Книга 13-я. Напраслина

НА СНИМКЕ:  Отец автора - Давид Рахлин - заключённый лагеря Воркуты вскоре после ликвидации "особлагов", незадолго перед реабилитацией, после шести лет сталинской каторги.


ОТ АВТОРА: По совету и пожеланию одного из рецензентов данного произведения на портале "stihi.ru"для удобства авторов и пользователей сайта прозы размещаю свою давнюю поэму ещё и здесь. На "Стихире" её тексту предпослано авторское предисловие, от которого не отрекаюсь, но, ради простоты и краткости, здесь опускаю.

 Светлой памяти моего отца
               Давида Рахлина

Как эта тема нынче модна:
в любую щель её суют!
Но мне опять свиные морды 
Уснуть спокойно не дают.

Не просто – ужасы о культе,
Не нос по ветру, не елей…
А просто ноют, ноют культи
Души обрубленной моей.

              I.
Припомним юношеский пыл: 
сияло солнце, было лето.
С порога школы я ступил
в огромный мир добра и света.
О, как я верил в этот мир!
Казалось, каждый летний градус
и каждый августовский миг
мне принесут успех и радость!
Казалось, если постоять
вот так, без дум, на перекрёстке, -
зелёным шёпотом берёзки
должны дорогу подсказать.
Мир откровенничал – и я с ним!
Сверкало, пело всё вокруг,
всё было праздничным и ясным,
простым и правильным! Но вдруг…

           II.
Припомним юношеский пыл…
Да что припоминать?
Как мой отец оболган был?
Как оболгали мать?

Пришёл домой. Узнал, Страдал.
Опомниться не мог.
Потом – рыдал, рыдал, рыдал…
Пока не изнемог.
Потом – уснул. И снилось мне
(отяжелел – не встать),
что в нашу дверь, как в тяжком сне,
стучат отец и мать…
Как сердце, тикают часы  -
открой, открой скорей!
Но тяжек сон. Недвижен сын.
И не открыл дверей…
Да, я тогда не отпер им –
уж, видно, потому
пришлось родителям моим
уйти назад – в тюрьму.

           III.
Без радости, без луча
юность моя прошла.
Пиджак с чужого плеча
да хлеб с чужого стола.

Да у тюремных ворот 
ожидание без конца.
Да письма два раза в год
От матери и отца.
Бесполезных жалоб слова
(на конверте пишу: «Москва…»),
да один за другим ответ:
на бумажке тупое «Нет!»

Да молоточка стук
по посылочкам: тук-тук-тук!

           IV.
Солнце. Сосны, Откос.
Стрекозы блестят на лету.
Поезд, сквозь строй стрекоз
летящий на Воркуту.
Шпалы. Шпалы. Шпалы.
Стальных им не сбросить пут.
Как люди, устало и вяло
под поезд легли – и ждут.
По зыбкой, по зябкой почве
легла в туманную жуть
дорога углю и почте,
из воли в неволю путь…
 
Была, должно быть, морока –
трудиться  в поте лица…
(«Папаша, кто строил эту дорогу?» –
я   спрошу у отца.
Ответит: «… их заклеймили,
а они – на своём горбу…»)

Граф Пётр Андреич Клейнмихель
перевернулся в гробу!

Северная жара –
прохлада и духота,
морошка и мошкара –
и вот она, Воркута!

Вознеслись терриконы
пирамидами до небес.
Волей каких фараонов
они воздвигнуты здесь?
Да полно, неужто живы
Совесть, Верность, Любовь?

Привет вам, полярные Фивы,
от сына ваших рабов!

             V.
Я в гостинице «Север».
      Невысокое новое здание.
«Все удобства».
      Узкий номер на четверых.
Я проснулся ночью от солнца.
      То ли позднее, то ли раннее,
заглянуло в окно – и обрушилось
      водопадом лучей своих.

Я оделся и вышел.
      На улице было по-прежнему
одиноко и пусто.
      Но над слоем скупой мерзлоты
красовались  цветы.
      Чересчур уж, пожалуй, нежные,
Но - цветы!..

Да, сомнения нет:
        в этой, проклятой Богом, обители
издевательств бессмысленных
        и немыслимых дрязг
расцветали цветы,
        неуютного Севера жители,
улыбаясь ночному солнцу,
       не сгибаясь, смеясь и борясь!


             VI.
Да! Совесть, мужество и честь
и в этой яме есть!
Где их нашёл я, наконец?
В твоих глазах, отец!
Ты головою не поник,
хоть так истерзан ты,
и не утратил ни на миг
своей большой мечты.

Крепчайшее из всех сердец –
в твоей груди, отец!

Бывало, прежде твой досуг –
тетрадь и карандаш.
Бывало, твой сердечный друг –
крест-накрест патронташ.
Бывало, в схватках ты бывал
с Петлюрой и Махно.
Бывало, песни ты певал,
бывало, Маркса ты читал, –
бывало… но давно!

Пришли другие времена:
бесславье и навет.
«Скажите, в чём моя вина?
За что?!» - Ответа нет.

Но есть тюрьма, и есть этап,
и есть немая Воркута
на десять долгих лет…


             VII.
Что такое геройство?
              Что же такое – геройство?
Нам говорили – Зоя.
               Нам говорили – Матросов.
Мы задавали в школе
               тьму наивных вопросов,
не зная, что есть геройство
               совсем особого свойства.

Слава мужеству павших,
               ясному и простому!
Но если, чудом воскреснув,
               вы, герои, узнали б
про стоиков безымянных,
               про стойкость их и про стоны, -
что б вы сказали, герои?
               Я знаю, чтО вы сказали б:

«Телом своим прикрыть амбразуру вражьего дзота –
              Это – ЛЕГКО:
Мы защищали друзей по оружию, гибли от вражеских пуль.

Петлю раздвинуть на собственной шее
и выкликнуть людям прощальный  призыв –
это ТОЖЕ ЛЕГКО:

люди – свои, палачи – чужаки,
всё здесь понятно, и просто, и ясно!

Плюнуть в лицо мучителю
последним выбитым зубом
и не сказать ни слова,
не выдать своих однодумцев –
это ТАКЖЕ  ЛЕГКО:

зуб всё равно последний,
жизнь всё равно потеряна,
за однодумцев же можно
и жизни не пощадить!..»
…………………………….
…А теперь представьте иное:
перебиты руки и ноги,
и лицо разделано всмятку
револьверною рукояткой.

Вы лежите и помираете,
а за что – и  сами  не знаете…

Вроде, вы сражались за Родину,
вроде,  ей вся жизнь была отдана,
вроде, сил не жалели, и, вроде,  вы
в краткой жизни не знали отдыха…

Почему же люди из   о р г а н о в
Не щадят ваших внутренних органов?

Вы лежите, почти не дышите,
только вдруг к вам пришли на выручку –
говорят: «Мы вас мигом вылечим,
если вы    в о т   э т о   подпишете:

«Я, имя рек, -
ничтожнейший человек,
с пелёнок враг народа,
взрывал на воздух заводы,
выкашивал пшеничные заросли,
вынашивал двуличные замыслы,
втирался к народу в доверие,
покушался на тёщу Берии…
Я – ничтожнейший человек!
Расстреляйте меня!

                (Имя рек).»

А теперь – разрешите спросить ли? –
что б вы делали, как поступали?
Рассмеялись в лицо искусителю
или – взяли б да подписали?

Если первое –
дело верное:
вас постигла бы смерть мгновенная.

А ведь в жизни самое страшное –
это смерть совершенно зряшная.

Ну, а если выбрать второе?
Тоже смерть, но мучительней втрое:
Гибель – жизни уподоблённая.
Смерть – до гибели оскорблённая.

НО И ПЕРВОЕ, И ВТОРОЕ –
ЭТО
     УДЕЛ
                ГЕРОЯ!
 
            VIII.
Отец мой, ты был героем,
            ты в испытаниях выстоял –
не изверился
            и не предал
юношеской любви.
Неизъяснимо родные,
            невыразимо близкие,
лучились, сияли радостью
            родные глаза твои.

Мы провели бок 0 бок
            пять суток в тесной каморке -               
прожитому, пережитому
            подводили  итог…
Но вдруг становилось душно,
            как в обмороке, как в морге:
тяжёлой походкой хозяина
            в каморку входил бульдог.

Он был в сапогах, портупее
            и в офицерских погонах.
Он был по-будьдожьи цепок
            и по-бульдожьи прост,

и перед ним отец мой
            безропотно и покорно
по давней, трудной привычке
            вставал в свой огромный рост.

Сокол в лапах шакала,
          смельчак в услуженье у труса,
рыцарь, стоящий на вытяжку
          перед хамом и подлецом –
вот он, зловещий символ!
          Вот гнуснейшая гнусность!
Вот, эпоха Напраслины,
          твоё  бульдожье лицо!


                IX.

Новелла о профессоре философии
               
               
                Э.Г.Лейкину

Один профессор философии
на шахте стал табакотрусом (1).
Но, каторгой исполосованный,
не стал собакою и трусом.

Однажды вдруг шумок по лагерю…
Заваривается  каша:
играют финками, «Пора!»,– говорят,–
«Рыскнём!»,  – говорят,  –
Хоч ночь, да наша…»

Волынка!..
      Власовцы с бандеровцами
в обнимку ходят - не горюют.
"Шестёрки" ластятся под деревцем
к бандеровскому главарю…

«Ещё бы: это, брат, не шуточки!
Попробуй к вахте (2) сделать шаг  ты –
уж  мы-то  знаем эти штучки:
ты не дойдёшь, ишак, до шахты:

прибьют!..» –
 
      …Но нашего профессора,
казалось, это не пугало.
И вот, поужинав превесело,
на  шахту весело шагал он.

Трусить табак там было не у кого,
но шёл он, будто в этот вечер
решил  на деле дать всем неукам
урок борьбы противоречий…

И подошли к нему бандеровцы…
и он вздохнул светло и трудно,
и повели его под деревце, – 
под то, единственное в тундре!

«Я – коммунист, –  сказал он тихо, – 
мне с вами  не о чем балакать…»

Его избили зло и лихо –
едва добрался до барака…

А поздно ночью, полупьяные,
в барак ворвались надзиратели –
и матерились очень рьяно,
и били  очень назидательно:

одних  побили как фашистов,
других побили как баптистов…
Его побили как троцкиста…
А он – остался коммунистом!

Остался верен зову правды,
омытой кровью и слезами!

Добро, профессор: с честью сдал ты
по философии экзамен!


                Х.
И наступило страшное «сегодня…»
Я пропуск сдал чертям на проходной –
и кованые двери преисподней
в последний раз захлопнулись за мной.

А там, тоски исполненный нездешней,
там, за колючей, адскою чертой,
стоял и молча плакал бедный грешник –
коварным богом проклятый святой.

Вот так, по обе стороны ограды,
чертою роковой разделены,
стояли, расставаясь, узник ада –
и вольный раб того же сатаны…

С тех пор лишь раз мне тяжелее было:
спустя четыре года, в феврале,
когда сомкнулась над тобой могила,
и я лежал, простёршись, на земле…

             
                XI.
Ты познал все тяготы этапа
и тюрьмы убожество и смердь.
Оставалось в жизни два этапа:
реабилитация – и смерть.

Возблагодарим богов нестрогих
за судьбы  гуманный поворот:
ведь этапы эти в жизни многих
строились как раз наоборот…


                XII.
Два нежных сердца было на Земле.
Одно из них – давно в сырой земле.

В другом – тоска, смятение и боль,
Тупая, нестихающая боль…

Но тягостнее боли, хуже мук –
привычность боли и обычность мук.

А раньше было так: рука в руке,
и сердце – к сердцу, и рука – в руке!

Сполагоря им был наш трудный век!
По лагерю им дал наш трудный век…

Два нежных сердца было на земле…
Теперь они давно в сырой земле. (3)

      
                XIII.
Не принимая за лекарства
неволю,  голод, царство тьмы, -
я никогда  не зарекался
ни от  сумы, ни от тюрьмы.

Я с аппетитом ем тушёнку,
что чуть помягче голенищ
и, суетясь, как  Евтушенко, –
как Чичибабин, гол и нищ.

Умей довольствоваться малым,
будь  добродушен и румян –
и  прослывёшь хорошим малым, 
и будешь мил  своим  друзьям.

Но как нетронутое свойство
всемирно жаждущей души, –
живёт святое беспокойство,
стихи слагаются в тиши.

Назло и фактам, и примерам,
циничным,  желчным и тупым,
живёт во мне  ребячья вера, –
всё тот же юношеский пыл!

О нет, ведь я отнюдь не страус –
башку не прячу  под крыло,–
я  вижу ясно, что остались 
ещё напраслина и зло.

Пусть мне с лихвой уже за тридцать,
Пускай паду я, наконец,
но с ними сжиться и смириться?! – 
Ты не простил бы мне, отец!

В единоборстве благородном,
с чумной напраслиной в бою
за мир грядущий рано отдал
ты  жизнь прекрасную свою…

Он впереди… Он близко где-то,
моей душе всё так же мил!

О, как я верю в этот мир:
В огромный мир добра и света!
 
1962


Рецензии
Спасибо, Феликс, Вам за поэму, написанную чутким, искренним, любящим сердцем!
Очень сильное впечатление производит. Добро побеждает зло. Но надо,надо вести людей за собой по этой тропе! Кому же? Поэту с трепетным сердцем.
Ну и писателям, конечно, у которых сердце чистое и дух правый.
С благодарностью и уважением

Натали Соколовская   10.06.2014 19:00     Заявить о нарушении
Уважаемая Натали Соколовская, право, не ожидал, что вещь, написанную от чистого сердца, но без достаточно искушённгого литературного опыта, будет принята так тепло читателями и коллегами спечтя много десятилетий после описанных событий. Но веди и до сих пор, несмотря на огромное количество литературы с попыткой осмыслить всё, что тогда произошло, и до сих пор мало кто может исчепывающе объяснить пружины тех событий.И более того: налицо коллективное, можно сказать, всенародное стремление всё забыть и, как минимум, всё оправдать.

Благодарю Вас за тёпоые слова и понимание.

Феликс Рахлин   11.06.2014 17:51   Заявить о нарушении
Вы правы, Феликс, я согласна.
Но это большая ошибка.
Беспамятливые люди, страны очень жестоко платят.
Искренне желаю во всём удачи, радости, прекрасного лета!
С уважением

Натали Соколовская   11.06.2014 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.