёл назад, а Командир навстречу идёт. Руки для объятий расставил. Обнимаемся. "Как прошёл?" - "Так приглашал!" - "Ну, пошли!"

Поднимаемся по трапу. Рапорт вахтенного. Такой простой, совсем не по-военному звучит, но всё же понятно, что произошло на судне за время отсутствия командира.

"Тебя спрашивали, командир,"- и кивок в мою сторону. Командир руку вахтенному пожал, меня в дверь протолкнул, и мы внутри. И сразу окружили корабельные запахи. Свеже-покрашенные переборки (так стены называются), горячее масло, немного осталось от моря и что-то ещё в этой смеси такого неповторимого и хорошо знакомого. А, что вспомнить так и не смог.

На судне тишина, только где-то глубоко внизу бухает кувалда. И палуба под ногами пританцовывает. Метр вперёд, метр в сторону. Не хочу ни с чем сравнивать судно у причала стоящее. Всё уже было. Был и конь в стойле стоящий, был и воин в бой рвущийся. А он просто стоит у причала и движок, где-то работает, кувалда бухает, волна в борта не слишком ласково шлёпает. "Адмиральский час!"- пояснил Командир. Что такое это за час такой, потом узнал.

По ковровой дорожке (ведь это надо же) проходим в командирскую каюту. Простенько, и со вкусом, как говорится. Два помещения (хотел написать - комнаты) в одной койка - спальня, а в другой стол-стулья, и гостей принимать можно. По словам Командира к его каюте и туалет с душем пристроили. По требованию министра, который посещал "Али Амирова"

Всё показал, объяснил.

"Идём, пароход покажу." И мы идём по каким-то переходам-коридорам. И поднимаемся в святая-святых. В ходовую рубку. Можно сказать, и рулевую рубку, ошибки не будет. И то, и то правильно.

Командир с таким азартом, восхищением и упоением рассказывает о своём пароходе, что у меня просто слюнки текут.

Прямо под рубкой основание вышки и ещё какие-то непонятные приспособления и механизмы. "Водолазный колокол", - объясняют мне. Чтоб показать возможности судна включают какие-то приборы. В рубке всё начинает светиться и подмигивать огоньками. Интересно-то как. Но тут зуммер телефона. Вахтенный, а он главный сейчас в рубке, поднимает трубку. -"Командир это тебя. Уже ждут в кают-компании."

Я понимаю, экскурсия закончена, пора и честь знать.

"У нас сейчас обед," - объясняет Командир - "я приглашаю тебя. Не отказывайся. У нас не принято гостей отпускать голодными."

Опять переходы-коридоры. И опять каюта Командира. Руки мыть. И опять переходы. У одной из открытых дверей Командир приостанавливается, и внутрь помещения:"Нуш олсун! Приятного аппетита, ребята!" В ответ, почти хором:" Спасибо, Командир." Здесь команда принимает пищу. Столовка, значит.

Два-три метра и другая дверь. За нею помещение вдоль борта с окнами на море, на корабле нет окон - значит иллюминаторами на море. Сейчас, правда, только горка видна. Оттуда я спустился.

Переборки, а не стены вовсе, под дерево отделаны. Длинный стол. Люди в форме. Сидящий во главе стола встал, уступая место Командиру.

"У нас гость. Это мой старинный друг,- (дальше по имени-отчеству. Это он меня так представил).-"Прошу любить и жаловать." Сразу зашевелились за столом - место по левую руку от Командира, с ним рядом для меня освободили, столовый прибор поставили. Тихо за столом, вполголоса разговаривают. Матрос в белом переднике принёс супницу. Кто-то сидящий рядом (было видно - отработана система) начал разливать суп по тарелкам. Первая Командиру. А он мне уже её передал. Так в тишине и разлили супчик. Только разливная ложка постукивала.

"Приятного аппетита!"- это Командир. "Спасибо!"

Только начали пробовать первое - дверь открывается. Опоздавший: "Разрешите." И молчаливый разговор Командира с пришедшим.

"Всё в порядке. К вечеру закончим."

Видно это они кувалдой бухали. Только закончили с первым, тот же матрос второе принёс. Только уже по тарелкам разложенное. И опять первая тарелка Командиру, а он мне.

Только закончили со вторым, как: "Командир, разреши покинуть?" - "Да, конечно" Торопится. Ему видно работать надо.

А нам ещё и компот принесли. Потом повисла пауза. И отобедали уже, и вставать из-за стола надо бы. А сидят, ждут чего-то. Приходит матрос - посуду убрать. Командир ему: "Спасибо. Всё вкусно было!" Только тогда заговорили вставая.

Прошли опять в командирскую каюту. Посидели, вспоминая обо всём, что было у нас общее. И опять Командир с восторгом, тем самым восторгом, с которым он рассказывал о корабле, рассказывал о внучке.

Попрощались, и он пошёл проводить меня. Вместе со мной вышел на палубу, ещё раз пожали руки. И я сошёл по трапу на пирс. Оглянулся, а он уже заходил во внутрь своего парохода. Вояка всё-таки встал на бочку (а может - стал?). Носом к волне. Внутри, небось, спокойно стало.


Рецензии
Вот ответ из ВИКИПЕДИИ.

«Адмира́льский час», также адмиралте́йский, — в русском языке укоренившееся со времён Петра I шуточное выражение, обозначавшее час, когда следовало приступать к водке перед обедом.[1] Также фразеологизм, означавший полдень, время завтрака или раннего обеда.[2]

Как сам Пётр, так и его сподвижники — сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, — прерывали заседания присутствий для обеда в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили выпить рюмку водки в новые для того времени ресторации — австерии.[1]

Выражение употреблялось в шутку теми, кто хотел дать знать другим о своём желании выпить рюмку водки: он говорил, что «адмиральский час» наступил или прошёл.[3]

Существует, впрочем, и другая версия происхождения выражения «адмиральский час». Согласно ей речь идет о двух часах отдыха после трудов праведных, которые следовали после традиционного полуденного обеда. Кстати, на судах Российского императорского флота послеобеденный сон блюли свято, особенно если речь шла об отдыхе нижних чинов. Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причем отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843–1904).

Георгий Коновалов   06.03.2014 19:30     Заявить о нарушении
http://fleetphoto.ru/photo/209777/
Интересно про пароход написано, тем более, для бакинца интересно. Даже посмотрел по интернету что это за "Али Амиров".

Но меня, вообще говоря, больше интересовали в свое время военные корабли, а особенно моряки. Среди них были очень интересные люди, которые при этом гордились, что они моряки-каспийцы. У моряков-каспийцев (это конечно мелочь) еще в с кон. 1950-ых было принято носить "особые" фуражки, с широкой тульей в задней ее части. Никто тогда подобных не носил, но все офицеры-каспийцы заказывали себе такие фуражки.

Такие вот воспоминания на каспийские морские темы.

Успехов!

Игорь Абросимов   15.07.2017 20:59   Заявить о нарушении