Звезды над урманом часть 28

Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2014/02/01/418

– Отче, много неведомого ты мне сказывал давече, да мало чего уразумел я.
– Спрашивай, Никита, а я отвечу тебе, коли что неясно. Ведь порой лучше лишний раз спросить, чем невеждой прослыть, скоморохом или шутом пред людьми себя выставить, – согласился старец, внимательно рассматривая происходящее действие у ногайских юрт.
– Вот про Байкал синий ты поутру сказывал.
– Озеро есть такое в стороне восточной. Вода в нем чистая и светлая, прям как очи голубые у красной девицы. Шибко большое и широкое оно. Такое огромное, что с одного берега только полосочку другого брега и видно. Глубину его измерить не хватит воздуха, коль нырять, но дно видно сквозь его воды, как на ладони горошину. А нарекли его люди байским, то бишь богатым. Бай – это, стало быть, богач. А слово «коль» – «озеро» переводится. Вот и нарекли сие озеро Бай-коль. По-нашему, Богатое Озеро будет. Большое и главное, так я разумею.
– А про реку Ра что растолкуешь? – не унимался Никита.
– Да энто проще пареной репы, отрок. То и есть река великая Волга наша. А Ра – ее исконное название, только нынче на татарский ляд перелажено. Ведь у нас изъясняются как? «Направо», «налево» глаголят. А у них талдычат: «солгА», «волгА». То бишь отмежевали татары с ливонцами границы Руси нашей от реки Салка на Балтии до реки Волги. И не смей, русич, далее границ сих соваться. Вот вам граница слева, а вот вам граница справа. Обложили ироды Русь Великую. Но пала ныне Орда да Казань с правой сторонушки. По другую, левую руку Ливонский орден развалился. Вот вам и солгА-волгА. И дойдем мы теперича, ариев правнук, до озера синего, до самого Байкала. Как и предрекали нам волхвы, пращуры наши, которые звезду опричную в древнем небе разглядели и предсказали возрождение царствия великого.
– Ответь, дядя Гостомысл, и на последний вопрос. А что это за море такое – Хва, Хвал, Хвалское? Али как его? Будь оно неладно! Язык поломаешь, покуда вымолвишь название моря неведомого.
– Да Каспий это, недотепа! Куды наша Ра воды несет, – поучительно похлопал по плечу каменотеса Гостомысл, вглядываясь вдаль. – Кажись, заварушка в стане астраханцев какая-то начинается. Ну-ка, подай-ка огниво, отрок, пора, видно, нам Самурхана Огненного запущать да наших кипчаков из беды выручать, если, конечно, получится вычур задуманный нам сотворить, – распорядился Гостомысл.
Никита сбегал за огнивом к могилке, где лежала сума, и подал старцу.
– Так везде, куды ни глянь, названия татарские-то, отче? А русское где начало?
– Русская речь – она и есть колыбель языков земных. С нее и черпнули воду все народы тутошные.
– А вода тут с какого боку?
– Так она, вода, и есть начало начал жизни бренной. По ней три кита плавают, что землю нашу на спинах носят. Дожди водицей урожай поливают. Реки, моря и озера нам пропитание шлют. И все вечное вокруг ее течет, как водица с ключа студеного. Вода и время точит, камни шлифует. Пожары тушит, хлебушек перемалывает. Да и Иисуса Христа, в которого ты веруешь, Никита, тоже ведь не песком крестили, а водой Иорданской, – передавая вспыхнувший трут каменотесу, закончил старец.
– Ох, и задал ты мне, отче, урок, как будто полжизни грамоте учился, – улыбнулся каменотес.
– Ничего-ничего. Ученье – свет, а неученье – чуть свет, и на бахчу, – пошутил Гостомысл.
– Наработался я в рабстве на бахчах да в каменоломнях, на весь свой век хватит, – вздохнул Никита и, вглядываясь в сторону озера, без сожаления и волнения заявил: – Кажись, кончают кипчаков наших.
– Поджигай хворост немедля! – завопил Гостомысл на каменотеса.


***

– Я аркар Исатай. Привез тебе наказ из Сары Арки. От благородного Хак Назар Хана, того, кто покончил с междоусобицами в ханстве и стал единым правителем земель наших, в которые ты не с добром пришел. Вот стрелы джунгарские, ими убиты сородичи твои. Остуди пыл свой и уходи. Не прав ты, и покарает тебя Всевышний за деяния, тобой сотворенные, – не слезая с лошади, глядя в глаза одетому в дорогой халат воину, вышедшему из юрты, проговорил Исатай.
– Больно дерзок говор твой, аркар Исатай. Не поплатиться бы тебе головой своей за слова надменные, – схватившись за рукоять сабли, сквозь зубы прошипел ногаец.
– Я только передал слова благородного Хак Назар Хана, который в малолетстве жил как сын у вашего ногайского мурзы. А если хочешь услышать слова мои, то готовься еще и к худшим речениям, которые ты, собака безродная, заслужил за разорение улусов и пролитую кровь моих сородичей. Там Всевышний наблюдает за нашим разговором, он не простит грехов, и гореть тебе вечно в огне адском! – отвернув руку с камчой в сторону, бесстрашно вскричал Исатай.
Окружившие всадников ногайцы взглянули на Жаман сопку, куда случайно указал Исатай плеткой. Астраханцы все еще находились под воздействием животного страха прошлой ночи.
– О Аллах! – разнесся вопль трехсот глоток.
У самого Исатая от увиденного чуда застучали от страха зубы. Над вершиной сопки поднялось огромное оранжевое облако. Оно подобно ядовитому грибу клубилось шляпой в сером осеннем небе и зловеще раскачивалось на тонкой ножке. Постепенно ужасное облако обрело лик чудища невиданного. А минуту спустя начавшее было развеиваться ветром чудовище вдруг снизу обросло огромными дымовыми кольцами и шарами, которые, как щупальца осьминога, одно за другим вздымались в серое небо.
Перепуганные воины сразу же увидали в них знамение. Кому-то из них мерещилась страшная рожа Самурхана, кому-то – купола мечети, а некоторым – скачущая на них конница с огненными колесницами. Все они один за другим упали на колени и уткнулись лбами в каменистую землю.
Не стали исключением и Исатай со своими проводниками.
– О! Огненный Самурхан, не гневайся! О, просим тебя! – взревели триста три глотки.
Облако дыма внезапно переменилось на серо-белый цвет, и все увидали руку, которая потянулась в сторону ослушников, как бы пытаясь схватить каждого из них и утащить в огонь адский.
Через секунду все бесстрашные воины были уже в юртах. Исатай, прижавшись к ногайскому начальнику, как к родному брату, дрожа всем телом, прошептал
– Не гневи небеса кара-суек более...
– Уходим! Уходим! С восходом нас тут не будет, клянусь, таксыр Исатай!
И только невинные божии создания, лошади, мирно паслись на поле, не обращая внимания на всеобщую панику. В отличие от глупых людей, они не верили в суеверия...




продолжение: http://www.proza.ru/2014/02/05/388
фото из интернета.


Рецензии
Очень интересно. Про Волгу. Многие реки на Руси, как и города, на них стоящие названы по именам князей. Так река Волхов названа в честь князя Волха, который первый привёл свой народ на берега этой реки. Изначально название звучало чуть иначе Волхова (река). Сын Волха (если верить былинам) Славен основал на Волховой реке град Славен.

Деревянные города, в отличие от каменных, путешествовали с места на место. Когда старые укрепления трухлявели, люди просто строили новый город рядом со старым. Так Белоозеро успело побывать на всех четырёх берегах одноименного водоёма. Смоленск перекочевал на нынешнее место только в 10м веке. Так и град Славен изначально был на острове посреди Волхова вблизи истока из Ильмень озера. Скандинавы даже прозвали его Хольгард (Остров-крепость). Потом город построили на новом месте и назвали его Новым Градом, или Новгородом. Но скандинавы упорно продолжали звать его Хольгардом, хотя в этом месте никакого острова нет.

Есть версия, основанная на Велесовой книге, что Москву основал князь Моск Светоярич. Соответственно река Москова река, а град - Москов град.

Сохранилась так же городская легенда, что Москву основал Патриарх Мосох -внук Ноя. Моск - Мосох - похоже.

Теперь о Волге. Согласно Волховскому цикли былин первый город на Волге (Тверь) основал князь Вольга (сын Славена, внук Волха). Логично отсюда вывести и название реки Волга.

Кстати, второй сын Славена Нево основал город Орех, на Ореховом острове в истоке реки Нева, там, где она вытекает из Ладожского озера. Не от него ли река Нева? Русское название Ладожского озера - озеро Нево. Что тоже логично.

Несколько сомнительно, что татары вообще могли знать о существовании реки Салка.

Бывают совпадения слов у разных народов. Так по эстонски Пуна Пяо означает красная голова (или рыжая голова). А на Острове пасхи есть вулкан Пуна Пяо. В кратере этого вулкана много красной пемзы. Из этой пемзы вырезаны красные "шапки" у истуканов острова Пасхи. Но будем ли мы делать вывод, что истуканов острова Пасхи делали Эстонцы?

Или вот, у Ацтеков был город Тула. В этот город попал Кецалькоатль (пернатый змей). У нас тоже есть город Тула... И какой вывод? По моему - совпадение.

Однако версию вашу я принял к сведенью и вряд ли когда забуду.

Михаил Сидорович   15.01.2021 08:37     Заявить о нарушении
Михаил, рад общению. кАК И самара. ОДНОРОДНОЕ : Самарканд (КАМЕННЫЙ город) ,

Олег Борисенко   15.01.2021 08:56   Заявить о нарушении
Михаил, рад общению. КАК И Самара. ОДНОРОДНОЕ : Самарканд (КАМЕННЫЙ город), Тут и речка САМАРА, и в у нас в Хантах Самарово. Саман-Самар - строительный камень.

Олег Борисенко   15.01.2021 08:58   Заявить о нарушении
Есть ещё одна версия - самар-шумер.
Самария в Палестине потому, что прародитель евреев Авраам родом из Ура халдейского (потомок шумеров?). Да и библейские мифы о грехопадении Адама, о потопе местами совпадают с шумерскими текстами даже дословно.
Самара, Самария, Самарканд.

Конечно, мы с вами здесь не решим этой загадки. Вашу версию я тоже принял к сведенью.

Михаил Сидорович   15.01.2021 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.