Эпизоды из жизни Артюши Ги 9

Находиться  с ними под одной крышей было для Артюши, как постоянно быть готовым к вступительным экзаменам в академию генерального штаба, но тем не менее воспоминания о розах, фирах и симах бывали захватывающими, как катание на американских горах.
Занятый размышлениями не по теме Артюша добрел  до зала, где превратница, сухонькая старушка, дремала на своем стуле, а на другом стуле, по другую сторону дверей, дремал ее восковой двойник. Артюша знал эту женщину много лет.
Когда-то он он даже разговаривал с нею на тему ее незаменимости. Она работала в музее очень давно, но двойника ей отлили, когда кто-то из творческой администрации заметил, что она больше не стареет.  Иногда их с двойницей меняли  местами, чтобы еще больше озадачивать публику. Старушка гордилась, что она является частью экспозиции, и на не нее, на как не разорвавшиеся фугаски, приходят смотреть целые толпы народу. Она научилась сидеть с полузакрытыми глазами неподвижно часами, но иногда пугала посетителей, если вставала по необходимости. Артюша как-то спросил ее про одежду на двойнике, но ответа не получил.
Сегодня в зале никого не было кроме него, и он решил развлечься на свой манер: он подошел к восковой двойнице и поднес ей под самый нос палец. В ту же секунду за его спиной разнеслось предупредительное покашливание и предложение не трогать экспонат. Превратница не была враждебно настроена потому что была неустанной участницей практической шутки. Артюшу она, конечно, не помнила, потому чтио в интервалах между их общениями мимо нее  проходили тысячи интересующихся.
Артюша сделал невинное лицо и сказал, что его послали в музей из радиостанции, где он работает, чтобы он взял интервью у двух превратниц то ли 18  то ли 19 залов. От его слов старушенция оживилась: должно быть не так часто к ней заглядывали с радиостанций.
- У меня тут небольшой вопросничек, если я вас не отрываю от работы... Скажите пожалуйста, как вас зовут, место и время рождения и назовите место последнего трудоустройства до работы в музее.- Артюша достал свой телефон, сделал вид, что поставил его на запись и стал полубезразлично ждать ответов.
Старушка довольно внятно ответила на все вопросы, включая последний: в 1944 году она работала упаковщицей боеприпасов среднего калибра в восьмом патронном цехе на капсюльном заводе...., а до этого вальцевала гильзы... пока не случился несчастный с ней случай на призводстве, после чего ее перевели работать в музей на склад  учетчицей...., и только потом она оказалась в этом зале.
Артюша был впечатлен детальным и сухим изложением фактов ее карьеры.
Сам он никогда в военных действиях участия не принимал, хотя и служил однажды в рядах Красной Армии.
Однако романтизм изнурительного труда подростков, кующих победу в тылу был ему не чужд, как истинному патриоту.
Как только она закончила рассказывать про работу учетчицей, Артюша задал ей вопрос о ее двойнице: кому это и когда  пришло такое в голову.
Этот вопрос ей был хорошо знаком. Видать, не только Артюшу такое заинтересовало, и она поведала ему, что лет 15 назад болела воспалением легких, но постельный режим до конца не соблюла, а вышла на работу раньше времени полного выздоровления. Поэтому была слаба и бледна, как воск. Вот тогда-то кому-то и пришла идея сделать восковую фигуру, похожую на нее, как 2 капли воды, чтобы снимать напряжение у посетителей музея.
Артюша поинтересовался, а как же снимали напряжение у посетителей до появления  ее восковой двойницы.
Оказалось, следующего зала с экспозициями тогда не было, а был там буфет, в котором торговали пивом и сосиками. Но сосиски до прилавка редко доходили, потому что все расходились по своим.
Артюша уже и не знал было, чтобы еще спросить и как обычно в подобных случаях представил на своем месте  какого-нибудь знаменитого раздолбая-счастливчика – чтобы спросил бы тот. Важно было только подобрать правильного кандидата для представления. На этот раз жребий выпал на небритого переростка финно-еврейской национальности – Ивана Урганта.
Сказать по правде, Артюша ненавидел эту русскую страсть к подражательству других лиц.
По его мнению с подражательством также как и узаконенно-безрамерным пушкинизмом у нации был явный перебор.
Он понимал, что такое явление не появилось на ровном месте, просто подражание кому-нибудь снимает с исполнителя всякую ответственность за сам материал. Актер не говорил ничего оригинального – он просто подражал голосом, манерами и текстом, как из кривого зеркала. Всем это безумно нравилось. Подражателей развелось во много раз больше, чем оригинальных исполнителей, и их даже не называли больше дружественными шаржистами.
Артюша в спорах на эту тему называл подражательство приемлимой обществом формой жизофрении, а программу «Один в один» считал пиком такой манифестации.
 Он говорил: « Взять к примеру артиста Галкина, который на сцене изображает любовный треугольник, в углах которого стоят жена, Киркоров и он сам. И все при этом не только курят и строят глазки, но и поют своими голосами.»
Артюша, как бывший музыкант и умница, умел подражать не только внешне, но и внутренне – он мог себя настраивать на нужную волну и модулировать свое мышление под кого хотел. Он представил лицо Урганта, когда тот задает вопросы своим ночным гостям, и спросил его голосом: « Но вот что конкретно вы считаете самой трудной частью вашего сотрудничества с двойницей?»
Старушка напружинилась, пожевала невидимое во рту и произнесла неуверенно: «Радевать и одевать  фигуру. Мне было доверено следить, чтобы мы выглядели одинаково опрятно. Я меняю свой рабочий халат еженедельно. Пришлось сконструировать и сшить халаты для двойницы, но раздевать и одевать ее все же непросто.»
Артюша входил в роль по-ночному глуповатого Ивана и спросил: « Что же в этом такого сложного?»
Превратница посмотрела на него, как на умственного недомерка и ответила вопросом на вопрос: « А вам когда-нибудь приходилось раздевать негнущееся тело сидячей женщины?»
Артющин мозг напрягся от воспомимамий на предложенную тему и ответа не нашел.
Старушка и не ждала ответа, как такового, потому что ее вопрос для нормальных людей  был риторическим, но этот человек с радиостанции явно не догонял этого. Она продолжала, что пользоваться пылесосом было невозможно, и пришлось выкроить халат со срытыми для глаз застежками-молниями, но чтобы и ими пользоваться нужна определенная сноровка и гибкость пальцев.
Артюша решил сменить тему: «Расскажите, а где вы живете и какие льготы получаете, как ветеран тыла?»
Превратница посмотрела на часы и сказала, что рабочий день у нее закончен, но ему, так уж и быть, она расскажет и покажет, чтобы ему сюда лишний раз не маршировать.


Рецензии