Взрослые и дети II

--- Что ж ты не здороваешься с дядей Петей?

--- Здравствуйте, дядя Петя!

--- Иди сюда, детка. На тебе конфетку.

--- Спасибо.

Мальчик развертывает большой фантик. Внутри… пусто.

Толстяк закатывается тоненьким издевательским смехом.

Мальчик спрашивает спокойно:

--- Дядя Петя, ты дурак?

Одна из лучших сцен в прозрачном, поэтическом фильме Георгия Данелии «Сережа».

Взрослые часто не понимают, что у малышей тоже может быть вполне развитое чувство собственного достоинства. 


В Анкоридже, ожидая очереди к зубному врачу, листал от нечего делать вполне  й профессиональный медицинский журнал и вдруг наткнулся на забавное письмо в редакцию. Автор, некто Винсент Т. Монтедио, писал:

«Малыши с родителями в приемной дантиста. Ребятня возится с игрушками. Взрослые отдыхают или негромко беседуют.

Проводив Джози, нашу старшенькую дочь в кабинет, наблюдаю за нашей младшенькой, которую зовут Пейджи.

Она на полу то ласкает, то теребит большого коричневого плюшевого мишку и вдруг замечает, что ее мать, а моя жена Лани, закрыв глаза, откинулась на спинку дивана.

Отбросив мишку, Пейджи поднимается на ноги, помогая себе руками, ковыляет к матери и начинает теребить подол платья.

--- Мама, мама… Проснись! Не спи! Что это тебе, церковь?

Лани просыпается --- под дружный смех других родителей».



Не помню, кто из современников сказал: «Воспитание детей --- это наполовину райская радость, а  наполовину гражданская война».


Крепко беременную Риту попросили часок посидеть с соседской  Леночкой. Малышка возится с игрушками, Рита вяжет теплые носочки будущему ребенку.

Леночка подходит к ней и осторожно спрашивает:

--- Тетя Рита, а почему у тебя такой большой живот?

--- У меня там мальчик. Мой сыночек.

Леночка задумывается, закусив губку, потом после паузы уточняет:

--- А как он к тебе туда попал?

Рита смеется, хочет ответить, потом, тряхнув головой, советует:

--- Пусть тебе лучше расскажет твоя мама.

--- Хорошо. Я спрошу у нее, раз ты не хочешь…


О’ Генри в уморительном «Вожде краснокожих» ничего не выдумывал, а просто воспроизводил поток детского сознания вместе со всемирно известным вопросом: «Отчего ветер бывает? От того, что деревья качаются?».

Девятилетняя дочь спрашивает мать:

--- Мама, скажи, а Солнце можно потушить?

Мама выпадает в осадок.

--- ?

--- Ну вот представь, что есть такое большое-большое ведро. Больше Солнца. А в этом ведре вода. Если вылить все ведро на Солнце, оно потухнет?

Мама что-то бормочет, потом обещает спросить у кого-нибудь, кто знает.

Можно отмахнуться рукой. Можно сказать ребенку, чтобы не задавал глупых вопросов.  А мама обратилась к родственнику-специалисту, работавшему в Академии наук и после старательно пересказала дочке услышанное. Получилось примерно так.

Вода на 89% состоит из водорода. Плотность раскаленной солнечной массы в 1,4 раза больше, чем у воды. Опуская формулы и сложные расчеты, можно сказать, что Солнце превратит в пар, воспламенит и сожжет всю воду, вылитую на него из «ведра». Для Солнца соединение водорода с кислородом будет всего лишь «поленом», брошенным в гигантскую раскаленную термоядерную «топку».

Потом мама с дочкой сходили в выходной в планетарий, нашли и посмотрели научно-популярный фильм про Солнце, чтобы закрепить полученную информацию.

Мораль? В принципе, за каждым «детским» вопросом стоит научная проблема, рассказав о которой, вы можете и сами воскресить когда-то полученные знания, и приобщить ребенка к полезной информации.


Именно так поступают опытные педагоги, когда на полном серьезе принимают вопросы от детей: «Почему снег белый, а небо голубое?», «Почему летом тепло, а зимой холодно?», «Почему люди говорят на разных языках?»…


Но даже самый опытный преподаватель не может знать ВСЕ. И потому так тернист путь популяризатора научных знаний.

Айзек Азимов (автор более чем ТЫСЯЧИ книг, эрудит, писатель-фантаст) на финише своей лекции в молодой аудитории услышал вопрос:

--- А какая звезда ближе всего к нам?

---   Наименее удаленной от нашей планеты  является Проксима Центавра, расстояние до которой составляет 4,3 светового года. Это превышает 40 триллионов километров! --- отрапортовал Азимов, гордясь своей эрудицией и памятью.

--- Странно, профессор Азтмо…. --- как бы сконфузился задавший вопрос недоросль. А я всенда считал, что ближайшая к нам звезда --- это Солнце.

Молодежная аудитория застонала от удовольствия.


Но еще большее фиаско ожидало Айзека Азимова после того, как он в сборник «Наука прошлого --- наука будущего»  включил эссе под названием «Секс в космосе».


Рецензии