Поэт и толпа

Поэт в своих стихах громко обличал тупость и управляемость толпы. Он изливал на неё презрение, и каждой строкой своего стиха больно уязвлял самолюбие собравшихся вокруг сограждан — они стояли сейчас вместе, делая одно, и являлись по сути той самой толпой, о которой он говорил, поэтому они не могли, конечно, не понимать, что  именно их поэт и имеет в виду, потому что вот именно сейчас он находился над всеми, стоя на возвышении и с него низвергая гневные, больно хлещущие слова.
Но когда, закончив, поэт обернулся, он увидел уже привычную глазу, но всё равно неизменно вызывающую оторопь фигуру в бесформенном плаще и капюшоне. Это был один из тех... Странник.
- Славные стихи, - похвалил Странник. - Но ты в них не сказал, что это такое — толпа.
Поэт, разумеется, оробел, но он не был поэтом, если бы его было так легко заставить умолкнуть.
- Мне кажется, я довольно ясно дал понять... - сухо ответил он.
Странник покачал головой, и хотя поэт не видел его лица, он почувствовал насмешку.
- Любое определение даётся по одним правилам, - сказал Странник, — Сначала общее, а потом отделающее от общего — разве тебя не учили этому в школе? Так что такое эта твоя "толпа"?
- Это люди... - нерешительно начал поэт.
- Отлично начал. А теперь последний штрих — чем они отличаются от других людей, не являющихся толпой?
Поэт задумался.
- Они не мыслят, - наконец, проговорил он. - Они слушаются.
- Откуда ты знаешь? Разве ты побывал в голове каждого из них?
- И они не чувствуют — они слушаются, - поспешно добавил поэт.
- А разве ты побывал в сердце каждого из них? - снова спросил Странник.
- Но я сужу по плодам.
- Вкусны ли листья эвкалипта? - спросил Странник, неожиданно меняя тему разговора.
- Ты сам знаешь, что нет. Они могут быть ядом и лекарством. Но они не вкусны.
- Однако, за океаном живёт животное, которое употребляет в пищу только эти листья. Так как же ты можешь судить по плодам иначе, как пробуя их на свой собственный вкус?
Поэт молчал озадаченный.
- Ну а теперь скажи мне, чем ты отличаешься от толпы? - снова спросил Cтранник. И так как поэт продолжал молчать, он сам ответил на свой вопрос:
- Тем же, чем каждый от неё отличается: ты можешь залезть только в свой мозг, проникнуть только в своё сердце и ощутить съедобность плодов только для тебя. Ну а когда все эти личности, включая тебя, собираются вместе и пытаются вложить свои мысли в чужие головы, свои чувства — в чужие сердца и накормить других вкусными себе плодами, они — толпа.
- А ты? - в отчаянии крикнул поэт.
Странник рассмеялся:
- А что я, по-твоему, сейчас делал?
- Так что же, вовсе нет людей кроме толпы?
- Ну почему, - улыбнулся странник. - Есть. Каждый не толпа для себя, и все прочие для него — толпа. Потому что только себе нельзя вложить в голову свои мысли, в сердце — свои чувства и в рот — свои плоды. Всё это и так уже там находится. А теперь поклонись людям, поэт, и с благодарностью прими апплодисменты толпы.


Рецензии
Я читала эту притчу раньше, но захотелось к ней вернуться.
Мудрая и, можно сказать, гуманная, притча, отражающая реальное положение дел.

С праздником светлой Пасхи Вас, Оля!
Всего самого прекрасного в жизни!
с добром,

Анна Филимонова   01.05.2016 16:51     Заявить о нарушении
Спасибо , Анна. Вас тоже с праздником.

Ольга Новикова 2   02.05.2016 09:14   Заявить о нарушении
Оля, у меня ощущение, что я Вас чем-то обидела, и это уже ничем не загладить.
Если что - прошу у Вас прощения!

Анна Филимонова   02.05.2016 17:10   Заявить о нарушении
Да нет, что вы! Я просто всегда теряюсь, что писать в ответ. Сама комментировать не умею, и на чужие комменты отвечать как-то... ну, стесняюсь что ли. Мне очень приятно, что вы меня читаете, что комментируете. Тем более, вы из тех, кто заглядывает ко мне часто - значит, не случайно, значит, моё творчество вас чем-то привлекает, жэто не может не радовать. Извините, если показалась сухарём.С улыбкой!

Ольга Новикова 2   02.05.2016 20:50   Заявить о нарушении
Ну вот, спасибо, отлегло от сердца!
Я ведь тоже часто не знаю, что писать в ответ.
Поэтому чаще всего пишу первое, что приходит в голову)))

Анна Филимонова   02.05.2016 21:42   Заявить о нарушении
А я к вам сегодня заглядывала - по ваши любимые мною хайку.

Ольга Новикова 2   02.05.2016 21:57   Заявить о нарушении
Я видела и очень Вам благодарна!
Получилось, что я как будто напросилась, хотя и не собиралась)))

Анна Филимонова   02.05.2016 22:34   Заявить о нарушении
Не получается - я нечасто выбираю время, в чём каюсь, но заглянуть к вам всегда рада.

Ольга Новикова 2   02.05.2016 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.