ЦВЕТ

Евгений Клодт
 

Цвет

Цвет морей, цвет небес, цвет далеких гор, цвет снегов, цвет божественной любви, таинственный и как будто холодный. Мы любуемся  этим холодным цветом, и становится тепло на сердце. Отчего так? Отчего всю нашу жизнь мы жаждем этой прохлады? Словно путники, идущие по раскаленным пескам пустыни, с одной надеждой – поскорее увидеть оазис – где вода и прохладная тень. Не потому ли, что в нас самих этой прохлады нет. Эта синь –Божественная любовь. Только Бог может дать ее нашей душе. Наш земной человеческий цвет – красный, как цвет крови. Красный как цвет земли. Вспомним, какое бездонное море и самых страшных и самых прекрасных смыслов содержится в слове «кровь».

Земля была подарена нам, чтобы мы дали всему, что есть на ней живого имя, и заботились о ней. Она теперь несет вместе с нами бремя нашего падения.

Когда Господь изгоняет Адама из рая, Он говорит ему: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевой травой; в поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Земля может быть разной: коричневой, черной, желтой, серой, но сущностно она все равно красная. Жертвенное служение всему живому – в этом ее предназначение. Она смиренно принимает все и вопреки всему плодоносит. Мы говорим: «Мать сыра земля». И как сходно наше чувство к земле и к матери. На иконах мафорий (покров) на Богородице чаще всего коричневый или пурпурный, а туника на ней цвета Божественной любви – небесного. (На византийских, а также итальянских иконах часто бывает наоборот: красная туника и синий мафорий.) Это сочетание цветов символизирует тайну воплощения Бога, который есть Любовь, жертвенное служение Божьей Матери и ее сострадание к нам. Потому так любим у нас Праздник Покрова. Простирая над нами свой мафорий, Божья Матерь защищает нас от всякого зла и доносит все наши нужды и боли да своего Сына.

Синева небес, опускаясь в толщу материи, и соединяясь с ней, рождает фиолетовый цвет, таинственный и непрозрачный. Глазу человека трудно долго созерцать темно-фиолетовое, оно как постепенное погружение в мир черного, где нет уже ничего внешнего, и где невыносимо в отсутствии внутреннего света. Но добавьте в фиолетовое каплю белого, как увидите радостная сила начнет подниматься из его недр. Такого цвета мантии у епископов. Любовь, проявляемая через жертвенное служение – в этом сущность фиолетового цвета. Если добавить в фиолетовый еще красного, получится пурпур – царственный цвет. Его нет ни в радуге, ни в лучевом спектре. Он принадлежит Богу. Пурпур с золотом – царская одежда. Только Царь, как помазанник Божий имеет право ее носить. Таков цвет хитона центрального Ангела на «Троице» Андрея Рублева и гиматий (плащ) левого (от нас) Ангела. У центрального Ангела он насыщенный, темно-вишневый, а у левого – осветленный, с голубоватым светом, как отблеск насыщенно-синего гиматия центрального Ангела. А это значит, что в обоих Ангелах главное: любовь, жертва, царственность. Сын жертвует собой, Отец жертвует Сыном. Любовь Отца изливается на Сына и любовь обоих - на мир. А что же правый Ангел – Святой Дух, о чем говорит нам зелень его гиматия? Зеленый цвет – цвет жизни. Одухотворить – это вдохнуть жизнь. Неодухотворенное - значит мертвое.  Зеленый рождается от желтого и синего.

Золото – символ Царствия Небесного – это творческая энергия, это мысль, это познание. Оно светится и освещает все, все становится очевидным. В красках мы выражаем золотой через желтый. Это самый ранимый цвет. Так же ранима и истина. Добавить в правду капельку лжи, и все станет ложью. Добавте в желтый цвет немного черного и он станет мертвенным. Но с красным и синим соединится гармонично и даст нам огромное богатство цвета. Желтый, проникая в синий, рождает бесконечное море оттенков жизни.

В молитве Духу Святому мы называем Его «жизнеподателем», потому Его гиматий – зеленый. Светой дух утешает и дает нам надежду. Цвет надежды – зеленый. Во время праздника Троицы, который иначе называют «Духов день», - царствует зеленый цвет. Березы в храме, листья устилающие пол, зеленые облачения служащих – все являет нам торжество жизни. Но и надежда,  и сама жизнь невозможна без любви. Ибо, как говорит апостол Павел: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Потому и не пресыщается наш глаз синевой.

Как синева гиматия ложится

Поверх хитона красного,

Так наши страсти и печали

Все то, что цвет земли собою выражает,

Покроет твердь небес.

Здесь, на земле к нам синий цвет приходит,

Как дали образ, легкий и прозрачный.

И на вершинах гор, где небо повсеместно,

Пытаемся соединиться с ним, но тщетно.

И только синь гиматия ложится

Поверх хитона красного вплотную.

………………………………………………………………………………………

 

 


 

 


 

 

 
 

 

 


 
 
 


 

 

 

 

 

 

 


Рецензии